ВВЕДЕНИЕ
Реформа школьного образования, проводимая в Республике Беларусь, предъявляет новые, более высокие требования к подготовке детей к систематическому обучению в начальных классах и в дальнейшем – в средней школе. Одним из ведущих предметов в первом классе является обучение грамоте, в результате которого учащиеся овладевают, по меткому выражению В.А. Сухомлинского, “важнейшим инструментом учения” – чтением и письмом.
На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте как учебного предмета является развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего, духовного мира, формирование у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование у детей элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности ребенка.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника.
Цель исследования: определить особенности методики обучения письму в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы обучения письму в период обучения грамоте;
- определить методические приемы обучения письму;
- провести экспериментальное исследование обучения письму в период обучения грамоте.
Объект исследования: уроки обучения грамоте.
Предмет исследования: методика обучения письму в период обучения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1.1. Обучение письму как составная часть обучения грамоте
Обучение грамоте – важный этап обучения младшего школьника. именно в этот период закладываются основы будущей грамотности первоклассника. Составной частью обучения грамоте является обучение письму.
В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, метод Д.Б. Эльконина и др.).
Курс обучения грамоте состоит из нескольких периодов:
1. Добуквенный период.
Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы [1, с. 42].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Особенности обучения письму в период обучения грамоте могут быть проверены при проведении педагогического эксперимента. Базой для данного педагогического эксперимента стал 1 класс ГУО «Средняя школа №1 г. Лоева».
2.1. Проведение констатирующего эксперимента
В ходе нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент, основными задачами которого было выявление уровня сформированности навыков письма учащихся 1-х классов. Для установления уровня сформированности навыков письма учащихся к моменту обучающего эксперимента нами была проведена проверочная работа. Первоклассникам было предложено списать с доски следующие буквы и сочетания букв: а, ау, ао, но, ну, А, Ау, Ао, Но, Ну.
Работа выполнялась детьми в привычной обстановке во время урока. Время проведения эксперимента – 10-15 минут. Во время проведения эксперимента учитель следил за поведением детей, правильной посадкой во время письма, дисциплиной.
Данные констатирующего исследования, отражающие уровень сформированности навыков письма у младших школьников, оценивались по следующим критериям: правильность написания, аккуратность, правильное расположение буквы на строке.
1 балл – неправильно выполнил задание, в написании есть ошибки, письмо небрежно, буква на строке расположена неправильно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Обучение письму, так же как и чтению, опирается на звукобуквенный анализ и синтез. Операции письма включают анализ звукового состава слова, перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов, «перешифровку» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи: графемы переводятся в кинемы.
Обучение письму учащихся включает три аспекта: гигиеническая организация письма (положение корпуса, головы, рук); графическая организация письма (начертание букв, элементов букв, соединений); содержательная организация письма (перенос слышимых образов на письмо, понимание грамматических отношений, смысла написанного).
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь; учится писать важнейшие элементы буквы, точнее усвоить алгоритм письма. На следующем этапе учащиеся учатся писать буквы, целые слова. Затем на уроках обучения грамоте формируются навыки связного и скорописного письма.
В ходе нашего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа в 1 классе ГУО «Средняя школа № 1 г. Лоева». Исследование показало, что необходим системный подход, пошаговое использование обучающих приемов.
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М.С.Васильевой. – М., 1977.
3. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. – Москва : Академия, 2001. – 364 с.
4. Вижанкова, Т.И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития связной речи / Т.И. Вижанкова // Начальная школа. – 1990. - № 4.
5. Гайдук, Е.К. Работа над трудными словами / Е.К. Гайдук // Начальная школа. – 1985. - №4. – С. 32–36.
6. Жиренко, О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте / О.Е. Жиренко. – Москва : Начальная школа, 2004. – 320 с.
7. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос. – М., 1991. – 120 с.
8. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе : практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2006. – 256 с.
9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – Москва : Академия, 2007. – 464 с.
10. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И.В. Дубровина [и др.] ; под ред. И.В. Дубровиной. – Москва : Сентябрь, 2011. – 180 с.
11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.