Введение
1 Теоретико-методологические основы этики менеджмента
1.1 История зарождения этики менеджмента. Этика менеджмента: понятие и сущность
1.2 Правила этики в деятельности менеджера предприятия общественного питания. Зарубежные методики адаптации персонала
2 Анализ объектов этики менеджмента
2.1 Объект исследования этики менеджмента ОДО «Лета»
2.2 Анализ кадрового потенциала в ОДО «Лета»
3 Пути повышения этики менеджмента в ОДО «Лета»
3.1 Анализ состояния этики менеджмента ОДО «Лета»
3.2 Разработка и внедрение системы адаптации в ОДО «Лета»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема кадрового потенциала безусловно, одна из ключевых в современной экономике. Разработка и совершенствование стимулов и мотивов к труду все больше ставятся в практическую плоскость как средство в борьбе с конкурентами и выживание в условиях рынка.
Результатом эффективного управления персоналом является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации, обеспечение эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей занятых, реализация их потенциала, повышение качества жизни, укрепление трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшение морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, профессиональных и социальных групп персонала организации, формирование у работников необходимых организации интересов и поведения с целью интеграции ожиданий организации с их интересами. Конечная цель работы с персоналом обеспечение максимального сближения ожиданий организации и интересов работника, связанных с профессиональной деятельностью.
На сегодняшний день современные белорусские предприятия уделяют недостаточно внимания организации кадровой среды. Руководителям необходимо знать и уметь использовать мотивирующие факторы для повышения самоотдачи работников.
Высокая мотивация персонала – это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации.
Понятие кадровой мотивации связано с понятием производственного коллектива. Производственный коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении производственным коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и мотивации работников. Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов наемных работников и интересов имущества предприятия, организация мотивации работников по результатам выполненной работы.
1 Теоретико-методологические основы этики менеджмента
1.1 История зарождения этики менеджмента. Этика менеджмента: понятие и сущность
Управление и этика относятся к фундаментальным характеристикам жизни общества. Управление обеспечивает эффективное функционирование экономики. Так по оценке классика современного менеджмента П. Друкера успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Этика формирует цивилизованные правила поведения людей, ведения хозяйства и управления. В истории развития общества принято выделять ряд этапов, на которых формы, содержание, соотношение и взаимодействие управления и этики менялись. Существуют различные классификации этапов общественного развития. Длительное время, особенно в марксистской, литературе господствовала формационная теория деления общества по признакам его классовости и способа производства, определяемого уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Это была так называемая «пятичленка», включающая первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество [7, c. 562]. Сегодня это деление изжило себя. Если первые 4 из перечисленных 5 видов общества в той или иной степени соответствуют материалистическому пониманию истории, то коммунистическое общество оказалось порождением идеалистической теории. Историческое развитие, как окончательно стало ясно в 20 в., пошло другим путем, в котором смена классов перестала быть определяющим это развитие фактором. Считается, что роль ключевого фактора общественного развития перешла к техническому прогрессу, на основе которого образовалась другая классификация общественного развития. Сообразно этой классификации выделяют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традиционное общество было основано на примитивной технике и технологии. Для него было характерно преобладание семейных, клановых отношений. Соответственно традиционное управление основывалось на родовых и семейных традициях, разделении труда по полу и возрасту, личной зависимости, передаче власти по наследству. В категорию традиционных обществ попадали как первобытно-общинные, так и рабовладельческие и феодальные общества. Отдельные черты традиционных обществ (клановость, семейственность, наследование власти) сохранились до настоящего времени. Технический переворот, начавшийся в 17-18 вв., ознаменовал переход от медленно развивающихся традиционных обществ к индустриальному обществу. Экономика индустриального общества получила наименование рыночной (капиталистической). В соответствии с ней сформировался особый тип управления - менеджмент, основанный на самоуправлении хозяйствующих субъектов и государственном регулировании развития экономики. Основой рыночной экономики является свободное предпринимательство, т. е. инициативная деятельность, направленная на насыщение рынка товарами и получение прибыли.
2 Анализ объектов этики менеджмента
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОДО «Лета»
Кафе ОДО «Лета» расположено в г. Малорита Брестской области.
Кафе зарегистрировано как общество с дополнительной ответственностью.
