Введение
Каждой организации необходима определенная политика для того, чтобы управлять своим ростом на рынке. Основой такой политики должна стать оценка реальных и потенциальных возможностей организации, чтобы производимая ею продукция укрепляла позиции организации и ее конкурентные преимущества, как на отечественном, так и зарубежных рынках.
Переход экономики Республики Беларусь на рыночную модель развития, преобразования в сфере собственности и методов управления субъектом хозяйствования обуславливают возрастающую роль анализа и планирования объемов производства и реализации продукции в организациях, так как имен-но продукция, ее качество, ассортимент и новизна определяют конкурентные позиции организации и успех ее деятельности в рыночных условиях.
Организации планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы своего развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги. В своей деятельности организации обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности потребителей и, в конечном итоге, улучшить конечный финансовый результат деятельности.
При формировании производственной программы организация должна учитывать рыночную конъюнктуру, ориентированную на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определяет большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели организации. В конкурентной борьбе организация должна производить только то, что может продать. Продукция, которая обладает наилучшими потребительскими свойствами по сравнению с товарами-конкурентами – это главный фактор увеличения прибыли организации и повышения ее конкурентоспособности.
Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночной экономики. В настоящее время организации пищевой промышленности Республики Беларусь сталкиваются с рядом проблем, которые негативно сказываются на росте объемов производства и реализации продукции – это недостаток оборотного капитала, использование устаревшего оборудования, высокие непроизводительные расходы, большой удельный вес низкорентабельных давальческих схем, высокие налоговые нагрузки и многие другие. В результате это приводит к ухудшению конечного финансового результата деятельности организации.
Предметом исследования является эффективность производства молочной продукции на перерабатывающем предприятии.
Объект исследования — ОАО «Минский молочный завод №1».
Цель работы — анализ эффективности производства молочной продукции и разработка мероприятий по повышению эффективности производства на ОАО «Минский молочный завод №1».
Реализация поставленной цели конкретизировалась в решении следующих задач:
— рассмотреть общую характеристику и классификацию отраслей пище-вой промышленности;
— изучить особенности производства пищевой промышленности;
— рассмотреть перспективы развития пищевой промышленности в Республике Беларусь и за рубежом;
— дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Минский молочный завод №1»;
— проанализировать динамику показателей экономической эффективности использования производственных ресурсов ОАО «Минский молочный за-вод №1»;
— проанализировать качество продукции как основной фактор повышения эффективности производства;
— провести анализ экономической эффективности производства и реализации продукции организаций пищевой промышленности;
— предложить пути повышения экономической эффективности функционирования организаций пищевой промышленности.
В работе использованы следующие методы: факторный анализ, статистический метод, наблюдение, системный подход к изучаемому вопросу, балансовый метод, нормативный метод.
1 Теоретические основы развития пищевой промышленности
1.1 Общая характеристика и классификация отраслей пищевой промышленности
Пищевая промышленность включает в себя предприятия, производящие продукты питания для населения. В состав пищевой промышленности входит большое количество отраслей. Все эти отрасли подразделяются на три группы в зависимости от факторов, оказывающих решающее влияние на размещение предприятий данной отрасли:
1) предприятия, расположенные ближе к источникам сырья:
– сахарная промышленность;
– маслодельная промышленность;
– винодельная промышленность;
– чайная промышленность;
– консервная промышленность;
– рыбная промышленность;
– маслобойная промышленность;
2) отрасли, предприятия которых ориентируются на потребительский фактор:
– хлебопекарная отрасль;
– макаронная отрасль;
– кондитерская отрасль;
– пивоваренная отрасль;
– молочная отрасль;
3) отрасли, ориентированные как на потребительский, так и на сырьевой факторы:
– мясная;
– мукомольная;
– крупяная;
– табачная.
Пищевая промышленность представляет собой крупнейшее структурное объединение, перерабатывающее преимущественно сельскохозяйственное сырье и производящее пищевые и вкусовые продукты. Пищевая промышленность, объединяя в себе комплекс однородных пищевых и перерабатывающих организаций, располагает специфичной материально-технической базой и со-ответствующим кадровым составом работников. Экономические особенности и специфика отраслей пищевой промышленности определяются, с одной стороны, экономическим назначением производимой продукции, ее потребительской ценностью, с другой – происхождением потребляемых сырых материалов и организационно-технологическими особенностями производства и реализации продукции.
