Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из – за границы.
На данный момент белорусская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни белорусов и, в первую очередь, на социальной сфере, что, в свою очередь, вызывает социальную напряжённость в обществе. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в белорусскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики.
Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
Актуальность темы заключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности организации, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Целью данной работы является оценка перспектив изменений и способы реализации инвестиционной политики в странах с рыночным механизмом хозяйствования, в которой необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты инвестиционной политики;
Понятие «инвестиций» достаточно широкое, оно должно рассматриваться в разрезе всех разновидностей инвестиций. Уточнение вида инвестиций имеет важное значение для практической организации финансирования инвестиционной деятельности и определение его источников.
Формирование оптимальной и эффективной структуры источников финансирования инвестиций в Республике Беларусь зависит от инвестиционной активности всех субъектов инвестиционной деятельности и инвестиционного климата в стране в целом. Этим же фактором определяются стабилизации экономики и экономический рост.
Выделяют следующие цели инвестиций:
- сохранение капитала;
- сокращение срока возврата вложений;
- минимизация рисков;
- извлечение максимальной прибыли.
Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. По их качественному уровню, количественному росту и соотношению можно судить об инвестиционной политике государства, важной частью которой в последние годы является инновационная направленность [18, с.7].
По мнению юриста Е. Коршуненко, инвестиции — это вложение денег в любую сферу экономической деятельности с целью получения в последующем выгоды (чистого дохода) [9, с.9].
Т. К. Савчук считает, что инвестиции — имущество, принадлежащее инвестору на праве собственности или ином вещном праве, а также имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли, дохода или достижения иного значимого результата [16, с.8].
Наиболее распространенным, часто встречающимся является такое понятие инвестиций: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в объекты различной деятельности, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта [14, с.13].
В соответсвии со ст. 1 Инвестиционного Кодекса Республики Беларусь, под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и
Главный программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в республике «Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь» от 12.07.1996 №457, на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происшедшие в экономике изменения.
Стратегическая цель направленная на обеспечение достойного уровня жизни населения республики инвестиционной политики состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков [2, с. 133].
Конечная цель инвестиционной политики – оживление инвестиционной деятельности, направленная на повышение эффективности производства.
Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.
Этапы формирования инвестиционной политики.
1) обеспечение путем ускорения реализации инвестиционных программ;
2) формирование и оценка инвестиционного портфеля предприятия;
3) определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и оптимизация структуры их источников;
4) обеспечение ликвидности;
5) обеспечение минимизации уровня риска, связанного с инвестиционной деятельностью;
6) обеспечение высокой эффективности инвестиций;
7) поиск отдельных объектов инвестирования и оценка их соответствия направлениям инвестиционной деятельности организации;
8) исследование и учет условий внешних инвестиционных факторов и конъюнктуры инвестиционного рынка;
9) формирование отдельных направлений инвестиционной деятельности организации в соответствии со стратегией его экономического и социального развития [8, с.6].
Основные направления инвестиционной политики:
1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.
Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.
На международном уровне:
Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций» (11 октября 1985 г.) и др.
Наличие двусторонней нормативной основы между Республикой Беларусь и другими странами служит важной предпосылкой для привлечения инвестиций. Беларусь активно участвует в заключении двусторонних и многосторонних соглашений, предоставляющих иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования и (или) национальный режим осуществления инвестиций и обеспечивающих защиту прав инвесторов на международном уровне.
В республике действует порядка 60-ти двухсторонних соглашений о защите инвестиций и с более 60 странами Беларусь связывают соглашения об избежание двойного налогообложения, нормами которых предоставлены дополнительные гарантии прав и защиты инвестиций стран Евросоюза, СНГ, Азии, Латинской Америки и др. [17].
В целях создания прозрачных и комфортных условий для иностранного инвестора, в частности предоставления дополнительных гарантий по защите иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, активизирована работа с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, 15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 года, 29 июля 2011 г. подписаны базовые соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.