Целью создания кафе является удовлетворение потребностей человека в пище и высокий класс его обслуживания, а также получение прибыли.
Одной из главных задач деятельности кафе, является эффективность предоставления услуг, определение потребностей клиента, предупреждающей действия с целью избежание неудовлетворенности клиента. Для решения поставленной задачи необходим непрерывный анализ требований к услуге.
В соответствии с Уставом кафе осуществляет следующие виды деятельности: деятельность кафе; розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво; розничная торговля морожеными и замороженными десертами; розничная торговля безалкогольными напитками; розничная торговля табачными изделиями; прочая деятельность по организации отдыха и развлечений.
Кафе – комфортное предприятие общественного питания, предоставляющее посетителям широкий ассортимент высококачественных кулинарных и кондитерских изделий и напитков.
Кафе рассчитано на 48 посадочных мест, отличается комфортностью, уютным интерьером, хорошей кухней.
Основные задачи деятельности кафе: Привлечь большое количество посетителей. Удовлетворить потребности посетителей, сделать гостей счастливыми на то время, пока они находятся в заведении. Обеспечить высокий уровень и условия обслуживания.
Режим работы: понедельник-четверг с 8.00 до 14.30; пятница с 8.00 до 14.30 и с 19.00 до 1.00; суббота с 19.00 до 1.00; воскресенье – выходной.
Помещение, занимаемое кафе, располагается в центре города, на 1 этаже гостиницы «Юбилейная», обустроен удобный подъезд для автотранспорта и парковка.
В помещении кафе имеется телевизор, спутниковое телевидение, домашний кинотеатр с караоке.
Высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. В кафе применяется повседневная форма обслуживания официантами. Повседневная форма обслуживания в кафе, характеризуется постоянным потоком посетителей, в кафе «Лета» складывается из следующих элементов: встреча и размещение гостей; прием заказа; выполнение заказа; подача заказных блюд; расчет по окончании обслуживания.
Так же кафе оказывает услуги по организации небольших банкетов, а также семейные торжества, корпоративы, встречи и т.д. Для выполнения различных технологических процессов в кафе предусматриваются помещения: складские, производственные, для потребителя, для персонала.
3 Пути повышения этики менеджмента в ОДО «Лета»
3.1 Анализ состояния этики менеджмента ОДО «Лета»
В ОДО «Лета» действует дисциплинарная политика. Дисциплинарная политика – это документ, описывающий базовые требования к поведению сотрудника. В течение рабочего дня, или находясь в помещении все сотрудники компании должны соблюдать дисциплинарные правила. Их нарушения влияют на работу сотрудников и имидж организации у партнеров. Дисциплинарная политика определяет стандарты допустимого поведения, ожидаемого от сотрудников, а так же обозначает последствия их нарушения. Особенным образом выделяются нарушения дисциплины, категорически не совпадающие с идеологией компании. При возникновении такого рода событий, компания расторгает взаимоотношения с сотрудником, а в отдельных случаях может выступить инициатором возбуждения Уголовного дела. К нарушениям такого рода относятся:
- хищение материальных ценностей и имущества;
- грубое нарушение кассовой дисциплины;
- не пробитие чека;
- не отданная сдача ;
- хамство по отношению к покупателям (нецензурная брань, неприличные жесты, резкие высказывания о внешнем виде, поведении, физических недостатках);
- отсутствие на рабочем месте без уважительной причины и предупреждения, а так же без предоставления справки, подтверждающей отсутствие данного сотрудника на рабочем месте в течение 4 часов, и/или полной смены, независимо от её продолжительности, согласно графику выхода на работу;
- употребление на рабочем месте в рабочее время алкогольных и наркотических средств;
- нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения;
- деяния преступного характера на рабочем месте, влекущее за собой уголовную ответственность. Остальные виды дисциплинарных нарушений не влекут за собой немедленного расторжения взаимоотношений с сотрудником, а возникновение подобных ситуаций попадает под действие дисциплинарных процедур, изложенных ниже.
Заключение
Курсовая работа на тему «Этика менеджмента в объекте общественного питания» выполнена на основании данных, предоставленных ОДО «Лета» и материалов научных исследований.
Для ОДО «Лета», учитывая специфику деятельности, можно рекомендовать следующие виды мотивации труда работников:
- совершенствование системы премирования и поощрений;
- внедрение принципа индивидуализации заработной платы.
