Введение
1 Общее понятие о рекламе и ее характеристика
1.1 Реклама и механизм ее разработки
1.2 Разработка рекламного обращения
1.3 Выбор средств рекламы и оценка их эффективности
1.3.1 Анализ достоинств и недостатков средств рекламы
1.3.2 Оценка рейтинга средств рекламы среди целевой группы
1.3.3 Оценка стоимости рекламы. Отбор средств рекламы. Маркетинговые решения по конкретным видам рекламы
1.3.4 Активность выхода рекламы
2 Реклама на примере ОАО «Минский молочный завод №1» и ее участие в сбыте продукции
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский молочный завод №1»
2.2 Выбор средств и каналов распространения рекламы выпускаемой продукции
2.3 Реклама продукции в других отраслях и проведение мероприятий по продвижению продукции
3 Пути совершенствования рекламной деятельности ОАО «Минский молочный завод №1»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Реклама – это платное неличное обращение к определенной целевой аудитории с целью привлечению ее внимания к каким-либо достоинствам предприятия, товара, услуги, идет с целью обеспечения конкурентных преиму-ществ и коммерческого результата. Это не просто изучение информации, а ее изучение с определённой целью – увеличить спрос на товар и прибыль организации [1, c. 124].
В настоящее время реклама – это неотъемлемая часть любого бизнеса. Быстроразвивающийся технический прогресс порождает большие изменения в во всех сферах производства и экономики. С каждым днем появляются все новые и новые виды товаров, у них появляются новые функции и дизайн. Также у потребителей все время возникают качественно новые потребности и самые различные возможности их удовлетворения.
На сегодняшний день реклама нужна любому предприятию, а ее экономический эффект очень велик. Реклама является двигателем рыночной экономики и является её важным элементом.
Если же производителей лишить возможности рекламировать свои товары и услуги, то они не будут совершенствовать свой ассортимент. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Многие рекламодатели ежегодно тратят очень большие суммы денег и охотно рискуют огромными суммами ради выведения на рынок новых товаров или услуг [2].
Реклама – это очень важный аспект деятельности любой компании. Очень малое число предприятий могут успешно вести свои дела без хоть какой-либо рекламы.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в условиях становления в Республике Беларусь рыночной экономики практически любому предприятию необходим анализ его маркетинговой деятельности с целью анализа рекламы, выявления ее сильных и слабых сторон, и исправления выявленных недостатков для достижения намеченного результата в виде увеличения продаж и прибыли предприятия.
Объектом исследования является рекламная деятельность ОАО «Минский молочный завод №1».
ОАО «Минский молочный завод № 1» (ОАО «ММЗ № 1») введен в эксплуатацию в 1929 году по ул. Фабрициуса, 9. Однако в настоящее время ОАО «ММЗ № 1» решением Минского городского исполнительного комитета реорганизовано путем присоединения к нему коммунального унитарного легированы КУП «Минскгорпищепром» предприятия «Городской молочный завод № 3». Права по управлению заводами были де
Предприятие располагается на ул. Солтыса, 185, на юго-востоке Минска. Производство представлено следующими цехами: цехом цельномолочной и диетической продукции, цехом детского питания, производством сырково-творожных изделий и сметаны.
В качестве предмета исследования выступают связи и отношения, устанавливаемые в ходе осуществления рекламной деятельности ОАО «Минский молочный завод № 1».
Целью курсовой работы является изучить рекламную деятельность предприятия ОАО «Минский молочный завод № 1» и предложить направления ее совершенствования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие «реклама» и механизм ее разработки;
- изучить способы разработки рекламного обращения;
- изучить, как происходит выбор средств рекламы;
- проанализировать достоинства и недостатки средств рекламы;
- дать характеристику предприятия ОАО «Минский молочный завод № 1»;
- проанализировать рекламную деятельность завода и дать оценку ее эффективности;
- предложить мероприятия по совершенствованию рекламной деятельности ОАО «Минский молочный завод № 1».
