ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие предпринимательства, его целей и принципов организации
1.2 Классификация видов и форм предпринимательства
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
2.2 Характеристика организационно-правовых форм в Республике Беларусь
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Пути улучшения деловой среды предпринимательской деятельности
3.2 Оценка белорусскими предприятиями действий правительства по улучшению условий ведения бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство – центральный элемент рыночной экономики, без какового не может слаженно формироваться государство. Это в значительной степени предопределяет темпы экономического роста, качество и структуру валового национального продукта (ВНП).
Предприниматель считается основной особой рыночной экономики и нацелен не на постановления из центра, а на обоюдовыгодные отношения с покупателями своих услуг, продукции, персоналом и иными предпринимателями.
Предпринимательство – весьма специфический вид деятельности человека, которому свойственны такие отличительные черты, как риск, коммерческая выгода, имущественная ответственность, независимость в принятии решений, сосредоточенность на извлечение определенного эффекта, способность организовать и руководить собственным делом.
Наиболее значимой чертой предпринимательства считается ориентированность на получение выгоды в виде дохода. Без прибыли, либо дохода предпринимательство не способно действовать. К предпринимательству могут принадлежать всевозможные, не запретные виды деятельности, которые осуществляют физические и юридические лица. Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» намеренно акцентирует право осуществлять такие виды деятельности, как биржевая, инновационная, торгово-закупочная, консалтинговая, операции с ценными бумагами, коммерческое посредничество.
Актуальность темы состоит в том, что предпринимательство считается фундаментом рыночной экономики. В существенной степени оно дает обеспечение основных конкурентных преимуществ рыночной экономики рыночного: дает достаточную гибкость рыночному механизму, формирует посылы инновационного становления экономики, образовывая, с одной стороны, надлежащую конкурентоспособную среду, с другой – генерируя ключевые правила.
Целью предоставленной работы является исследование всевозможных организационно-правовых форм предприятий, действующих в Республики Беларусь, а также отображение проблем их функционирования и обнаружение путей улучшения окружения функционирования.
В связи с определенной целью требуется решить последующие задачи:
– рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства их сущность, преимущества и недостатки;
– провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
– проанализировать пути улучшения среды функционирования предпринимательства в Республике Беларусь.
Объект исследования курсовой работы – предпринимательская среда Республики Беларусь.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие предпринимательства, его целей и принципов организации
Предпринимательская деятельность проводится в установленной организационно-правовой форме. Под организационно-правовой формой предпринимательства имеется ввиду совокупность организационных, правовых и хозяйственных норм, которые определяют условия, характер, способы образования отношений между собственниками предприятия, между структурными подразделениями самого предприятия, между предприятием и иными, внешними по отношению к ней, субъектами хозяйственной деятельности, и органами общегосударственной власти, в том числе характер материальной ответственности.
Формы предпринимательства находятся в зависимости от отрасли (среды) деятельности, денежных способностей, преимуществ той или иной координационной формы, специфик функционирующего законодательства.
Имеются две формы законного статуса предпринимателя – индивидуальный предприниматель и юрлицо.
Физическим лицом является гражданин, который занимается деятельностью, также и предпринимательской, единолично, не приобретая статус юридического лица. Физическим лицом так же является нанятый работник также считается.
Юридическим лицом является конкретным образом созданное объединение лиц, которое описывается последующими свойствами:
– владение собственным имуществом для осуществления конкретной деятельности и несет имущественную ответственность;
– присутствие организационного единства;
– существование независимого баланса и личного расчетного счета в банке;
– содействие в экономических отношениях с иными хозяйствующими субъектами, так же с государством, с другими физическими и юридическими лицами от своего имени;
– право выступать ответчиком и истцом в суде. Основополагающим субъектом предпринимательской деятельности считается предприятие (фирма).
Предприятие является хозяйственной единицей (завод, шахта, фабрика, порт, гостиница, финансовое учреждение и т.д.), и она выполняет одну или некоторое количество своеобразных функций по образованию и реализации услуг и материальных благ, а также развитию хороших условий воплощения экономических процессов.
