Введение
Глава 1 Теоретические аспекты исследования
1.1 Страноведческий аспект художественных произведений
1.2 Художественная реальность как литературоведческое понятие
1.3 Художественные особенности творчества Теодора Драйзера
Глава 2 Американские реалии в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия»
2.1 Идейно-тематическое содержание романа Теодора Драйзера «Американская трагедия»
2.2 Переводческие аспекты передачи реалий американской жизни в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия»
ВВЕДЕНИЕ
Творчество любого писателя по-своему национально. Описывая своих героев, создавая свои сюжеты автор художественного произведения пере-осмысливает реалии общества некой страны. Читая его произведения, можно познакомиться с культурой и историей народа, достопримечательностями определённой местности. Страноведческий аспект изучения произведений очень полезен для школьников, способствуя углублению знаний о стране, язык которой изучается на уроках.
Страноведение также ставит своей задачей изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа – носителя языка и среды его существования, что способствует углубленному изучению иностранного языка через освоение этих реалий – понятий и терминов. Страноведческая информация может отражаться в художественных произведениях национальных авторов, в нашем случае в творчестве Т.Драйзера, знаменитого американского писателя. Это проявляется в реалиях окружающей героев действительности: бытовых, пейзажных, географических и т.д.
Теодор Драйзер (Theodore Dreiser) (1871-1945) [3] один из самых выдающихся писателей США рубежа XIX -X X вв., который, несмотря на многочисленный шквал критики, отстаивал и отражал в своих произведениях идеи критического реализма [4]. Т. Драйзер работал в разных жанрах, в частности писал рассказы, автобиографии, занимался публицистикой, но все же мировую известность он получил благодаря своим романам, к числу которых относятся «Сестра Керри» ("Sister Carry") (1900), «Финансист» ("The Financier") (1912), ставший первой частью цикла «Трилогия желания» ("The Trilogy of Desire") наряду с романами «Титан» ("The Titan") (1914) и «Стоик» ("The Stoic") (1947) [5]. Однако его главным трудом, сделавшим его невероятно популярным не только в своей стране, но и во всем мире, стал роман «Американская Траге-дия» ("An American Tragedy"), опубликованный в 1925 г., в котором затронуты острые социальные проблемы американского общества и убедительно доказывается, что на самом деле скрывается под показным буржуазным благополучием [4].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Страноведческий аспект художественных произведений
Страноведение – старейшая ветвь географии, возникшая еще в античном мире и вызванная к жизни практическими потребностями людей в познании различных стран. В течение тысячелетий, начиная с Геродота и Страбона, это знание носило универсальный характер, включая сведения о природе, истории, населении, экономике, культуре и политике. Термин «страноведение» существует в русском и немецком языках. В географической терминологии на других языках обычно используют понятие «региональная география». До настоящего времени нет общепризнанного определения страноведения, чаще всего страноведение рассматривается как часть географической науки.
В строноведении важное место занимает понятие языковая картина мира, которая в последние годы является одной из наиболее обсуждаемых проблем как отечественного, так и зарубежного языкознания. Язык – это система, которая является основным средством передачи информации и общения людей и потому выполняет в культуре особые функции. Язык через систему своих значений и их ассоциаций окрашивает концептуальную модель мира в национально-культурные цвета, поэтому языковая картина мира каждого конкретного народа является фактом его национально-культурного наследия и обладает уникальной спецификой.
Национально-культурная специфика обнаруживается на всех уровнях языка, но, именно, в тексте национальный язык представлен наиболее полно во всем своем богатстве и разнообразии.
Художественный текст – источник национально-культурной информации.
Глава 2 Американские реалии в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия»
2.1. Идейно-тематическое содержание романа Теодора Драйзера «Американская трагедия»
Драйзер был бескомпромиссным информатором, укорененным в веках, рожденным во времена паломников, пионерами легенды о Новом Свете как рае на земле. В этом его неоспоримая сила. Но это тоже его слабость. Он не уловил духовную составляющую «американского меча», сводя все дело только к материальному благополучию. В этом смысле лирический роман американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», появившийся в том же 1925 году, также является романом об американской мечте, исторически более просторном и глубоком, чем эпический роман «Американская трагедия».
Действие романа «Американская трагедия» начинается в городе Канзас-Сити. Клайд Гриффитс - сын уличных проповедников, которые строго воспитывают детей в религиозной вере. Родители переезжали с места на место, но Клайд на самом деле не учился. Однако с юных лет Клайд мечтает вырваться из мира, в котором правят только бедность и горечь унылого существования. Клайд получает коридор в роскошном отеле, где новые друзья знакомят его с алкоголем и посещают проституток. Клайд наблюдает за жизнью богатых гостей, и его стремление к красивой и богатой жизни растет.
Клайд любит молодую продавщицу Гортензию Бриггс, но осторожная Гортензия ведет его за нос и использует эти отношения в своих корыстных целях. Неожиданный поворот в жизни Клайда заставляет его забыть о спокойном существовании. Во время поездки с друзьями водитель автомобиля, в котором Клайд сбивал ребенка с ног. Клайду нужно сбежать из Канзас-Сити и спрятаться от полиции.
Вскоре на заводе в Клайде, в качестве родственника, их назначили руководителем отдела штамповки, где Клайд познакомился с Робертой Олден, сотрудницей предприятия. Между ними завязаны любовные отношения.