При написании курсовой работы будут использованы следующие методы исследования: аналитический обзор специализированной литературы и Интернет-ресурсов. Также используется метод классификации, графический метод представлений данных и аналитический обзор учебной литературы и интернет-ресурсов.
Информационной базой послужили документы, отражающие экономическую, финансовую и бухгалтерскую деятельность ОАО «Минский молочный завод № 1» за 2014 – 2016 гг.
1 Общее понятие о рекламе и ее характеристика
1.1 Реклама и механизм ее разработки
Понятие «реклама» произошло от латинского «гес1аmаге», что в переводе означает «выкрикивать». Данное слово пришло к нам из Древней Греции и Рима, где самой простой формой привлечения внимания считались объявления, которые громко выкрикивались в местах скопления людей.
На сегодняшний день реклама является одним из активных инструментов управления любым предприятием и главным элементом комплекса маркетинга. Реклама – это платное неличное обращение к определенной целевой аудитории с целью привлечению ее внимания к каким-либо достоинствам предприятия, товара, услуги, идет с целью обеспечения конкурентных преимуществ и коммерческого результата [1, c. 126]. Основные характеристики рекламы:
1) Платная форма подачи рекламного обращения.
2) Неличный характер. Это означает, что коммуникационный сигнал поступает не непосредственно от продавца, а посредством рекламных каналов: Интернета, теле¬видения, радио, печатных изданий и т.д.).
3) Определенная направленность информации на конкретную ауди¬торию.
4) Результативность (привлечение большого числа потребителей той или иной продукции, по¬лучение прибыли).
Выделяют следующие функции рекламы:
- информационная (формирование у покупателей осведомленности о то-варе, услуге, предприятии, конкретном событии и т.д.);
- увещевательная (постепенное формирование у потребителей предпочтений о том или ином товаре);
- поощрительная (убедить потребителя купить именно этот товар на основе скидок в цене, предоставления купонов, подарков).
Реклама как элемент комплекса маркетинга должна отвечать определенным требованиям. Это следующие требования:
- правдивость;
- конкретность;
- целенаправленность;
- гуманность;
- компетентность.
Правдивость рекламы означает, что ее организаторы обязаны предоставлять о товарах сведения (качество, достоинство, преимущество), которые соответствуют действительности.
Конкретность рекламы – это убедительные аргументы и цифровые данные, используемые в рекламном обращении.
Целенаправленность рекламы означает, что рекламное обращение должно быть составлено с учетом отличительных особенностей определенного объекта или целевой аудитории.
Гуманность – реклама должна способствовать развитию личности, расширению кругозора, укреплению здоровья [2, c. 290].
2 Реклама на примере ОАО «Минский молочный завод №1» и ее участие в сбыте продукции
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский молочный завод №1»
ОАО «Минский молочный завод № 1» (ОАО «ММЗ № 1») введен в эксплуатацию в 1929 году по ул. Фабрициуса, 9. Однако в настоящее время ОАО «ММЗ № 1» решением Минского городского исполнительного комитета реорганизовано путем присоединения к нему коммунального унитарного легированы КУП «Минскгорпищепром» предприятия «Городской молочный завод № 3». Права по управлению заводами были де
Предприятие располагается на ул. Солтыса, 185, на юго-востоке Минска. Производство представлено следующими цехами: цехом цельномолочной и диетической продукции, цехом детского питания, производством сырково-творожных изделий и сметаны.
ОАО «ММЗ № 1» является основным поставщиком цельномолочной продукции для предприятий розничной торговли г. Минска. На сегодняшний день ассортимент продукции насчитывает свыше 250 наименований продукции. Предприятие производит не только традиционные молочные продукты – кефир, творог, молоко, сметану, масло – но и имеет большую линейку десертов (йогурты, желе, пудинги, пасты). На предприятии работает отдельный цех по производству детских молочных продуктов, где выпускаются молоко и кефир для питания детей с восьми месяцев, а также йогурты для детей дошкольного и школьного возраста. Особое место в ассортименте занимают, конечно же, глазированные сырки, изготовление которых впервые в Беларуси было начато именно на нашем предприятии. 40% продукции экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья.