Фирмой является юридическое или физическое лицо, обладающее одним или многими предприятиями и руководит их деятельность. Большая часть фирм имеет одно предприятие, однако есть фирмы, которые имеют два и больше
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
Неотъемлемым обстоятельством эффективного развития фактически каждой страны является наличие частного бизнеса, базу которого содержат малые предприятия.
Так, в развитых странах их удельный вес в общем числе предприятий составляет порядка 95-97%, а доля в ВВП достигает 50%. Структурные изменения в экономике Республики Беларусь требуют формирования широкой прослойки субъектов малого бизнеса, способных конкурировать в отдельных сферах со средними и крупными предприятиями. Рассмотрение перспектив развития малого бизнеса требует изучение основных этапов его становления в Республике Беларусь.
Составляющей частью экономики Республики Беларусь считается предпринимательский сектор. Он стал активно развиваться в начале 90-х гг., и это содействовало насыщению внутреннего рынка продукции и услугами, росту экспортного потенциала страны, росту занятости населения. Предпринимательский сектор стал основой дополнительных доходных поступлений для бюджета государства. На основании данного сектора развивалась конкуренция, и формировались рыночные отношения.
Главной основой правового регулирования в Беларуси считается нормативный правовой акт, под которым подразумевается «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и многократное применение».
Законодательная формулировка предпринимательства в Республике Беларусь впервые появилось в законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь». В соответствии с ним, предпринимательством (предпринимательской деятельностью) признается самостоятельная, активная деятельность граждан, нацеленная на получение личного дохода или прибыли и реализуемая от своего имени и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Итак, основами правового регулирования предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь представляются изданные, которые соответствуют законодательству нормативные правовые акты. Представленное понятие нормативного правового акта, т.е. источника правового регулирования предпринимательской деятельности, разрешает
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Пути улучшения деловой среды предпринимательской деятельности
На данный момент Правительство Республики Беларусь проявляет заинтересованность в разработке механизмов решения имеющийся проблем в целях совершенствования деловой среды развития среднего и малого бизнеса. Однако нужны дальнейшие шаги по изменению административных процедур. Похожие сложности, указанные выше, испытывали в различное время, как развитые страны, так и страны с развивающейся экономикой. Для устранения имеющиеся в Беларуси административных барьеров, стоит применять ряд мер, которые в ряде стран доказали свою эффективность и могут быть использованы в Беларуси с целью совершенствования конкретных административных процедур и совершенствования деловой среды. Необходимо отметить, что государством предпринимаются конкретные попытки стимулирования развития предпринимательства, однако они малы для получения внушительного эффекта. Для обыкновенного ведения бизнеса нужно нормативно-правовое обеспечение предпринимательства, а также обеспечение определенных гарантий со стороны государства. Для совершенствования среды функционирования предпринимательской среды разрабатывается новая редакция Директивы №4 о развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности.
Данный новый программный документ в развитие тех принципов, которые заложены в Директиве №4. В настоящее время документ рассматривается в правительстве и Администрации Президента. Новая редакция обязана помочь либерализации условий работы, увеличению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, организации равноправных условий для субъектов разных форм собственности. Планируется также прописать совокупность мер по наделению собственника дополнительными правами.
Это в том числе право на приобретение имущества, так как определенным субъектам не хватает производственных площадей.
В соответствии с данной директивой в целях совершенствования условий ведения бизнеса, роста конкурентоспособности экономики и стимулирования деловой активности [14]. Для этого нужно:
– обеспечить защиту права руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск, определив критерии признания делового риска аргументированным;
– гарантировать приостановление привлечения к административной ответственности должностного лица при наложении административного взыскания за это правонарушение на юридическое лицо, равно как и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, организационно-правовая форма считается единым параметром, который описывает почти все стороны деятельности предприятия: порядок его открытия, реорганизации и ликвидации, создания собственности, присутствие и формы уставных документов, обязанности участников, направление прибыли и иные вопросы. Напрямую юридические лица разделены на некоммерческие и коммерческие организации. Как указано в Гражданском кодексе в Республике Беларусь могут организовываться последующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества,
В зависимости от степени ответственности единичных участников бывают: коммандитные и полные товарищества. Также выделяют виды хозяйственных обществ: с ограниченной ответственностью, акционерные, с дополнительной ответственностью. Акционерные общества встречаются открытыми и закрытыми.
