2 Практическое применение экономических методов управления в ОАО «Могилевоблпищепром»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Могилевоблпищепром»
2.2 Анализ организационной структуры и анализ эффективности управления в ОАО «Могилевоблпищепром»
2.3 Анализ эффективности использования экономических методов управления
3 Основные направления совершенствования методов управления ОАО «Могилевоблпищепром»
2 Практическое применение экономических методов управления в ОАО «Могилевоблпищепром»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Могилевоблпищепром»
Основным видом деятельности ОАО «Могилевоблпищепром» является производство вин плодовых, вин виноградных, напитка безалкогольного (кваса), сидра, концентрированных соков.
Предприятие было основано в 1865 г. как пивоваренный завод. В годы Великой Отечественной войны предприятие было разрушено. В 1952 г. начато строительство нового пивоваренного завода, который был введен в эксплуатацию в 1964 г.
В 1986 г. произошло слияние пивоваренного и винодельческого заводов, был организован Могилевский завод напитков. 1 сентября 1997 г. было создано Государственное производственное объединение путем слияния Могилевского завода напитков и ГПО «Могилевоблпищепром». В июне 2001 года производственное объединение преобразовано в унитарное коммунальное производственное предприятие.
Решением Могилевского областного исполнительного комитета от 26 декабря 2001 г. № 28-9 путем преобразования унитарного коммунального производственного предприятия пищевой промышленности «Могилевоблпищепром» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь было создано ОАО «Холдинг «Могилевоблпищепром».
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 660 от 28 декабря 2009 года «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» администрацией Октябрьского района г. Могилева Открытое акционерное общество «Холдинг «Могилевоблпищепром» переименовано в Открытое акционерное общество «Могилевоблпищепром».
11 мая 2010 г. в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации ОАО «Могилевоблпищепром» (ОАО «Могилевоблпищепром») с регистрационным номером 700391109 (свидетельство о государственной регистрации серии КО № 0013628). Внесены и зарегистрированы Администрацией Октябрьского района г. Могилева соответствующие изменения в Устав организации. Учредителем организации являлся Могилевский областной исполнительный комитет.
Основным видом производственной продукции ОАО «Могилевоблпищепром» является вино плодово-ягодное (улучшенного качества и специальной технологии). Вино плодово-ягодное фасуется в стеклянную бутылку емкостью 0,5 и 0,7 л, а также в ПЭТ-бутылку емкостью 0,75 л, розлив в которую был освоен на предприятии в 2011 г.
3 Основные направления совершенствования методов управления ОАО «Могилевоблпищепром»
Так, изучив показатели эффективности управления ОАО «Могилевоблпищепром», можно сделать вывод о том, что положительным моментом является лишь увеличение производительности труда. Наблюдается снижение экономической эффективности управления, ресурсной и затратной эффективности. Также в качестве отрицательного момента отметим увеличение нагрузки управляемости. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что для ОАО «Могилевоблпищепром» необходимы мероприятия по совершенствованию структуры управления.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в современных социально-экономических условиях приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к бездумному исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.
Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающего воздействие на людей в организации.
Первый – иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – это отношения власти – подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий – рынок, то есть сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.