«Первый молочный» большое внимание уделяет доступности и широкой представленности своей продукции в розничной торговле. Продукция широко представлена на рынке Беларуси и России, налажены поставки в Грузию, Азербайджан, Молдову, Казахстан, Китай и другие страны.
«Первый молочный» стал первым в Беларуси предприятием, освоившим выпуск сыра «Фету», и десертных продуктов, выработанных на основе творога методом ультрафильтрации под торговой маркой «Венский завтрак». Линейка этих оригинальных и изысканных лакомств создана с учетом различных запросов потребителей и включает в себя три вида творожных продуктов
Сегодня в портфеле предприятия 7 торговых марок, а именно: «Минская марка»; «Славянские традиции»; «Молочная страна»; «Депи»; «Венский завтрак»; «Аристей»; «Я вкусный».
В 2000 году на заводе освоено производство продуктов детского питания, которое размещено на существующих площадях, дополнительно построен трехэтажный административно-бытовой корпус, где размещаются гардеробы для работников цеха детского питания, комнаты мастеров.
На территории завода есть собственная столовая, фирменный магазин, общежития. В районе размещения молочного завода отсутствуют зоны отдыха, территории заповедников, памятников архитектуры.
Целью деятельности ОАО «ММЗ № 1» является:
- достижение экономической стабильности предприятия;
- обеспечение выпуска продукции гарантированного качества;
- повышение удовлетворенности потребителей через эффективное функционирование систем качества.
На предприятии разработана и внедрена система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям СТБ ISO 9001 (сертификат № DIN EN ISO 9001:2000), система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ 1470-2004 (ХАССП).
3 Пути совершенствования рекламной деятельности ОАО «Минский молочный завод № 1»
В условиях конкурирующего рынка процесс продвижения продукции на рынок, является для многих производственных предприятий очень сложным, длительным и требует больших затрат.
В ходе анализа маркетинговой деятельности было выявлено, что в целом рекламная деятельность ОАО «Минский молочный завод» организована на хорошем уровне, используется реклама, однако существуют определенные проблемы в маркетинговой деятельности, которые требуют эффективного решения.
На основании вышеизложенного можно предложить следующие направления совершенствования рекламной деятельности агрокомбината:
1. Дальнейшее продвижение продукции ОАО «ММЗ №1» в Интернете. Для повышения эффективности рекламной деятельности предприятия в Интернете можно порекомендовать размещение баннерной рекламы. Основной идеей данной рекламы является ознакомление как можно большего числа потребителей с продукцией ОАО «ММЗ №1».
Баннер – это графическое изображение рекламного характера, аналогичное рекламному модулю в прессе. Баннер может быть как статичным изображением (или даже текстом), так и содержать анимированные элементы. Как правило, содержит гиперссылку на сайт рекламодателя или страницу с дополнительной информацией. Самый большой прирост эффективности современной баннерной рекламе дали технологии контекстного таргетинга, позволившие показывать пользователю только ту рекламу, которая совпадает по тематике с просматриваемой страницей [12].
Выделяют следующие форматы баннеров:
1. Статичные изображения (В основном JPEG-файлы);
2. Анимированные изображения (GIF-файлы, Flash-анимация (иногда — с видео внутри).
3. Richtext (текстовые и тексто-графические блоки).
4. Интерактивные (Flash- или JavaScript-анимация с элементами взаимодействия с пользователем (например, игра или анкета)).
