ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Р. ОЛДИНГТОН – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Поэтика модернизма в творчестве писателей «потерянного поколения»
1.2 Переход Р. Олдингтона к антивоенному-социально-психологическому роману
1.3 Роман Р. Олдингтона Смерть героя
ГЛАВА 2 КРИТИКА БУРЖУАЗНОЙ МОРАЛИ В РОМАНЕ Р. ОЛДИНГТОНА «СМЕРТЬ ГЕРОЯ»
2.1 Проблематика романа Р. Олдингтона «Смерть героя»
2.2 Буржуазное общество в романе Р. Олдингтона «Смерть героя»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В связи с обострением европейских и общемировых национальных конфликтов немаловажное значение приобретает изучение трагического наследия прошлого века (военная и послевоенная проза «потерянного поколения»), так как в произведениях данного периода затрагиваются вопросы интерпретации национальной памяти народов.
Первая мировая война, событие коренным образом сломившие устои всей Европы, фактически закончилась в 1919 году, подписанием Версальского мирного договора. Будни Первой мировой войны и неподдельные эмоции заставили писателей показать осознание человеком собственного значения в мире и понимание важных для каждого человека понятий «войны» и «мира», «жизни» и «смерти», «веры» и «неверия».
В истории английской литературы писатель Ричард Олдингтон числится среди основоположников имажизма, которое представляет собой модернистское литературное движение начала ХХ века. Детальное знакомство с поэзией и прозой Олдингтона, изучение его статей, автобиографических книг и писем убеждают в сложной эволюции творческого метода писателя, связанной с эволюцией мировоззрения, влиянием окружающей среды и поиском идеологического и эстетического идеала. Пройдя через испытания Первой мировой войны, участником которой он был, Олдингтон приходит к необходимости переоценки прежних духовных ценностей, мировоззренческих, социальных и политических ориентиров, составляющих основу современного ему буржуазного общества.
Буржуазная мораль, заключающаяся в бессмысленных войнах, в которых один человек должен убивать другого только потому, что кто-то сверху сказал им, что они враги, навсегда отрезала во вчерашних школьниках, студентах, рабочих веру в человеческие стремления и прогресс. Они верят только в войну, поэтому им нет места в мирной жизни. Они верят только в смерть, которой рано или поздно все заканчивается, поэтому им нет места и в жизни как таковой. «Потерянному поколению» не о чем говорить со своими родителями, друзьями, знающими войну по слухам и газетам; «потерянному поколению» никогда не передать свой печальный опыт тем, кто придет за ними. Узнать, что такое война, можно только в окопах; рассказать всю правду о ней можно только в художественном произведении. Как все писатели, побывавшие на фронте, Р. Олдингтон переноси свои воспоминания в литературные произведения. Его творчество отражало его непосредственное отношение к данной ситуации.
ГЛАВА 1 Р. ОЛДИНГТОН – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Поэтика модернизма в творчестве писателей «потерянного поколения»
Ричард Олдингтон был одним из молодых писателей начала ХХ столетия, приковавших к себе всеобщее внимание. «Книги его переведены более чем в десяти странах, а читают их во всем мире. Олдингтон по праву принадлежит к немногим современным английским писателям, имеющим поистине мировую славу», – писал о нем в 1938 году Ч.-П. Сноу [23]. В нашей стране он более известен как прозаик – автор романов «Смерть героя», «Все люди враги», «Дочь полковника». Однако в Англии Олдингтон известен, главным образом, как поэт и литературный критик.
Ричард Олдингтон (настоящее имя – Эдвард Годфри Олдингтон) – знаменитый английский прозаик, поэт, литературный критик – родился 8 июля 1892 г. в Хэмпшире; его отцом был адвокат. Интерес к литературе, главным образом к поэзии, пробудился в Ричарде очень рано. Образование он получал в Дуврском колледже, позднее – в Лондонском университете, однако обладателем ученой степени ему стать не удалось из за сложностей материального характера.. В 1911 году он встретил свою будущую жену, поэтессу Хильду Дулитл. Двумя годами позже они поженились.