Роль пищевой промышленности в развитии национальной экономики определяется, прежде всего, тем, что она обеспечивает рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери. В свою очередь пищевая промышленность воздействует на сельское хозяйство, стимулируя развитие новых сырьевых баз, расширение сферы применения растениеводческой и животноводческой продукции, рост товарности сельскохозяйственного производства.
Пищевая промышленность Беларуси имеет сложную структуру. В ее со-став входит более двух десятков подотраслей с их многочисленными специализированными производствами. Наиболее крупными являются: мясная – производит 23,1% общего объема пищевой продукции, молочная – 23,2, хлебопекарная – 11,8, кондитерская – 6,4, сахарная – 7,7%.
Мясная промышленность является одной из крупнейших отраслей пище-вой промышленности. Мясопродуктовый подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь. В подкомплексе занято 17% общей численности работников всего агропромышленного комплекса и 19% совокупной стоимости основных производственных средств АПК. На долю мяса и мясопродуктов приходится 30-32% всех затрат на производство продовольствия в республике. В структуре розничного товарооборота мясной продукции принадлежит 11-13%.
Мясной подкомплекс республики в настоящее время представляет собой не целостную структуру, а совокупность разрозненных предприятий по производству, переработке и сбыту мясной продукции, не объединенных общими экономическими интересами. Существующая система хозяйствования не стимулирует структурную перестройку и рост производительности труда, носит затратный характер, не заинтересовывает производителей в развитии мясного животноводства, а перерабатывающие предприятия – в безотходной, комплексной переработке скота и птицы.
2 Экономическая эффективность производства организаций пищевой промышленности
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Минский молочный завод № 1». Сокращенное наименование — ОАО «Минский молочный завод № 1».
ОАО «Минский молочный завод № 1» создано в результате реорганизации ОАО «ГМЗ №1» и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100058367 04 сентября 2008 года.
Адрес: 220070, г.Минск, ул. Солтыса 185, тел.246-51-53 (приемная), 246-59-03.
ОАО «Минский молочный завод № 1» введен в эксплуатацию в 1929 году по ул. Фабрициуса, 9, в 1996 году ГМЗ № 1 преобразован в Открытое акционерное общество «Млитэпс». Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Минским городским исполнительным комитетом 21 октября 1996 года (свидетельство о регистрации №792 от 24.10.1996г.) На внеочередном собрании. акционеров 14.11.2003 г. принято решение переименовать ОАО «Млитэпс» в ОАО «ГМЗ №1».
В настоящее время ОАО «ГМЗ № 1» решением Минского городского исполнительного комитета от 28 августа 2008 года №2017 реорганизовано в коммунальное производственное унитарное предприятие «Городской молочный завод №1» путем присоединения к нему коммунального унитарного пред-приятия «Городской молочный завод №3». Минский городской молочный за-вод №3 был введен в строй в декабре 1983 года. 27 декабря 1993 года был преобразован в арендное предприятие «Минский молочный завод №3». Решением Минского облисполкома №90 от 02.12.96. предприятия были переданы в собственность Минской области и вошли в состав Минского государственного объединения «Мясомолоко», а в 2002 году совместным решением Минского облисполкома и Минского горисполкома №721/1544 от 16.10.02. молочные предприятия вновь переданы в коммунальную собственность г.Минска. Права по управлению заводами были делегированы КУП «Минскгорпищепром».
Структура управления ОАО «Минский молочный завод № 1» представ-лена в Приложении А.
Рассмотрим организационную структуру ОАО «Минский молочный за-вод № 1».
Управление ОАО «Минский молочный завод № 1» осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом ОАО «Минский молочный завод № 1» на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества.
Органами управления организацией являются:
собрание;
коллегиальный орган управления — совет директоров (наблюдательный совет);
исполнительный орган — единоличный исполнительный орган (директор) и коллегиальный исполнительный орган (дирекция).