Первым мероприятием, направленным на совершенствование материального стимулирования персонала ОДО «Лета» является изменение структуры соотношения постоянной и переменной части заработной платы работников.
Предлагаемая система премирования позволит связать увеличение заработной платы каждого работника с качеством его труда и конечным результатом деятельности предприятия и таким образом, повысить стимулирующую роль заработной платы к высокопроизводительному труду.
Таким образом, предлагается:
упростить систему премирования (ввести 2-3 основных показателя для сотрудников каждого структурного подразделения исходя из специфики их труда).
ввести гибкий подход в определении величины премиальных выплат на основании реального трудового вклада каждого сотрудника.
Применение системы премирования сотрудников ОДО «Лета» побудит их к более продуктивной работе и заинтересует их к поиску новых рынков сбыта, т.к. рост объемов продаж приведет к увеличению их заработной платы.
Индивидуальное премирование персонала может стать важным стимулом к их заинтересованности в работе, к росту интеллектуальных разработок и идей, а также позволит снизить остатки товаров на складе, тем самым обналичив денежные средства в составе оборотных активов. Предполагаемый эффект будет выражаться в увеличении выручки на 765,6 тыс р.
Предлагается внедрение системы CRM (Customer Relationship Management) Внедрение программного продукта будет способствовать дисциплинированию сотрудников. Внедрение CRM–системы позволит оптимизировать коммуникационные потоки (информация будет зафиксирована, доступ к ней смогут получить разные сотрудники вне зависимости от присутствия работника на рабочем месте), позволит увеличить лояльность клиентов, оптимизировать работу с ними, увеличить ответственность менеджеров за работу с клиентами. Проведенные расчеты эффективности проекта показали, что индекс рентабельности инвестиций оказался больше 1, что подтверждает эффективность проекта, экономический эффект (рост прибыли) составит 43,28 тыс. р.
1 Агашкова А. Кадровая политика и кадровая стратегия предприятия. / А. Агашкова – М.: ПРИОР, 2012. – 416 с.
2 Базылева М. Н. Мотивация труда в системе отношений менеджмента / М.Н. Базылева. – Минск: ИВЦ Минфина, 2011- 184с.
3 Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. / ВР. Веснин – М.: СПАРК, 2014. – 394 с.
4 Волкова Н. В. Кадровая политика для закрепления на предприятии молодых специалистов (на примере выпускников экономических специальностей высших учебных заведений): Автор реф. дисс. на соискание ученой степени к.э.н. / Н.В. Волкова – Барнаул, 2012. – 32 с.
5 Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е издание./А.П. Егоршин – Н. Новгород: НИМБ, 2014 – 504 с.
6 Зайцев Г. Г. Управление персоналом. / Г. Г. Зайцев – М.: Северо-Запад, 2015. – 335 с.
7 Зудина Л. Н. Организация управленческого труда./ Л.Н. Зудина– М.: Финансы и кредит, 2012. – 562 с.
8 Кабушкин Н. Н.. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов. /Н.Н. Кабушкин- СПб. и др.: Питер, 2012. - 508 с.
9 Киселев И. Е. Основы управления персонала. /И.Е. Киселев– М.: Инфра-М, 2016. – 384 с.
10 Управление персоналом / Под ред. М.Т. Белова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 504 с.
11 Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. / Л.А. Бердникова – М.: ИНФРА-М, 2012. – 215 с.
12 Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. / Л.А. Бернстайл– М.: Финансы и статистика, 2013. – 178 с.
13 Бир С. Наука управления / С. Бир; пер. с англ. - 2-е изд. - М.: ЛКИ, 2012. - 120 с.
14 Боссиди Л. Искусство результативного управления / Л. Боссиди, Р. Чаран. - М : Добрая книга, 2016. - 288 с.
15 Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Пер. с англ./Под ред. Ковалева В.В. В 2-х томах. - М.: Экономическая школа, 2013 - 372 с.
16 Вебер М. Бизнес-вычисления: практика расчета основных показателей / М. Вебер.; пер. с нем. - М.: Омега-Л, 2014. - 243 с.
17 Герчикова, И.Н. Менеджмент. / И.Н. Герчикова– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. – 501с.
18 Гончаров В. В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. / В.В. Гончаров – М.: МНИИПУ,2015. – 268 с.
