Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования навыка чтения у младших школьников
1.1 Теоретическое обоснование обучения навыкам чтения
1.2 Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте
Глава 2 Методические аспекты формирования технической стороны навыка чтения младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Методы и приемы формирования чтения у младших школьников
2.2 Диагностика сформированности навыка чтения
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.
Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать у обучающихся начальной школы полноценный навык чтения, т.е. научить правильному, осознанному, беглому и выразительному чтению – одна из основных и, несомненно, актуальных задач начального образования. На протяжении многих лет она играет огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека. Но, при всем этом, навык чтения не перестает быть и оставаться важнейшим видом умственной и речевой деятельностей. Для того чтобы навык чтения был сформирован полноценно, необходима целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка от класса к классу.
Полноценный навык чтения представляет собой основную базу для последующего обучения остальным учебным предметам и является источником получения информации.
Формирование навыка чтения является неотъемлемой частью развития литературы, т.к. читатели проявляют себя как образованные, грамотные и талантливее, в особенности, прививает любовь к чтению литературных произведений.
В настоящее время действительно актуально прививать любовь к книге, воодушевлять каждого читателя с раннего возраста. Научить думать и размышлять над прочитанным, а не просто бессмысленно запоминать. Потому что осмысленное восприятие любых текстов способствует развитию человека как личности, его интеллектуальному и духовному росту, глубокому осознанию процессов и явлений, происходящих вокруг.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка чтения у младших школьников.
1.1 Теоретическое обоснование обучения навыкам чтения.
Как известно из работ ряда ученых, чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс (Б.Г. Ананьев, В.Г. Горецкий, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Этот процесс осуществляется благодаря совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуком и звукового образа слова с его значением.
Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л. Толстого, В. Розонова, К.Д. Ушинского, И. Бунакова, В.А. Сухомлинского.
Знаменитый писатель и педагог Л. Н. Толстой несмотря на то, что сам в своей школе в Ясной Поляне долгое время учил детей читать с помощью буквослагательного метода, объективно признавал его трудным для детей [30]. Однако, с другой стороны, он считал, что звуковой метод в том виде, как он предлагался его соотечественниками, не совсем соответствовал фонетическим особенностям русского языка. Поэтому Л. Н. Толстой создал авторский "слогослуховой" метод, который по его замыслу должен был объединить все лучшее, что было в различных направлениях методики обучения грамоте того времени.
По мнению Л. Н. Толстого, сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам.
Великий педагог широко вводил добуквенные упражнения: учил детей раскладывать слова на звуки, тренировал слуховое восприятие и произношение. Для этих целей Л.Н. Толстой использовал русские скороговорки, считалочки, потешки. Одновременно с чтением обучали и письму, причем писать дети начинали печатными буквами, а не письменными, как было принято раньше. Уже с первых уроков дети писали слова под диктовку. Великий русский писатель Л.Н. Толстой был замечательным педагогом. Результат его многолетней педагогической практики – созданная им "Азбука" и свой метод обучения чтению. Не все современники оценили по достоинству учительскую деятельность писателя.
"Азбуку" мою, – писал он, – пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей и ничего не поймёте в ней. Я же положил на неё труда и любви больше, чем на всё, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Её оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся" [30]. Метод обучения чтению Л.Н. Толстого является классическим методом обучения чтению. По этому методу учились читать наши дедушки и бабушки. Со времён Л.Н. Толстого в классической методике обучения чтению практически ничего не изменилось. В отличие от множества новых методик, методика писателя прошла испытание временем [30].
Глава 2. Методические аспекты формирования технической стороны навыка чтения младших школьников на уроках литературного чтения.
2.1. Методы и приемы формирования чтения у младших школьников.
Один из основных вопросов, который рассматривается в начальном звене образования – развитие у ребенка навыка чтения, представляющегося базой в целом дальнейшего развития образования.
М. П. Воюшина подмечает то, что в начальной школе под исследованием художественных произведений подразумевается внимательное, разностороннее изучение текста и его элементов. Это объясняется потребностью формирования технического чтения на всех стадиях изучения, призывающего к многоразовому чтению, что, в результате формирует детальный подход к слову и формирует посылы с целью подробного рассмотрения текста произведений [22].
Преимущество литературного чтения состоит в том, что формирование эстетического восприятия и осваивание художественных произведений предполагает как внутреннюю, так и созидательную работу. Для того чтобы получить ценный духовно-нравственный опыт, вложенный в произведения, следует обладать выработанным навыком чтения [32].
Согласно суждению Л. А. Мосуновой, модель текста и вербальное изображение могут помочь осмыслению, которое оказывает большое влияние на формирование индивидуального значения на базу прочтенного [24].
