Введение
Глава 1 Этнос как объект изучения страноведения
1.2 Этнос и культура
2 Поликультурное образование в контексте проблематики межкультурной коммуникации
2.1 Сущность понятия «этноцентризм»
2.2 Этнические стереотипы и механизмы стереотипизации
2.3 Поликультурная образовательная среда как условие преодоление этноцентризма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Страноведение — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации Страноведение в туризме — это изучение природы, населения целом и отдельных народов страны, её истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, то есть все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на её территории.
Одним из основных объектов этнологического знания является изучение того, как люди связаны друг с другом согласно установленному набору правил, которые выходят за пределы обычной биологии. На протяжении большей части человеческой эволюции сообщества людей организовывали свои группы на основе родственных отношений. И по сегодняшний день все народы имеют присущие им системы родства. Отношение к предкам всегда играло ключевую роль в социальной структуре традиционных обществ вплоть до того, что безродный человек был в лучшем случае индивидом без социального статуса. Под влиянием индустриализации родственные связи перестали играть определяющую роль в жизни человека и многие черты известных систем родства просто исчезли. Однако родственные отношения остаются важным элементом общественной жизни и часто играют важную роль в сохранении целостности и идентичности этнических групп.
Этногенез (то есть вся совокупность исторических явлений и процессов, которые имеют место в ходе формирования того или иного народа и приводят к окончательному сложению его этнического лица) тесно связан с изменением и развитием информационной знаковой системы (более, чем с кровным родством, ведь этнос – это более феномен культуры, нежели природы). Дописьменная культура – это традиционные, доэтнические общности, появление письменности – важная предпосылка формирования народности, рост СМИ – основа массовизации, глобализации и стирание этнических границ внутри нации.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть этнос как объект изучения страноведения.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «этнос» и его составляющие;
2. Рассмотреть этнос в контексте культуры
3. Определить поликультурное образование в контексте проблематики межкультурной коммуникации ;
4. Выявить сущность понятия «этноцентризм» ;
5. Охарактеризовать этнические стереотипы и механизмы стереотипизации.
Глава 1. Этнос как объект изучения страноведения
Роль страноведения в межкультурной коммуникации, пути его развития и перехода в лингвокультурологию обсуждаются в работах П. Донее, В. Файгса, Г. Майера. В ходе развития сменяют и дополняют друг друга такие подходы к лингвострановедению, как коммуникативный, когнитивный и межкультурный. В лингводидактике известны три способа представления лингвокультуроведческой информации: «контейнер», «коллаж» и монтаж». Сторонники коммуникативного подхода предпринимают попытки трансформировать страноведение в развитие и отработку определённых коммуникативных и поведенческих стратегий, страхующих в ситуациях межкультурного общения и развивающих способность к адекватному восприятию других культур. Мюнхенская школа внесла в течение двух последних десятилетий значительный вклад в общую теорию и методологию межкультурной коммуникации, а также в практический опыт исследований различных культурных систем и коммуникативных стратегий. Несколько отличаются в концептуальном плане исследования, в которых межкультурная коммуникация рассматривается преимущественно в контексте лингвистической, лингводидактической теорий или теории коммуникации. Современные немецкие исследователи в области этнологии и межкультурной коммуникации определяют культуру как совокупность субъективаций (ценностей, норм, представлений, мировозренческих установок) и объективаций (деятельности, способов поведения, языка, артефактов, которые люди усваивают в процессе инкультурации и которые используются ими для освоения жизненного пространства и повседневной ориентации в нем). Некоторые исследователи строят свои концепции страноведения на когнитивном подходе, развивают его и ставят многие культурно- стратегические вопросы. E. Сватье, исследует проблему роли страноведческих знаний при интерпретации литературных текстов. Она считает, что наличие глубоких знаний о культуре ведет к лучшему её пониманию, к открытости и толерантности. Поддерживая концепцию о страноведении как контекстном знании, E. Сватье признаёт, что методологические проблемы преподавания страноведения не исчерпываются фактологией. И в качестве одной из основных задач видится ей возможность поиска новых способов мотивировать обучающихся приобретать знания. И сам блок "знаний" E. Сватье расширяет, она вводит в оборот термин культура, что позволяет рассматривать социальные и ментальные элементы в качестве тем страноведческой работы.
1.1 Понятие «этнос», его основные составляющие
Этнос - исторически сформировавшаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории,
2 Поликультурное образование в контексте проблематики межкультурной коммуникации
2.1 Сущность понятия «этноцентризм»
В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся одной стороны сталкивается с нечто самим собой разумеющимся другой стороны. Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонимание (что-то не так), при котором мнение и понимание не совпадают. Как правило, обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а занимают этноцентристскую позицию и приписывают другой стороне глупость, невежественность или злой умысел.
В процессах межкультурной коммуникации взаимодействуют, «привычная» нормативно-ценностная система собственной культуры и «непривычная», чаще всего непонятная нормативно-ценностная система чужой культуры. При этом большинству людей свойственно восприятие и оценивание явлений незнакомой окружающей действительности с позиции «своей» этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона (эталонным может считаться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, поведение и т.д.). Этот феномен давно известен в социальных и этнологических исследованиях как явление этноцентризма – «предпочтения своей этнической группы» [1, c. 236] – или пример внутригруппового фаворитизма (англ. – калька).