Унитарным предприятием считается коммерческая организация, не имевшая прав собственности на прикрепленное за собственником имущество.
Порядок общегосударственной поддержки состоит в создании и развитии инфраструктуры для предпринимательства, установке доступного налогового режима, оказания разнообразных видов финансовых, технических, административных, информационных услуг. Сектор малого предпринимательства считается необходимым, объективно непременным элементом каждой рыночной экономики. Здесь образовывается и циркулирует ключевая масса национальных ресурсов, которые считаются полезной средой для малого, крупного и среднего бизнеса.
Становление частного предпринимательства проявляет существенное влияние на: образование конкурентной среды; введение новых технологий; постижение новых рынков, которые большие предприятия находят недостаточно емкими, наращивая, тем самым, номенклатуру потребительских товаров; увеличение занятости населения; охрану окружающей среды; воздействие на рост эффективности производства больших предприятий (косвенным образом) и т.д.
Стоит отметить, что государством предпринимаются конкретные старания стимулирования развития предпринимательства, однако они малы для получения существенного эффекта. Для развития предпринимательства нужна единая система мер, нацеленная на либерализацию экономики и осуществление рыночных реформ. Этими мерами станут:
– образование инфраструктуры становления предпринимательства;
– нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;
– государственные гарантии развития предпринимательства;
– устранение основательных административных барьеров, мешающих развитию сектора среднего и малого бизнеса;
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Минск: НЦПИ РБ, 1999. – 512 с.
2. Организационно-функциональная структура предприятия: принципы построения и налаживание горизонтальных связей / подготовил Н. Тарашкевич // Финансовый директор. – 2015. – № 10. – С. 64-72.
3. Китаева, Л. И. Экономика предприятия: конспект лекций / Л. И. Китаева. – Витебск : УО «ВГТУ», 2011. − 86 с.
4. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. / В. Г.Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 891 с.
5. Завадская, В. П. Алгоритм действий при изменении наименования организации / В.П. Завадская, Н.И. Лаптенок // Промышленно-торговое право. – 2015. – № 11. – С. 62-65.
6. Полыко, И. В. Процесс реструктуризации как способ повышения эффективности деятельности предприятий / И. В. Полыко // Экономика и управление. – 2012. – № 4. – С. 51-54.
7. Догиль, Л. Ф. Предпринимательство и малый бизнес / Л. Ф. Догиль. – Минск: Высшая школа, 2008. – 264 с.
8. Евсеев, И.Н. Основы предпринимательства / И.Н. Евсеев. – М.: КОНСЭКО, 2008. – 268 с.
9. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Директивы – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. Статистический ежегодник Республики Беларусь. – Минск: Нац. статкомитет Респ. Беларусь, 2016. – 524 с.
11. Статистический сборник «Беларусь в цифрах». – Минск: Нац. стат. комитет. – Респ. Беларусь, 2016. – 75 с.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 1.11.2016.
13. Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by. – Дата доступа: 1.11.2016.
14. О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь: Проект Директивы Президента Респ. Беларусь, 2015 г. // Директивы – Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. economy.gov.by/ nfiles/001708 _992004_ Proekt.pdf. – Дата доступа: 1.11.2016.
15. Никитенко, П. Г. Модель развития нового уклада экономики – инновационная созидательная стратегия устойчивой жизнедеятельности Беларуси в условиях глобализации / П. Г. Никитенко // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. – 2014. – № 1. – С. 119-125.
16. Опекун, Е. В. Инструменты организационно-экономического механизма инновационного развития предприятия / Е. В. Опекун // Экономика и управление. – 2014. – № 4. – С. 34-37.
17. Томкович, Р. Р. Некоммерческие микрофинансовые организации: организационно-правовые формы и особенности в их деятельности : (комментарий к Указу Президента РБ от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций») / Р. Томкович // Главный бухгалтер. – 2014. – № 31. – С. 40-42.