С 1912 года Ричард Олдингтон входил в кружок имажистов, вместе с Хильдой Дулитл, Томасом Эрнестом Хьюмом и Фрэнсисом Стюартом Флинтом, к которым позже примкнул Эзра Паунд [3]. Олдингтон был участником всех имажистских антологий, редактировал журнал «The Egoist» (1914—1917) и считается одним из главных представителей имажизма как литературного направления. В 1914 году имажисты опубликовали антологию своей поэзии «Des Imagistes». Из 37 стихотворений, вошедших в сборник, 10 принадлежали Олдингтону. В эти годы он также переводил древнеримских и древнегреческих поэтов. Вместе с другим литератором, близким к имажистскому кругу, Джоном Курносом, Олдингтон в 1916 году впервые перевел на английский язык роман Федора Сологуба «Мелкий бес».
Ричард Олдингтон в 1916 году вступил добровольцем в армию. Он начал службу рядовым, был прикомандирован к Royal Sussex Regiment, позже был произведен в офицеры и служил на Западном фронте. В 1917 году он был ранен и лечился в госпитале. «Его творчество под влиянием войны приблизилось к реальности», – отмечал Мак-Гриви. Имажист Олдингтон назвал свой сборник, в котором отразил пережитое на фронте, «Образы войны» («Images of war», 1919). Но «эти новые образы лишены изысканности, утонченности и мраморной бесстрастности его ранних стихов» [9, с. 22].
ГЛАВА 2 КРИТИКА БУРЖУАЗНОЙ МОРАЛИ В РОМАНЕ Р. ОЛДИНГТОНА «СМЕРТЬ ГЕРОЯ»
2.1 Проблематика романа Р. Олдингтона «Смерть героя»
Роман «Смерть героя» – самый значительный из английских антивоенных романов, посвященных первой мировой войне. Именно это произведение сделало имя Р. Олдингтона всемирно известным
Роман «Смерть героя» – история короткой жизни (от рождения до смерти) молодого человека, художника, литератора Джорджа Уинтерборна, убитого на войне. Что же представляет смерть олдингтоновского героя Джорджа Уинтерборна? Является ли эта смерть протестом против окружающей действительности, героической смертью на поле боя, или это бегство, дезертирство с поля сражения? Заглавие романа «Смерть героя» состоит из двух нарицательных существительных и является сюжетным – сразу высвечивает кульминационный момент, динамическую «пружину» повествования. Так автор сразу ставит читателя в известность по поводу исхода романа, совмещая таким образом завязку и развязку в одном прологе, тем самым полностью снимается момент интриги, сюжетного напряжения, ожидания. В прямом значении герой – исключительный по смелости или по своим доблестям человек, выделившийся своей храбростью на войне или в какой-либо экстремальной ситуации [9]. В более позднем значении герой – человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-либо среды или эпохи [9]. Следует разобраться, каким героем был Джордж Уинтерборн с точки зрения данных определений.
Джордж родился в «добропорядочной» английской буржуазной семье, которая неукоснительно соблюдала нормы и правила, принимала предрассудки английского викторианского общества. Его отец, мистер Уинтерборн, – безвольный сентиментальный эгоист, отличавшийся особым даром портить людям жизнь. Миссис Уинтерборн, мать, – тщеславная циничная самка, испытывающая отвращение ко всему, что хотя бы отдаленно предполагало умственное напряжение. Семейное воспитание уродовало Джорджа, принуждая его, подчиняясь внешне, замыкаться в себе: скромность уступала место неуверенности, потребность общения – отчужденности, недоверию к себе и другим.
