Введение
Глава 1. Теоретические аспекты методики изучения величин, длины и площади на i ступени общего среднего образования
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования понятия величины
1.2 Понятие величины и её измерения в начальном курсе математики
1.2.1 Обучение учащихся измерению длины
1.2.2 Обучение учащихся измерению площади
Глава 2. Практическая работа по изучению величин
2.1 Диагностика уровня знаний младших школьников о единицах измерения
2.2 Разработка системы знаний для формирования представлений младших школьников о единицах измерения
2.3 Использование карточек при изучении величин длина и площадь
Заключение
Список использованных источников
Величины представляют собой наиболее важные понятия математики, которые развивают пространственное представление, дают практические навыки, являются средством обучения жизни.
Начальное знакомство с величинами происходит в начальной школе. Там значение наряду с числом является ведущей концепцией. Величины представляют собой особые свойства реальных объектов или явлений. Обычно изучаются основные значения: длина, стоимость, площадь, объем, масса, скорость, время. Занятия по данной теме способствуют формированию обобщений, совершенствованию направленности и точности действий, воспитанию умения доводить любую работу до конца, формированию навыков самоконтроля.
Актуальность проблемы нашего исследования определяется его высокой математической и прикладной ценностью; повышенными требованиями к формированию представлений об основных единицах измерения, выраженных в существующих программах; недостаточное развитие этой проблемы в методологии и недостатки в знаниях учеников о величинах. Методам формирования представлений о величинах у учеников уделяется большое внимание в работах А. Н. Колмогорова, А. Лебега и других.
Современная учебная программа начальной школы требует от учащихся следующих навыков:
знать таблицы единиц, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания на практике при измерении и при решении задач,
знать взаимосвязь между такими измерениями, как цена, количество, стоимость товара; скорость, время, расстояние,
уметь применять эти знания для решения словесных задач,
уметь рассчитать периметр и площадь прямоугольника (квадрата)
Однако результат обучения показывает, что дети недостаточно понимают материал, связанный со значениями: они не различают размер и единицу измерения, допускают ошибки при сравнении значений, выраженных в единицах двух объектов, плохо осваивают навыки измерения. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно задач, направленных на объяснение представлений учеников об изучаемой величине, сравнение однородных величин, развитие навыков измерения и навыков сложения и вычитания величин, выраженных в единицах разных наименований.
Цель исследования: выявить специфику методики изучения величин, длина и площадь, на I ступени общего среднего образования.
Глава 1. Теоретические аспекты методики изучения величин, длины и площади на I ступени общего среднего образования.
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования понятия величины.
Задачей современного математического образования является не только усвоение учеником программы по этому предмету, но и его прогресс в развитии. Особое значение имеет работа по развитию учащихся на уроках математики.
Психическое развитие ребенка в начальной школе достигает высокого уровня. Следует упомянуть тот факт, что различные когнитивные процессы, которые обеспечивают разные виды деятельности ребенка, работают не изолированно друг от друга, но представляют собой сложную систему, каждый компонент которой связан со всеми остальными. Эти отношения не остаются неизменными на протяжении всего детства: в разные периоды один из процессов играет ведущую роль в общем психическом развитии.
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление оказывает большее влияние на развитие всех психических процессов.
Поэтому важным компонентом познавательной деятельности на уроках математики является математическое мышление. Зачастую под математическим мышлением понимают форму, в которой мышление проявляется в процессе изучения конкретной науки – математики.
Понятно, что математическое мышление относится к естественнонаучному мышлению, которое характеризуется:
получением естественнонаучной информации и знаний (знание фактов, специальных терминов, умение устно воспроизводить законы и правила, определять форму, структуру, процессы и их функции);
формированием способности использовать естественнонаучные знания на практике, обогащать жизненный опыт за счет использования законов природы в повседневной жизни, умения различать факты и гипотезы, проводить эксперименты и проверять выводы, делать обобщения на основе экспериментальных данных [8, с. 96].
В методической литературе встречаются различные виды математического мышления. К ним относятся: логическое мышление, функциональное мышление, пространственное воображение и пр.
Глава 2. Практическая работа по изучению величин.
2.1. Диагностика уровня знаний младших школьников о единицах измерения.
Для изучения особенностей формирования представлений младших школьников о единицах измерения была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – исследование формирования представлений младших школьников величине и единицах измерения на уроках математики в 4 классе.