Важнейшим условием при формировании навыка чтения является то, что не нужно сводить чтение произведений к бессмысленному озвучиванию слов. Во избежание нарушения данного условия младшим школьникам необходимо научиться самостоятельно разбивать большой текст произведения на более мелкие смысловые части, выстраивать логическую последовательность действий и формулировать свою мысль по прочитанному [17].
Заключение.
Таким образом, психофизиологическая основа чтения – это взаимно влияющая и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речевого двигательных анализаторов. Такие когнитивные процессы, как мышление, внимание, память, образное восприятие и пр., имеют большое значение для эффективного овладения чтением. Владение письмом и чтением как речевым продуктом требует еще большего количества действий, которые должны быть выполнены.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного гнезиса.
Русские и зарубежные педагоги и психологи неоднократно изучали процесс чтения младших школьников. В результате теоретических и эмпирических исследований психологов 30-50-х годов XX века были установлены этапы процесса формирования чтения, сформирована сравнительная характеристика чтения вслух и «про себя», выявлены ошибки при чтении, проведена их классификация, и сделаны попытки объяснить психологическую природу ошибок на каждом этапе формирования навыка чтения. Таким образом, постепенно развивался процесс становления навыка чтения
Подготовка обучающегося к чтению должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения, формируя все эти качества в комплексе и тесной взаимосвязи.
В обучении чтению с использованием интерактивного метода учитываются потребности каждого обучающегося, привлекается его личностный опыт; оптимальный результат постигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, младший школьник анализирует собственную деятельность. Ученик при таком обучении чувствует себя комфортно в контакте в первую очередь с учителем, ну и со сверстником, т. к. меняется схема взаимосвязи между участниками процесса.
Тот, кто читает должен понимать, чувствовать автора, принимать его позицию или опровергать. Только в этом случае обучающийся сможет четко сформировать свое отношение к тексту, проникнуть в него, т.е. овладеть навыками.
1. Армеева, И. А. Формирование у детей с задержкой психического развития функционального базиса навыка чтения / И. А. Армеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2006. – № 3. – С. 27–31.
2. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (Технология формирования правильности читательской деятельности) / Е.В. Бунеева // Образовательные технологии: сб. материалов. – М.: Баласс, 2008. – С. 65-89.
3. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. – М.: Либроком, 2010. – 360 с.
4. Горбушина, Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
5. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1953. – 264 с.
6. Елецкая, О. В. Развитие и коррекция грамотности / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 218 с.
7. Ефросинина, Л.А. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе / Л.А. Ефросинина // «Начальная школа». – 2014. – №4. – С. 11-16.
8. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению» / В.Н. Зайцев. – М: Просвещение, 2012. – 32 с.
9. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 1-4 класс / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2012. – С. 53-67.
10. Козырева, А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». – 2010. – № 3. – С. 67-75.
11. Костиневич, С.А. Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе / С.А. Костиневич. – Мозырь, 2014. – 22 с.
12. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум для студентов высших педагогических уч. заведений / Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Московского университета, 1981. – 584 с.
14. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 423 с.
15. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
16. Леонтьева, М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования / М.Р. Леонтьева // «Начальная школа». – 2014. – №4. – С. 5-11.
17. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – М.: «Знание», 2010. – 96 с.
18. Лузгина, Е.Н. Набор заданий для уроков литературного чтения / Е.Н. Лузгина // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – №4. – С. 34-43.
19. Львов, М.Р. Школа творческого мышления: Учеб. пособие по рус. яз. для обучения в нач. кл. / М.Р. Львов. – Москва: Дидакт, 1993. – 288 с.
20. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – М.: 2012. – 464 с
21. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: «Просвещение», 2015. – 224 с.
22. Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для студентов высшей учебных заведений под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Акадения», 2010. – 288 с.
23. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 2009. – 246 с.
24. Мосунова, Л.А. Структура м психологические условия развития смыслового понимания худ. текстов. дис…д-ра психолог. наук. : 19.00.07 / Л.А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с.
25. Начальное образование в России, инновация и практика. – М.: Школа, 2014. – 213 с.
26. Неборская, Т.А. Учимся читать вслух и молча / Т.А. Неборская. – М.: Мозырь, 2013. – 85 с.
27. Одегова, В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения / В.Ф. Одегова. – 2014. – №2. – С. 40-45.
28. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. – М.: Просвещение, 2003. – 198 с.
29. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – 574 с.
30. Полевая, Л.П. Повышение качества преподавания литературного чтения на основе личностно ориентированного обучения / Л.П. Полевая // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2009. – №11. – С. 49-59.
31. Полозова, Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя / Т.Д. Полозова. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.
32. Потапова, Е.Н. Радость познания / Е.Н. Потапова. – М.: «Просвещение», 2010. – 98 с.
33. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
34. Рубинштейн, М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой / М.М. Рубинштейн. – М.: Мир, 1927. – 310 с.
35. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // «Начальная школа». – 2005. – № 2. – С. 90-124.
36. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 7 томах / К.Д. Ушинская. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – 591 с.