31 декабря 2010 г. ратифицировано Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком, благодаря чему открылись возможности для получения финансирования в форме кредитов и
В соответсвии со ст. 1 Инвестиционного Кодекса Республики Беларусь, под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Инвестиционная политика является органической частью государственной экономической политики и направлена на обеспечение активизации и повышение эффективности инвестиционной деятельности. В то же время инвестиционная политика — это комплекс мер, обеспечивающий формирование благоприятного национального инвестиционного климата.
Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана социально-экономического развития страны, но в любом случае, конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем национальной экономики, повышение эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и сложившейся экономической ситуации в стране. Задачами могут быть:
1. Реализация программы жилищного строительства.
2.Обеспечение сбалансированности развития всех отраслей белорусской экономики;
3. Поддержка развития экспортных производств;
4. Поддержка развития малого и среднего бизнеса;
5. Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
6. Реализация программы развития военно-промышленного комплекса;
7. Выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
Механизм реализации инвестиционной политики представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы:
- макроэкономические;
- микроэкономические;
- институциональные.
Особые надежды в стратегии устойчивого развития и проведении инвестиционной политики Правительство Японии связывает с освоением
1. Бурмистрова, Т.В. Формирование инвестиционной политики на разных уровнях управления: курс лекций / Т.В. Бурмистрова, Н.С. Резникова // Белорусский экономический журнал. — 2017. — № 3. — С.133-145.
2. Бурмистрова, Т.В. Формирование инвестиционной политики на разных уровнях управления: курс лекций / Т.В. Бурмистрова, Н.С. Резникова // Белорусский экономический журнал. — 2017. — № 1. — С.117-128.
3. Бутько, Ю. В. Улучшение инвестиционных условий в Республике Беларусь / Ю.В. Бутько // Налоги Беларуси – 2016. – №37. – С. 6–15.
4. Грибоедова, И. Конкуренция за инвестиции / И. Грибоедова // Беларуская думка. — 2016. — № 8. — С.32 — 38.
5. Жабко, П. Направления активизации инвестиционной деятельности / П. Жабко // Наука и инновации. — 2016. — №10. — С.45 — 48.
6. Ильин, А.И. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной активности предприятий / А.И. Ильин, С.В. Касько // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. — 2017. — № 1. — С. 51—57.
7. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобрен Советом Респ. 8 июня 2001 г.: // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
8. Касенова, Г. Роль инвестиций в современной экономической системе / Г. Касенова // Вестник ассоциации белорусских банков. — 2015. — №35. — С. 6 — 9.
9. Корнушенко, Е. Инвестиционный процесс как составная часть модернизации предприятий / Е. Корнушенко // Юрист. — 2015. — №6. — С.9 — 14.
10. Крапивина, Л. Новый формат и содержание работы / Л. Крапивина // Экономика Беларуси. — 2017. — №3. — С.62 — 66.
11. Мочиев, М.Б. Экономическое содержание инвестиций, их классификация / М. Б. Мочиев // Экономический анализ: теория и практика. — 2016. — №23.— С.7—12.
12. Нарышкин, С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития / С. Нарышкин // Вопросы экономики. — 2016. — №5. — С. 22 — 25.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/finance2.php. – Дата доступа: 29.03.2017.
14. Нешитой, А. С. Инвестиции: учеб. — 5-е изд., перераб. и испр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 372с.
15. Об утверждении стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года: постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2012 г. № 51/2 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21200051. – Дата доступа: 29.03.2017.
16. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие / Т. К. Савчук [и др.] ; под ред. Т. К. Савчук. — Минск: БГЭУ, 2014. — 196с.
17. Прогрессивное законодательство, в том числе инвестиционное / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/investors/investoram-klimat/progress-zakonodatelstvo. – Дата доступа: 29.03.2017.
18. Финансирование и кредитование инвестиций: учеб. пособие / Т. К. Савчук [и др.] ; под ред. Т. К. Савчук. — Минск: БГЭУ, 2014. — 221с.