Введение
Глава 1 Теоретические основы личностно-ориентированного обучения
1.1 Сущность и структура личностно-ориентированного обучения
1.2 Урок как форма реализации личностно-ориентированного обучения у младших школьников
1.3 Методы и приемы при реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2 Организация личностно-ориентированного обучения в работе с младшими школьниками
2.1 Диагностика личностных особенностей обучающихся
2.2 Организация учебной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода
2.3 Анализ эффективности реализации учебной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Введение.
В настоящее время все более актуальным становится вопрос поиска и применения вариативных форм и методов образования. В отечественной педагогике и школьной практике наступил этап, когда резко возрос интерес к педагогическому поиску, разработке новых образовательных концепций. Одной из эффективных форм вариативного обучения является личностно-ориентированный подход, который направлен на создание определенных условий и образовательной среды, где каждый ребенок получает необходимые варианты личностного развития в зависимости от индивидуальных особенностей и характеристик.
В современной общественной жизни наблюдается значительная демократизация. Современные экономические и социальные условия предъявляют высокие требования к человеку. Возрастает потребность в самостоятельной, разносторонней личности, которая способно мыслить нестандартно, обладает высоким уровнем активности и ответственности за свои действия. Это привело к тому, что образовательная система постепенно переориентируется с общества на личность, что, в свою очередь, актуализирует проблему личностно-ориентированного подхода в обучении.
Именно младший школьный возраст является периодом, в котором ведущей – является учебная деятельность. Благодаря учебной деятельности – ребенок овладевает письмом, счетом, более глубоко знакомится с окружающей средой, овладевает новыми способами познания мира, – что является одним из главных признаков наличия у младших школьников – интеллектуального развития, то есть интеллекта, направленного на решение практических задач.
Многие исследователи младшего школьного возраста отмечают, что в данном возрасте ребенок еще не способен самостоятельно решать многие задачи. Педагог должен сформировать у него данный навык, чтобы впоследствии ребенок смог осуществлять самостоятельную познавательную деятельность. Именно личностно-ориентированный подход как нельзя лучше подходит для развития у младших школьников самостоятельности познавательной деятельности. Личностно-ориентированный подход тесно связан с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения.
Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения.
1.1 Сущность и структура личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированный поход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого – упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель.
В рамках научного знания проблемы личностно-ориентированного обучения в отечественной науке всесторонне изучали В.В. Сериков и его последователи Е.А. Крюкова, С.В. Белова и др., а также другие ученые Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Т.В. Лаврикова, Т.П. Лакоценина, В.И. Лещинский, И.С. Якиманская.
Рассмотрим более подробно понятие личностно-ориентированного обучения.
И.Я. Лернер определяет личностно ориентированное обучение как «обучение, в центре которого находится личность ученика, ее индивидуальные особенности, самобытность и самоценность, а также признание личности ученика ключевой фигурой образовательного процесса» [12, с. 24].
По мнению В.В. Давыдова «личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством на систему взаимосвязных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности» [7, с. 49].
А.А. Кирсанов подчеркивает, что «личностно-ориентированное обучение предполагает не только учет индивидуальных характеристик субъекта образовательной деятельности, но качественно иную методологию и организацию процесса обучения, которая направлена не просто на понимание и учет индивидуальных особенностей ученика, а их активное включение в процесс, использование личного субъективного опыта субъекта» [10, с. 35].
В качестве основной цели личностно-ориентированного обучения можно выделить формирование у учащегося механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморефлексии и всех необходимых качеств и способностей, которые помогут ему в будущем стать полноценной разносторонней личностью, которая сможет преобразовывать общество и социальную среду. Главной задачей личностно-ориентированного обучения в условиях учреждения образования является адаптация ребенка к школе.
Глава 2. Организация личностно-ориентированного обучения в работе с младшими школьниками.
2.1 Диагностика личностных особенностей обучающихся.
В ходе работы была проведена диагностика личностных особенностей младших школьников. Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 81» г. Минска. В исследовании принимали участие 20 младших школьников, учащихся 2 класса. Из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Цель исследования: изучить особенности личностных характеристик младших школьников.
Задачи исследования:
изучить уровень интеллектуального развития;
изучить уровень учебной мотивации;
изучение особенностей внимания.
Заключение.
В ходе работы были рассмотрены сущность и структура личностно-ориентированного обучения. Было отмечено, что личностно-ориентированный поход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого – упор на учение, а не на преподавание. В качестве основной цели личностно-ориентированного обучения можно выделить формирование у учащегося механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморефлексии и всех необходимых качеств и способностей, которые помогут ему в будущем стать полноценной разносторонней личностью, которая сможет преобразовывать общество и социальную среду. Главной задачей личностно-ориентированного обучения в условиях учреждения образования является адаптация ребенка к школе.
Исследователи отмечают несколько основных функций личностно-ориентированного обучения: гуманитарная, культуросозидательная, функция социализации. В основе личностно-ориентированной модели лежат следующие принципы: принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки.
Личностно-ориентированное обучение представляет собой образовательную модель, в которой педагог и ученик выступают в качестве равноправных активных субъектов процесса. Основной принципом данной модели предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, который заключается не только в учете его личностных особенностей, но и в развитии в нем всех тех индивидуальных характеристик, которые позволяют ему быть самим собой. Задача педагога не только в том, чтобы понять сущность личностно-ориентированного обучения, но и широко применять его на практике. Это позволит сделать образовательный процесс более целенаправленным, результативным, в ходе которого школьник будет развиваться как активный субъект, способный принимать решения, открыто высказывать свое мнение и на одинаковом уровне взаимодействовать со взрослыми.
1. Алексеев, Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения / Н.А. Алексеев // Совершенствование общего и профессионального образования молодежи / под. ред. Н.А. Алексеева. – М.,1999. – С. 46-52.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М., Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. – 496 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителей педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
4. Белова, И.С. Школа педагогического мастерства / И.С. Белова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158 с.
5. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. – Ростов на - Дону, 2008. – 126 с.
6. Бондаревская, Е. . Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Школа духовности. – 1999. – №5. – С. 41-66.
7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 238 с.
8. Иванова, С.В. Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы в старших классах: Опыт учителя лит. многопрофил. гимназии г. Раменское Моск. обл. / С.В. Иванова // Литература в школе. – 1997. – №4. – С. 110-115.
9. Казанская, В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе / В.Г, Казанская. – СПб.: КАРО, 2004. – 208 с.
10. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань, 1982. – 245 с.
11. Колениченко, А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии / А.К. Колениченко. – СПб., 1992. – 105 с.
12. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1985. – 264 с.
13. Олейник, С.А. Особенности взаимодействия учителя и ученика в зависимости от типа учебной ситуации. Взрослые и дети в образовательном пространстве / С.А. Олейник. – М.: Академия, 2002. – 248 с.
14. Решетников, П.Е. Личностно-ориентированный образовательный процесс / П.Е. Решетников // Специалист. – 1995. – №10. – С. 32-34.
15. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Моногр / В.В. Сериков. – Волгоград, 1994. – 150 с.
16. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе / В.В. Сериков. – М., «Логос» 2012, – 448 с.
17. Шоган, В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: учебно-методическое пособие / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003. – 471 с.
18. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированная система обучения: принципы ее построения / И.С. Якиманская. – М., 1996. – 96 с.
19. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М., 1979. – 144 с.
20. Якиманская, И.С Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 65-72.
21. Якунина, О.С. Подготовка и проведение личностно-ориентированных уроков. Взрослые и дети в образовательном пространстве / О.С. Якунина. – М.: Академия, 2002. – 270 с.