В приложении А представлен пример рекламного баннера для агрокомбината «Заря». Баннер будет анимированным, в виде gif-файла. В баннере будут использоваться торговые марки «Молочного завода №1» по очереди:
1) «Минская марка» – это высокое качество!;
2) «Славянские традиции» – через традиции к качеству продукции!;
3) «Венский завтрак» – любимый завтрак для всей семьи!;
4) «Аристей» – греческие традиции на вашем столе!;
5) «Молочная страна» – создаем из молока лучшее!;
6) «Депи» – для самых маленьких!;
7) «Я вкусный» – детям очень нравится!
Данные рекламные слоганы будут сменять друг друга в баннерной рекламе в произвольной последовательности. Акцент будет сделан на все торговые марки завода без исключения. При выборе изображения для фона баннера был сделан акцент на натуральности через использование элегантного темного фона и сочного куска свежего мяса. Пример рекламного баннера представлен в приложении А.
Заключение
На сегодняшний день реклама, в дополнение к той роли, которую она играет в торговле, стала восприниматься как важнейшая часть общественной жизни. Реклама стала тем средством, с помощью которого различные организации, отдельные граждане распространяют свои взгляды, идеи ценности.
Реклама обладает свойством формировать общественные эталоны и при этом является одним из немногих инструментов, оказывающих влияние на общество в целом.
В рамках курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1) Изучено понятие «реклама» и механизм ее разработки. Реклама – это любая оплачиваемая форма продвижения товаров или услуг. Она является одним из самых эффективных способов донести информацию о товаре до потребителя. Разработка рекламной кампании базируется на пяти основных принципах: цели, бюджете, обращении, медиа-средствах, оценке эффективности.
2) Изучить способы разработки рекламного обращения. После определения цели рекламы и бюджета на ее реализацию происходит выбор рекламного обращения. Рекламным обращением является элемент рекламной коммуникации, непосредственный носитель информационного и эмоционального воздействия, оказываемого на получателя. В процессе создания рекламного обращения выделяют три этапа: формирование идей обращения, выбор вариантов, исполнение обращения.
3) Изучен процесс выбор средств рекламы, проанализированы их достоинства и недостатки. В практике рекламы успешно используется значительное количество средств рекламы, однако каждое из них имеет свои специфические характеристики, преимущества и недостатки. Различают следующие виды рекламы: реклама в прессе, печатная реклама, радиореклама, телереклама, наружная реклама, реклама на транспорте, интернет-реклама. Анализ достоинств и недостатков рекламных средств осуществляется экспертным методом с привлечением специалистов по рекламе, маркетингу, менеджменту.
Для того, чтобы оценить средства рекламы еще до начала рекламной кампании необходимо провести исследования потребителей. Для оценки рейтинга вида определенной прессы, теле- или радиопередачи, вида наружной рекламы и т. д. проводятся специальные отдельные исследования.
После отбора наиболее рейтинговых средств рекламы, необходимо прояснить вопрос о соответствии их стоимости и результативности. Для этого используются специальные показатели: стоимость одного рейтингового пункта, стоимость на тысячу контактов. На основе этого выбираются наиболее достойные и эффективные носители среди определенной целевой группы. После этого начинается работа по выбору конкретных носителей рекламы и маркетинговых решений.
Необходимо постоянно оценивать результативность проводимой рекламы. Для замеров ее эффективности пользуются различными методами. Завершающим этапом работы по размещению рекламного обращения является определение активности его воздействия на целевую аудиторию.
4) Дать характеристику ОАО «Минский молочный завод № 1». Исследуемым предприятием является ОАО «Минский молочный завод № 1». Данный завод является достаточно рентабельным предприятием. Однако, приведенные показатели финансово-экономической деятельности свидетельствуют о том, что эффективность маркетинга находится на низком уровне. Поэтому стратегия деятельности ОАО «Минский молочный завод № 1» должна быть направлена на устойчивое развитие и продвижение своей продукции.