Задачи исследования:
1. Провести эксперимент по выявлению уровня формирования представлений младших школьников о величине и единицах измерения в 4 классе.
2. Предложить систему заданий для формирования представлений учащихся о величине и единицах измерения.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Средняя школа…». В исследовании принимали участие учащиеся 4 «Б» класса, в количестве 23 человек (10 мальчиков и 13 девочек) в возрасте 9-10 лет.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня знаний 4-классников о величине и единицах измерения. Для установления уровня знаний учащихся к моменту обучающего эксперимента нами была проведена проверочная тестовая работа. При подготовке заданий проверочной работы учитывались программные требования по теме «Величины. Единицы измерения длины, массы, площади и времени», а также нормы оценки письменного тестирования для 3 – 4 классов, в которых рекомендовано для четвероклассников включать в тестовые работы не более 10 заданий.
Заключение.
Изучив научно-методическую литературу и по итогам проведенного опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.
Психолого-педагогические основы младшего школьника позволяют уже в начальной школе приступить к формированию понятия количества. Поэтому на уроках математики необходимо очень тщательно продумать задачи усвоения и закрепления материала программы.
Изучая принципы формирования понятий величины, было установлено, что в ходе данного обучения используются различные упражнения, задачи, тесты, вопросы, проблемные ситуации.
Изучение величин имеет большое значение, так как понятие количества является наиболее важным понятием математики. Каждое изучаемое количество – это определенное количество реальных объектов окружающего мира. Измерительные упражнения развивают пространственное восприятие, вооружают учеников важными практическими навыками, которые широко используются в жизни. Поэтому изучение величин является одним из способов соединения математики с жизнью. Значения рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерению связано с обучением считать; новые единицы измерения вводятся после введения соответствующих единиц учета; арифметические операции выполняются над натуральными числами и над числами. Измерительные и графические работы как визуальный инструмент используются при решении задач. Таким образом, изучение величин способствует усвоению многих вопросов курса математики.
1. Афанасьева, Ю.А. Методика преподавания математики в начальных классах в схемах и таблицах / Ю.А. Афанасьева. – М. : МГПУ, 2011. –68 с.
2. Белошистая, А.В. Обучение математики в начальной школе / А.В. Белошистая. – М. : Айрис – пресс, 2006. – 176 с.
3. Мендыгалиева, А.К. Обеспечение преемственности в обучении математике учащихся начальной и основной школы / А.К. Мендыгалиева // Вестник ОГУ. – 2011. – № 17 (136). – С. 270-275.
4. Моделирование на уроках математики при решении текстовых задач: методическое пособие по междисциплинарному курсу «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» (для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах») / Сост. Г.Г. Мальцева. – Челябинск : ЧПК № 2, 2012. – 36 с.
5. Оценка результатов учебной деятельности на I ступени общего среднего образования по учебному предмету «Математика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/?p=190.
6. Пазова, Л.М. Нетрадиционные технологии обучения учащихся начальной школы/ Л.М. Пазова // Новые технологии. – 2010. – № 4. – С. 177-181.
7. Сабирова, Э.Г. Методика преподавания математики в начальной школе. Конспект лекций / Э.Г. Сабирова. – Казань : КГУ, 2014. – 68 с.
8. Трофименко, Ю.В. Развитие ключевых компетенций в процессе формирования математических понятий начальной школы / Ю.В. Трофименко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2012. – №1. – С. 96-100.
9. Трояновская, Н.И. Использование форм организации учебной деятельности в процессе формирования действий контроля и оценки учащихся при обучении математике / Н.И. Трояновская // ИСОМ. – 2014. – № 4. – С. 164-167.
10. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения 1- 4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
11. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе : учебник для учеников учреждений высшего образования, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" (квалификация "бакалавр") / С.Е. Царева. – М. : Академия, 2014. – 496 с.
12. Чеботаревская, Т.М. Математика : учебное пособие для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения : в 2 ч. / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Национальный институт образования, 2015. – 141 с.
13. Чеботаревская, Т.М. Математика в 4 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Народная асвета, 2014. – 140 с.
14. Чеботаревская, Т.М. Математика: учебное пособие для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: в 2 ч. / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 141 с.
15. Чеботаревская, Т.М. Математика: учебное пособие для 3 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: в 2 ч. / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 141 с.
16. Чеботаревская, Т.М. Математика: учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: в 2 ч. / Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 141 с.