Этноцентризм – (от греч. ethnos — группа, племя и лат. centrum — центр, средоточие) взгляд на мир через призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона, основы для оценки и выработки суждений о других культурах; предпочтение собственного образа жизни всем остальным, отражение отношений как внутри самой группы, так и ее отношений с другими группами. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца. Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога Э.Лича, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения, кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый лучший. Одним из проявлений этноцентризма является «ксенофобия» – немотивированная,
Заключение
Актуальность исследования этносов и этнической культуры, их социокультурной динамики и традиций обусловлена наличием многочисленных проблем в современном мире, связанных с существованием этноса. Каждый индивид на земле принадлежит к тому или иному этносу и является носителем этнической культуры. Сегодня можно наблюдать самые сложные и острые конфликты, которые базируются на этнической почве. Причин обострения межэтнической конфликтности много: это и разница культурного и религиозного начал, имущественная и финансовая пропасть, экономические и политические разногласия. Также часто встречается мнение об угрозе исчезновения и невозможности возрождения традиционной культуры. Это далеко не весь комплекс вопросов, который отражается на бытовании этнической культуры и ее носителях.
Процесс развития этнокультурной компетентности описан в модели освоения чужой культуры М. Беннетта, который выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и чужими этническими группами. Согласно этой модели, человек проходит шесть этапов личностного роста: три этноцентристских (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).
Отрицание межкультурных различий характерно для людей, не имеющих опыта общения с представителями других культур. Различия между культурами ими не осознаются, собственная картина мира рассматривается как универсальная (это случай абсолютного, но не воинственного этноцентризма). На этапе защиты от культурных различий люди воспринимают их как угрозу для своего существования и пытаются им противостоять, рассматривая ценности и нормы своей культуры как единственно истинные, а чужие – как «неправильные». Этот этап может проявиться в воинственном этноцентризме и сопровождаться навязчивыми призывами гордиться собственной культурой, которая рассматривается как идеал для всего человечества. Минимизация межкультурных различий означает, что индивиды их признают и не оценивают негативно, но определяют как незначительное.
Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают радость при обнаружении и исследовании различий. На этапе адаптации к межкультурным различиям индивид способен не просто осознавать межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не испытывая при этом дискомфорта. Как правило, именно этот
1. Стефаненко, Т. Этнопсихология / Т. Стефаненко. – Екатеринбург; М., 2000. – C. 236
2. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. – М., 1999. – C. 323
3. Стефаненко, Т. Этнопсихология / Т. Стефаненко. – Екатеринбург; М., 2000. – C. 237
4. Куликова, Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур: Монография / Л.В. Куликова. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – C. 33 – 34
5. Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д., Садохин, А.П. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая; Под ред. А.П. Садохина [и др.]. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 126 – 127
6. Кон, И.С. Этноцентризм / И.С. Кон // Философский энциклопедиеческий словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – C. 812
7. Стефаненко, Т. Этнопсихология / Т. Стефаненко. – Екатеринбург; М., 2000. – C. 237
8. Садохин, А.П., Грушевицкая, Т.Г. Этнология / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: Высшая школа, 2000. – C. 155
9. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – С. 64 – 71
10. Пробин, П.С. Поликультурное образование как социально-педагогическое явление в контексте проблематики межкультурной коммуникации / П.С. Пробин // Человек и культура. – 2015. – № 1. – С. 13 – 16
11. Агеев, B.C. Стереотипизация как механизм социального вос-приятия / B.C. Агеев // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 1987. – С. 177
12. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – С. 141
13. Ощепкова, В.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации / В.В. Ощепкова. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – С. 21 - 22
14. Ощепкова, В.В. Формирование культурной языковой компетентности в процессе изучения иностранного языка. Интернет и изучение иностранного языка. Сборник материалов международной научной конференции / Москва, 2014. – С. 79
15. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – С. 118 - 121
16. Рыбакова, Н.А. Мотивационные источники самоактуализации педагога в профессиональной деятельности / Н.А. Рыбакова // Современное образование. – 2015. – № 1. – С. 81 – 83
17. Рыбакова, Н.А. Феноменологические основы самоактуализации личности / Н.А. Рыбакова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2005. – № 5-2. – С. 29 – 30
18. Барашкина, Е.А. Внутренний мир человека в русской языковой картине мира: современные подходы / Е.А. Барашкина // Вестник Самарского государственного университета. – 2007. – №1. – C. 138-140
19. Максаева, А.Э. Совершенствование обучения иностранному языку в вузах на основе социокультурного опыта. Диссертация … кандидата педагогических наук / А.Э. Максаева. – Москва, 2012. – С. 20 – 22
20. Гатиатуллина, Э.Р., Тхагапсоев, Х.Г. Идентичность как категория социальной философии / Э.Р. Гатиатуллина, Х.Г. Тхагапсоев // Перспективы науки. – 2013. – № 10 (49). – С. 97
21. Шеметова, А.Б. Поликультурное образование как направление в профессиональной школе / А.Б. Шеметова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 162