Усилия школы были направлены на то, чтобы воспитать из главного героя и его товарищей «настоящих мужчин»: будущих солдат, бездушных машин для убийства. Такая система семейного и школьного воспитания калечила юношу и его поколение, подменяя подлинные ценности мнимыми, действительные цели фальшивыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Широкую известность принес Р. Олдингтону его первый роман «Смерть героя». Роман Ричарда Олдингтона «Смерть героя» – самый значительный из английских антивоенных романов, посвященных первой мировой войне.
В своем произведении писатель показал, как чистая и неиспорченная душа страдает в удушающих условиях, как она рвется к свободе и нигде не находит ее. Занимают Олдингтона две темы - Любовь и Смерть. Его герой уходит молодым за считанные дни до конца войны, не находя выхода из тупика, в котором оказался.
Герой в романе Олдингтона – не человек, совершивший великий подвиг. Подвиг центрального персонажа романа заключается только в том, что он разумен, честен и искренен. В остальном он человек обычных способностей. Реалии жизни в Англии у Олдингтона, однако, настолько уродливы, что и эти качества становятся героическими, ведь среди английской буржуазии сложно найти не лицемерящего человека.
Критика буржуазного общества осуществляется автором посредством изображения таких элементов художественного мира, как семья главного героя, его школа и друзья, отношения с женщинами, богемный мир, куда попадает юноша, и, наконец, военная обстановка, условия, в которых молодой человек оказывается на фронте.
Так, Джордж Уинтерборн рождается в семье парочки молодых людей, абсолютно неприспособленных к жизни. Джордж-старший получил юридическое образование и должен начать практику. Главное для его родителей - чтобы он был под боком, женитьбы совершенно не входит в их планы. Однако он умудрился повстречать девушку Изабеллу и влюбиться в нее. Изабелла тоже полюбила его, не в последнюю очередь из-за вероятного богатства избранника. Олдингтон презрительно называет их отношения «ах-любовью». Эти два голубка быстро поженились, но, пишет автор, они были совершенно невежественны. Их свадьбу он называет «тошнотворным, слащавым, лицемерным вздором», в который венчающиеся «верили со сверхчеловеческой силой, на которую способно одно только невежество». Джордж-старший не способен обеспечивать семью, у него отсутствует какая-либо практика и опыт. Рождение ребенка становится для пары полной неожиданностью. С рождения Джордж-младший растет в удушливой атмосфере английского ханжества. Его отец, обманывая жену, подался в спекуляции и поначалу преуспел. Семья разбогатела, но позже неудачные сделки привели к разорению. Изабелла тем временем научилась заводить любовников. Она называла их «шейхами» за соответствие дешевым стереотипам мужественности и тупости. Когда ей придет уведомление о смерти сына на войне, это только распалит ее страсть к ним. Война, как пишет Олдингтон, сделала английских женщин чрезвычайно чувственными.
Джордж-младший рано понял несовершенство мира. Он ненавидел английские учебные заведения, где готовили образцовых мужественных джентльменов для защиты империи и где он по прихоти родителей вынужден был прозябать.
1. Андреев, Л.Г. Зарубежная литература XX века / Л.Г. Андреев. – М.: Высш. шк.(ВШ), 2004. – 559 с.
2. Аникин, Г.В. Современный английский роман / Г.В. Аникин. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. – 310 с.
3. Антология имажизма / Пер. с англ.; общ. ред., предисл., послесл. Кудрявицкого А. – М.: Прогресс, 2001. – 387 с.
4. Бережная, В.А. «Окопная правда» и герой войны / В.А. Бережная. – Майкоп : Изд-во МГТУ, 2004. – 51 с.
5. Жантиева, Д.Г. Английский роман XX века / Д.Г. Жантиева. – М.: Издательство «Наука», 1995. – 351 с.
6. Зайцев, В.А. Мировая художественная культура. XX век. Литература / В.А. Зайцев, Ю.В. Манн. – СПб: Питер Пресс, 2008. – 432 с.