19 Демидова, А.В. Исследование систем управления: конспект лекций / А. В. Демидова. - М : Приор-издат, 2012 - 96 с.
20 Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник для вузов / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. - М.: Альпина, 2015. - 400 с.
21 Ефимова Е.В. Финансовый анализ. / Е.В. Ефимова– М.: Бухгалтерский учет, 2016.– 367с.
22 Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами. /В.В. Качалин – М.: Изд-во «Дело», 2014. – 216 с.
23 Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства./ Г.Я. Кожекин Минск.: ИП «Экоперспектива»,2012-с. 186.
24 Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. / А.Н. Курицын –М.: Изд-во стандартов, 2014-с. 69.
25 Мартене М. Менеджмент малых и средних предприятий. / М. Мартене-Минск.: Тэхналогая, БГЭУ,2013.– 411 с.
26 Максимцов, М.М. Менеджмент, / М.М. Максимцов - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014 - 106 с.
27 Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. / В.Д, Маркова- М.: Инфра-М, 2015.- 415 с.
28 Милгром И. И. Экономика, организация и менеджмент./ И.И. Милгром - М.: Экономическая школа, 2012. - 1000 с.
29 Минцберг Г. Стратегический процесс. / Г. Минцберг. - СПб.: Питер, 2011-510 с.
30 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. учебное пособие для вузов / Ю.П. Морозов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013- 251 с.
31 Организация коммерческой деятельности / С. Н. Виноградова [и др.], под ред. С. Н. Виноградовой. – Минск: Выш. шк., 2014. – 464 с.
32 Осипова Л. В. Основы коммерческой деятельности: учебник для вузов / Л.В. Осипова, – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. – 324 с.
33 Основы управления качеством: учеб. пособие /под ред. С.К. Фомичева, А.А. Старостиной, Н.И. Скрябиной. - 2-е изд. - Киев: МАУП, 2015. – 192 с.
34 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 / Бизнес Инфо [Электронный ресурс]/ ООО «Профессиональные правовые системы» Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
35 Пилуй М.П. Скрытая и частичная безработица / М.П. Пилуй // Белорусский банковский бюллетень, 2015. – №25. – С. 46–54.
36 Протасов В. Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов – М.: «Финансы и статистика», 2012. – 536 с.
37 Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия: Учеб. для вузов / Л.В. Прыкина– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.– 407 с.
38 Реструктуризация предприятий и компаний / Под ред. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. М., 2013-419 с.
39 Родионова В. М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции./ В.М. Родионова - М.: Перспектива, 2012– 217 с.
40 Ромашова И. Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры: учеб. пос. / И.Б. Ромашова - М.: КНОРУС, 2013. – 336 с.
41 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. / Г.В. Савицкая - Минск.: ООО «Новое знание», 2013. – 389 с.
42 Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая - Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 303 с.
43 Сафронова М. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Сафронова. М.: Юристъ, 2014. – 528 с.
44 Сербинский Б.Ю. Управление персоналом / Б.Ю. Сербиновский, С.И. Самыгина. – М: Издательство Приор, 2013. – 432 с.
Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент для практиков:/ Е.С. Стоянова, М.Г. Штерн. Краткий профессиональный курс. - М.: Перспектива, 2014. – 176 с.
45 Теория системного менеджмента / Под общ. ред. В.Г. Янчевского, Р.С. Седегова, В. А. Кривцова. Минск.: Академия управления при Президенте РБ, 2014.-381 с.
46 Трудовой кодекс Республики Беларусь Принят Палатой представителей 8 июня 1999 года, Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями) // ООО «Профессиональные правовые системы» Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018
47 Уткин Э. А. Курс менеджмента. / Э.А. Уткин – М.: Изд–во «Зерцало»,2013– 346 с.
48 Учет и финансовый анализ: Инструменты эффективного управления / Под ред. Д.А. Панова. Минск.: Тэхналопя, БГЭУ, 2014– 298 с.
49 Чхартишвили А. Г. Математические методы и моделирование в управлении / А. Г. Чхартишвили. – М.: Дело, 2012. – 643 с.
50 Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. – М.: ЗАО Бизнесс – школа «Интел – Синтез», 2013. – 463 с.
51 Шипунов В. Г. Основы управленческой деятельности / В.Г. Шипунов. – М.: Высшая Школа., 2012. – 526 с.