ОАО «Минский молочный завод № 1» имеет линейно-функциональную структуру управления. Во главе ОАО «Минский молочный завод № 1»» стоит генеральный директор, у которого в непосредственном подчинении находятся:
— заместитель генерального директора по сельскому хозяйству и сырью;
— заместитель генерального директора по сельскому хозяйству;
— заместитель генерального директора по коммерческим вопросам;
— заместитель генерального директора по производству;
— главный экономист;
— главный инженер;
— главный бухгалтер;
— главный специалист по идеологии и общим вопросам.
В ОАО «Минский молочный завод № 1» основное производство молочной продукции осуществляется в 3 цехах:
— цехе цельномолочной и диетической продукции,
— цехе детского питания,
— цехе молочной продукции.
3 Пути повышения экономической эффективности функционирования организаций пищевой промышленности
3.1 Направления повышения экономической эффективности функционирования организаций пищевой промышленности
На ОАО «Минский молочный завод № 1» предлагается ввести автоматизированную систему, которая позволит исключить влияние человеческого фактора при проверке пропусков и регистрации нарушений трудового распорядка, практически сводя к нулю возможность ошибок и злоупотреблений.
Система контроля доступа отслеживает все перемещения сотрудников по территории предприятия. С помощью компьютера формируются отчеты об опоздавших, не вышедших на работу или ушедших раньше за любой промежуток времени.
Сущность системы заключается в следующем: проходная оснащается преграждающим устройством (замками, турникетами) и считывателями карт доступа. Все эти устройства подключаются к контроллерам системы - ее интеллектуальной части, которые объединяются в сеть и подключаются к компьютеру.
Для идентификации людей в системе, применяют бесконтактные пластиковые карты с индивидуальным кодом, используемые сотрудниками в качестве пропусков. При поднесении карты к считывателю, установленному в точке прохода, система сопоставляет информацию, хранящуюся в контроллере, с ко-дом карты и определяет, разрешен ли доступ владельцу карты.
Система запоминает все проходы персонала, и эта информация используется для организации учета рабочего времени и контроля над дисциплиной.
Основной принцип работы такой системы — это учет общего количества отработанных каждым сотрудником часов, проводит учет командировок, отгулов, больничных, отпусков. В любой момент система позволяет получать от-четы по всем выше перечисленным параметрам.
Основные функциональные возможности системы контроля доступа:
— защита от доступа нежелательных лиц на предприятие. Организация электронной проходной позволяет значительно повысить эффективность контроля для предотвращения несанкционированного доступа посторонних на территорию предприятия. Для быстрого и беспрепятственного прохода персонала в проходной устанавливаются электромеханические турникеты. Сотрудники проходят через турникет, предъявляя считывателю карту доступа, что позволяет исключить влияние человеческого фактора при проверке пропусков и регистрации опозданий на работу, практически сводя к нулю возможность ошибок и злоупотреблений. Защита от передачи пропуска другому лицу реализуется следующим образом: система не позволит дважды войти на предприятие по одному пропуску без совершения выхода;
— защита материальных ценностей информации. Система позволяет раз-решить доступ каждому сотруднику только в те помещения, где он имеет право находиться в соответствии со своими служебными обязанностями, и только в положенное ему время. В реальной жизни сложно добиться, чтобы сотрудники постоянно запирали двери, уходя даже на короткое время. Система легко решает эту проблему — покидая помещение, сотрудник просто захлопывает дверь, а возвращаясь, простым поднесением карты открывает замок. Для усиления режима контроля доступа и защиты от попыток воспользоваться чужой картой возможна многоуровневая идентификация личности входящего — организация доступа при условии «предъявление карты плюс набор секретного кода»;
— контроль за трудовой дисциплиной. Система контроля доступа отслеживает все перемещения сотрудников по территории. Отчеты об опоздавших, не вышедших на работу или ушедших с работы раньше времени могут формироваться как ежедневно, так и за любой промежуток времени;
— учет рабочего времени. Программный модуль учета рабочего времени обеспечивает автоматизированный учет рабочего времени при организации многосменных и скользящих графиков любой сложности. Программное обеспечение (ПО) автоматически формирует табель установленной формы, в соответствии с индивидуальным графиком работы каждого сотрудника;
— кадровый учет и выдача пропусков. Программные модули кадрового учета и выдачи пропусков позволяют сократить объем рутинной работы в учетной системе предприятия. Модуль выдачи пропусков позволяет оформить карту доступа в виде пропуска — с фотографией, ФИО, должностью, названием подразделения.
