Введение
1. Теоретические аспекты влияния семьи на формирование личностных качеств у детей младшего школьного возраста
1.1 Семья и ее социальные функции
1.2. Стили и типы семейного воспитания детей
1.3. Семья как фактор развития личностных качеств
2. Исследование влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
2.1 Пути формирования личности младшего школьника в семье
2.2 Выявление эффективных путей развития младшего школьника в семье
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
На формирование и развитие ребенка как личности воздействует большая совокупность факторов. Они могут быть как на уровне биологическом, так и на уровне социальном. Основным звеном становления ребенка как личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
Семья играет решающую роль в процессе личностного развития. Никто лучше семьи не может развить в ребенке качества, которые будут необходимы ему во взрослой жизни. Основной целью семейного воспитания является обеспечение полноценной, счастливой, творческой и полезной для общества личности будущего взрослого гражданина.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем, трудностей в учебе в школе, в процессе коммуникации со сверстниками и наоборот, как правило, разрыв отношений между родителями и детьми приводит к формированию различных психологических проблем. и комплексов.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Как участник, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для него. В результате ребенок становится либо дружелюбным, открытым, общительным или тревожным, грубым, лицемерным, обманчивым.
1. Теоретические аспекты влияния семьи на формирование личностных качеств у детей младшего школьного возраста
1.1 Семья и ее социальные функции
С семьи начинается процесс усвоения ребенком социальных норм и культурных ценностей. Семья для ребенка – это его родина и основная среда обитания. В его семье есть люди, которые понимают его и принимают его таким, какой он есть – здоровым или больным, добрым или не очень хорошим, послушным или непослушным, и его там любят. Педагогические исследования показали, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улиц и средств массовой информации. Следовательно, успешность процессов развития и социализации ребенка во многом зависит от климата в семье, духовного и физического формирования детей в ней [2, с. 53]. Этот древний институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от племенных форм до современных форм семейных отношений. Влияние семьи выражается в следующем:
- семья осуществляет социализацию личности;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
- семья оказывает существенное влияние на выбор профессии.
В связи с рассмотрением темы воспитания в семье следует отметить, что основа супружеских отношений рождает права и обязанности. Урбанизация изменила образ жизни и ритм жизни, что привело к изменению семейных отношений. Городская семья, не обремененная управлением большим хозяйством, ориентированная на независимость, перешла к следующему этапу своего развития. Патриаршая семья была заменена супружеской парой. Такая семья называется нуклеарной; в него входят супруги и их дети [22, с. 321].
Плохое социальное обеспечение, материальные трудности, с которыми в настоящее время сталкивается семья, привели к снижению уровня рождаемости в России и формированию нового типа семьи – бездетных.
2. Исследование влияния родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
2.1 Пути формирования личности младшего школьника в семье
Одной из ключевых функций семьи является организация досуга детей. Особое значение в данном контексте приобретают духовные ценности, к которым необходимо приобщать детей с помощью досуговой деятельности. Стоит формировать досуговую деятельность семьи с опорой на культурные традиции.
Семейный досуг предполагает наличие свободного времени и занятий, в которых добровольно участвуют все члены семьи. Семейный досуг предполагает разнообразные виды занятий, как пассивных, так и активных. Он способствует сплочению коллектива, восстановлению физический и психологических сил всех участников процесса. Совместная культурно-досуговая деятельность не только формирует родительские и супружеские отношения, но и способствует сохранению и передаче духовного наследия, общественных норм гуманного поведения, а также семейных традиций. Все это является залогом здорового будущего общества.
Семейный досуг отличается тем, что не имеет жестких норм, стандартов и правил. Здесь должны царить атмосфера свободы выбора, непринужденного общения, творчества. Можно говорить о том, что семейная досуговая деятельность является своеобразным культурным феноменом, который находится в тесной взаимосвязи с процессом воспитания личности младшего школьника, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. В основе семейного досуга лежит принцип развивающей деятельности, который обеспечивает всестороннее развитие не только личности ребенка, но и взрослого. В процессе активного семейного отдыха удовлетворяются потребности каждого члена семьи.
Как правило, у каждого в семье свои интересы и потребности, но это не противоречит основной функции семейного досуга, которая призвана, в первую очередь, объединить и сплотить семью. На первый взгляд совершенно разные интересы и стремления могут быть объединены одной целью. Стоит отметить, что семейный досуг только тогда будет являться действенным методом развития младшего школьника, когда будет осуществляться на добровольной основе. С учетом желаний ребенка.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что роль семьи в обществе по своей силе несопоставима с какими-либо другими социальными институтами, поскольку именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает в качестве первого учебного заведения, с которым человек взаимодействует на протяжении всей жизни. Именно в семье закладываются основы человеческой морали, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда становится личностью, и его формирование требует целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером влияния призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды и мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи в качестве основной имеет социальный смысл.
Функции включают в себя: экономические, бытовые, рекреационные или психологические, репродуктивные, образовательные функции. Для каждого человека семья выполняет эмоциональные и развлекательные функции, которые защищают человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Суть и содержание экономической функции заключается в поддержке не только общей экономики, но и экономической поддержки детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи рассматривают репродуктивную функцию семьи как основную социальную функцию, которая основана на инстинктивном желании человека продолжить свой род. Семья также несет ответственность за физическое, психическое и умственное развитие ребенка.
Учитывая все функции, стили, тактику, структуры и психологические механизмы, описанные выше, мы не должны забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и самого искреннего.
Целью воспитания является содействие человеческому развитию, которое отличается мудростью, независимостью, артистизмом и любовью. Надо помнить, что невозможно сделать ребенка взрослым, можно только способствовать этому и не мешать.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1996. – 224с.
2. Алексеева, Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э.Р. Алексеева // Вестн. Башк. унта. – 2008. – Т. 13, № 3. – Сер. Философия, социология, политология и культурология.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986. – 420с.
4. Бодалев, А.А. Популярная психология для родителей / А.А. Бодалев. – М., 1989. – 256 с.
5. Боулби, Дж. Детям – любовь и заботу / под редакцией В.С.Мухиной. – М., 1991. – 145 с.
6. Воронов, В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. – М., 2012. – 96 с.
7. Гамезо, М.В. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова. – М.: Питер, 1995. – 248 с.,
8. Голод, С.И. Стабильность семьи / С.И. Голод. – Л.: Наука, 1984. – 128 с.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк. – М.,2011. – 24 с.
10. Ефремов, О.Ю. Педагогика / О.Ю. Ефремов. СПб. : Питер, 2010. – 638 с.
11. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 1980. – №4. – С. 90-99.
12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
13. Крившенко, Л.П., Педагогика : Учебник. / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010 – 196 с.
14. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 1968. – 235 с.
15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 1986, – 144 с.
16. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
17. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков. – М., 2009. – 268 с.
18. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 132 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 376 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
21. Пидкасистый П.И., Педагогика : учебник для студ. высш. учеб. Заведений / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков В.А. – М., 2010. – 512 с.
22. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова. – М., 2010. – 208 с.
23. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин. – М., 2009. – 576 с.
24. Спок, Б. «Ребенок и уход за ним» / Б. Спок. – М. 1998г., изд. «Машиностроение».
25. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 1994, – 382 с.