5) Проанализировать рекламную деятельность комплекса и дать оценку ее эффективности. Завод имеет отдел маркетинга, использует стандартные виды рекламы для продвижения своей продукции (радиореклама, печатная реклама, реклама в сети Интернет). За последний год на руководство предприятия снизило выделение средств на маркетинговое продвижение. Используемые виды рекламы являются относительно недорогими и средними по силе воздействия на потребителя. Фирменная торговля практически не развита, поэтому реклама нужна еще больше, ведь продукция все еще неузнаваема потребителем. Следовательно, необходимо разработать мероприятия по стимулированию рекламной деятельности ОАО «Минский молочный завод № 1».
6) Предложены мероприятия по совершенствованию рекламной деятельности ОАО «Минский молочный завод № 1». В качестве рекомендаций можно предложить следующие мероприятия:
- увеличение доли продвижения в сети Интернет с помощью рекламных баннеров;
- усовершенствование существующего уровня SMM-маркетинга;
- наружная реклама (щиты).
Общий объем затрат на рекламу для продвижения ОАО «ММЗ №1», усовершенствования и увеличения сбыта составит 5830 рублей. Размер дополнительной выручки составит 1 520 тыс. руб. ЧДФП за год равен 3804,06 тыс. рублей. ЧДД рекламы ОАО «ММЗ №1» равен 1246,40 тыс. руб. Таким образом, срок окупаемости произведенных мероприятий составит 1,09 года. Следовательно, реклама начнет приносить значительное увеличение сбыта продукции ОАО «ММЗ №1» спустя год после ее реализации.
Реализовав на практике предложенные мероприятия, ОАО «ММЗ №1» станет более узнаваемым, сможет добиться положительного результата в поиске новых рынков сбыта не только в Минской области, но и в Беларуси. Также предприятие может увеличить объем экспортируемой продукции. Будет развиваться фирменная торговля и сбыт в этом направлении также увеличится.
1 Антипов, К.В. Основы рекламы: учебник для студентов экон. вузов / К. В. Антипов. – М.: Дашков и К, 2010. – 325 с.
2 Васильев, Г.А., Поляков, В.А Основы рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 414 с.
3 Шиповских, И. Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие / И. Ю. Шиповских. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 176 с.
4 Васильев, Г.А., Поляков, В.А Рекламный маркетинг: учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: Вуз. Учеб., 2010. – 276 с.
5 Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 219 с.
6 Основные правила и этапы создания рекламного обращения [Электронный ресурс] – 20 марта 2016. – Режим доступа: http://www.4p.ru.
7 Водолеева В.Н. Рекламные компании в системе маркетинга: eчебное пособие / В.Н. Водолеева, Н.Е. Маркина. – Спб.: Питер, 2007. – 494 с.
8 Индустрия рекламы. Средства рекламы [Электронный ресурс] – 21 октября 2016. – Режим доступа: http://adindustry.ru.
9 Оценка стоимости рекламы [Электронный ресурс] – 01 декабря 2014. – Режим доступа: https://studlib.info.
10 Активность выхода рекламы [Электронный ресурс] – 16 мая 2015. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru.
11 Корпоративный сайт ОАО «Минский молочный завод № 1» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belmilk.by.
12 Баннеры. История баннера [Электронный ресурс] – 08 сентября 2013. – Режим доступа: http://studbooks.net.
13 Исследование: аудитория социальных сетей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.likeni.ru.
14 Стоимость размещения рекламы на Onliner.by [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://b2breg.onliner.by/advertising.
15 Бердышев, С.Н. Эффективная наружная реклама: практическое пособие / С. Н. Бердышев. – М.: Дашков и К, 2012. – 130 с.
16 Климова Ю.Е., Лабков С.С. Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг». Методические указания для студентов по специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства», направление специальности 1-27 01 1 20 «Экономика и организация производства (пищевая промышленность) / Кафедра экономики и организации производства – Могилёв: УО МГУП, 2011. – 23 с.
17 Общие требования и правила оформления учебных текстовых документов: СТП СМК 4.2.3-01-2011. – Вед. 2011-04-07. – Могилев.: Могилевск. гос. ун-т продовольствия, 2011. – 43 с.