Заключение
ОАО «Минский молочный завод № 1» создано в результате реорганизации ОАО «ГМЗ №1» и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100058367 04 сентября 2008 года.
ОАО «Минский молочный завод № 1» — основной поставщик цельномолочной продукции для розничной торговли г. Минска. Завод специализируется на производстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны, сырково-творожных изделий, освоено производство йогуртов, майонезов, молока, кефира, сметаны с биодобавками, и др. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет свыше 160 наименований.
Завод производит огромное наименований фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны, творога, пасты творожной, сырков глазированных, сыров «Адыгейский», «Десертный», «Гурман», «Крестьянский», майонезов, йогуртов, пудинга и других молочных десертов.
Проведенный анализ экономического развития ОАО «Минский молочный завод № 1» за 2015-2016 гг. показал, что предприятие увеличило объемы выпуска и реализации продукции, но опережающие темпы роста затрат на производство и реализацию продукции предприятия обусловили ухудшение финансовых результатов деятельности. Так, выручка от реализации продукции ОАО «Минский молочный завод № 1» в 2016 году возросла по сравнению с 2015 годом на 14,5 %, или на 31 153 млн. руб., а себестоимость реализованной продукции – на 23,6 %. Опережающие темпы роста себестоимости производства и реализации продукции на предприятии обусловили снижение прибыли от реализации в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 14,9 %, сумма при-были от реализации снизилась на 9 193 млн. руб. и составила в 2016 году 52 420 млн. руб. Снижение прибыли от реализации обусловило снижение чи-стой прибыли предприятия и рентабельности деятельности. Рентабельность продукции снизилась в 2016 году по сравнению с предыдущим годом на 13,09 процентных пункта и составила 27,03 %, а рентабельность продаж снизилась за год на 7,35 процентных пункта, до 21,28 %.
Проведенный анализ обеспеченности ОАО «Минский молочный завод № 1» персоналом показал, что на предприятии наблюдалось незначительное отклонение фактического уровня рабочих от планового. При этом численность рабочих предприятия заметно сокращалась, что происходило главным образом за счет оттока работников в возрасте до 29 лет, то есть молодежи. В структуре работников по демографическим признакам не наблюдалось существенных изменений.
Наибольшую долю в структуре затрат занимают расходы на сырье и материалы — 86,6 % в 2016 г., расходы на оплату труда занимают 7,0 % в общей сумме расходов на производство и реализацию продукции. Таким образом, производство является материалоемким.
Наибольшую долю в структуре затрат на производство масла животного 72,5 жирности занимают материальные затраты — 89,38 % в 2016 г., расходы на оплату труда занимают 2,73 % в общей сумме расходов на производство и реализацию продукции. Таким образом, производство масла животного 72,5 жирности является материалоемким. Однако удельный вес материальных за-трат на производство масла уменьшился в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 8,78%, что показывает снижение материалоемкости производства масла. Амортизация основных средств и нематериальных активов отсутствует в 2016 г. Удельный вес расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды вырос на 2,23% и 0,84% соответственно в 2016 г. по сравнению с 2014 г.
Наибольшую долю в структуре затрат на производство творога нежирного, фасованного занимают материальные затраты — 88,89 % в 2016 г., рас-ходы на оплату труда занимают 2,90 % в общей сумме расходов на производство и реализацию продукции. Таким образом, производство творога нежирного, фасованного также является материалоемким. Однако удельный вес материальных затрат на производство творога вырос в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 17,02%, что показывает рост материалоемкости производства творога. Удельный вес расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды снизился на 4,98% и 1,98% соответственно в 2016 г. по сравнению с 2014 г. Удельный вес амортизации основных средств и нематериальных активов, а также прочих затрат также снизился на 2,02% и 8,02% соответственно.