7. Ионкис, Г.Э. Английская поэзия первой половины ХХ века / Г.Э. Ионкис. – М.: Высш. шк., 1997. – 96 с.
8. Ионкис, Г.Э. Эстетические искания поэтов Англии (1910 – 1930) / Г.Э. Ионкис; отв. ред. Т.Н. Васильева. – Кишинев: Штиинца, 1989. – 139 с.
9. Михайлов, Н.Н. Ричард Олдингтон: автореф. дис. …канд. филол. наук / Н.Н. Михайлов; Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. – М., 1970. – 23 с.
10. Муравьѐва, С.Б. Раннее творчество Ричарда Олдингтона / С.Б. Муравьѐва // Вопросы филологии. Ленингр. ун-т. – Вып. 5. – 1976. – С. 161 – 167.
11. Николаева, С.М. Д. Дос Пассос и Э. Хемингуэй о Первой мировой войне и советской России / С.М. Николаева. – Самара: Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – №3. – С. 18 – 25.
12. Олдингтон, Р. Смерть героя / Р. Олдингтон; пер. с англ. Н. Галь. – М.: Худож. лит., 1976. – 320 с. Олдингтон, Р. Собрание сочинений: в 4-х т. / Р. Олдингтон; ред. Т. Кудрявцева. – М.: Худож. лит., 1988. – Т. 1. – 559 с.
13. Павлова, Н.С. Джордж Уинтерборн / Н.С. Павлова // Энциклопедия лит. героев: Зарубежная лит. ХХ в. – М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ», 1998. – С. 403 – 404.
14. Похаленков, О.Е. Структура мотива инициации в прозе о Первой и Второй мировых войнах / О.Е. Похаленков //Вестник Брянскогогосударственного университета. – 2016. – № 1 (27). – 191 – 196.
15. Староверова, Е.В. Американская литература / Е.В. Староверова. – Саратов: Изд-во «Лицей», 2005. – 220 с.
16. Толмачев, В.М. Потерянное поколение» и творчество Э. Хемингуэя / В.М. Толмачев // Зарубежная литература XX века: учеб. для вузов / Под ред. Л.Г.Андреева. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, Изд. центр "Академия", 2000. – 560 с.
17. Урнов, М.В. История английской литературы. Т. III. / М.В. Урнов. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1988. – 734 с.
18. Фадеева, С.А. Романы Р. Олдингтона 1930-х гг.: проблема жизненных установок героя, формы раскрытия авторского сознания: автореф. дис. …канд. филол. наук / С.А. Фадеева. – Воронеж, 2000. – 21 с.
19. Aldington, R. The Complete poems of Richard Aldington / R. Aldington. – London: Allan Wingate, 1948. 366 с.
20. Aldington, R. Death of a hero / R. Aldington. – Moscow: Vyssaja skola, 1985. – 350 р.
21. Aldington, R. An Autobiography in Letters / R. Aldington; ed. By Norman T. Gates. – The Pennsylvania State University, 2008. – 416 p.
22. Aldridge, J.W. After the lost generation: a critical study of the writers of two wars / J.W. Aldridge. – Arbor House Publishing Company, 1985. – 165 р.
23. Doyle, Charle. Richard Aldington: A biography. – Carbondale and Ed-wardsville: Southern Illinois University Press, 1989. – P. 379 – 383.
24. MacGreevy, T. Untitled Essay on Richard Aldington / T. MacGreevy // Richard Aldington: An Intimate Portrait. – 1965. – P. 52 – 64.
25. Poets of the Great War [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://net.lib.byu.edu/english/wwi/poets/poets.html. – Дата доступа:
26. The Shorter Oxford English Dictionary on historical principles. Third edition revised with addenda. – Oxford, 1965. – 1495 p.
27. Ziff, L. The American 1890s: Life and times of a lost generation / L. Ziff. – New York: Viking Press, 1966. – 376 p.