Наибольшую долю в структуре затрат на производство сыра 45 % жирности занимают материальные затраты — 91,46 % в 2016 г., расходы на оплату труда занимают 2,00 % в общей сумме расходов на производство и реализацию продукции. Таким образом, производство сыра 45 % жирности также является материалоемким. Однако удельный вес материальных затрат на производство сыра вырос в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 29,66%, что показывает рост материалоемкости производства творога. Удельный вес расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды снизился на 7,52% и 4,01% соответственно в 2016 г. по сравнению с 2014 г. Удельный вес амортизации основных средств и нематериальных активов, а также прочих затрат также снизился на 4,16% и 13,96% соответственно.
Особую актуальность в связи с этим приобретают все возможные пути снижения себестоимости, а именно, внедрение системы контроля доступа для снижения потерь рабочего времени; предложенное мероприятие по экономии энергетических ресурсов за счет приобретения более экономичного оборудования; а также мероприятие по экономии фонда оплаты труда отдела труда и заработной платы за счет сокращения одного из работников данного отдела.
Совокупный экономический эффект от предложенных мероприятий со-ставит 3681,241 тыс руб.
Внедрение предлагаемых мероприятий в ОАО «Минский молочный за-вод № 1» позволит планомерно снижать себестоимость выпускаемой продукции и, как следствие, увеличить прибыль, и, в конечном итоге, повысить рентабельность производства.
1 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие для вузов / Л.Л. Ермолович, О.В. Головач, В.О. Зарецкий [и др.]; под ред. Л.Л. Ермолович. — Мн. : Современная школа, 2010. — 800 с.
2 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под общ. ред. В.И. Стражева. — Минск: Выш. шк., 2014. — 480 с.
3 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов;под ред. В.Я. Позднякова. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 617 с.
4 Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. — М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2012. — 128 с.
5 Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. — М.: Экономика, 2012. — 279 с.
6 Берзин, И.Э. Экономика фирмы: учеб. пособие / И.Э. Берзин. — М.: Проспект, 2013. — 251 с.
7 Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 208 с.
8 Витун, С.Е. Финансы предприятий / С.Е. Витун, А.И. Чигрина. — Гродно: ГрГУ, 2010. — 312 с.
9 Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. посо-бие / А.С. Головачев. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 688 с.
10 Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. — М.: Изд-во МИК, 2011. — 201 с.
11 Ефимова, М.Р. Финансовые расчеты. Практикум: учеб. пособие для вузов / М.Р. Ефимова. — М.: КноРус, 2012. — 184 с.
12 Ковалев, А.Н. Анализ финансового состояния предприятия / А.Н. Ковалев, В.П. Привалов. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. — 216 с.
13 Крум, Э.В. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов /
Э.В. Крум. — Минск : ТетраСистемс, 2013. — 192 с.
14 Ларионова Ю. Е. Резервы снижения себестоимости продукции на предприятиях переработки [Текст] / Ю. Е. Ларионова // Студенческая наука XXI века : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 137—139.
15 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/. – Дата доступа 19.01.2018.
16 Пташинская, Т. И. Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции (работ, услуг) и повышению доходности предприятия / Т. И. Пташинская // Планово-экономический отдел. — 2014. — № 8. — С. 60-63.
17 Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. — М.: Инфра-М, 2015. — 607 с.
18 Седой, В. М. Порядок определения размера снижения затрат на производство продукции (работ, услуг) / В. М. Седой // ЭФУ. — 2012. — №9. — С. 58-64.
19 Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие для вузов / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. — М.: Юрайт, 2011. — 670 с.
20 Станкевич, В.И. Экономика организации: учеб.-метод. пособие. Ч.1. / В.И. Станкевич, С.В. Сакун. — Бобруйск, 2009. — 60 с.
21 Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учеб. для бакалавров / Л.А. Чалдаева. — М.: Юрайт, 2013. — 410 с.
22 Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / под ред. Л.А. Лобан. — 2-е изд., допол. и перераб. — Минск: Международный гуманитарно-экономический университет, 2013. — 210 с.