ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК В СМЕШАННОМ ОБРАЩЕНИИ
1.1 СМЕШАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
1.2 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.3 ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК
2.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК
2.2 НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК
ГЛАВА 3 ДОГОВОРНЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК
3.1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ СМЕШАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
3.2 ОПЕРАТОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ В СМЕШАННОМ ОБРАЩЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
В наше время есть много возможностей, среди которых можно выделить транспортировку товаров через большие расстояния. Современный транспорт предлагает значительный спектр возможностей, которые воспринимаются широкой публикой, которая пользуется их преимуществами. Например, сейчас неудивительно, что продукты или техника, которые продаются в магазинах, доставлены из другого континента.
Важнейшими тенденциями 21 века являются глобализация и интеграция производства и обмена. Развитие экономики любой страны зависит от реализации внешнеэкономических связей посредством международных перевозок. В современном мире практически нет ни одной страны, чья экономика не зависела бы от международной торговли или международных перевозок.
Развитие транспорта и необходимость рационализации перевозок грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении требуют выполнения перевозок между различными государствами с участием нескольких видов транспорта. Такие перевозки получили название смешанные. В настоящее время более 80% внешнеторговых операций осуществляется при участии двух и более видов транспорта. Этот вид сообщений способен обеспечить согласованное функционирование мировой транспортной системы, решить экономические проблемы транзитных стран за счет увеличения экспорта транспортных услуг.
Международной перевозкой является транспортировка груза из одной страны в другую. Международные перевозки делятся на железнодорожные, воздушные, морские и автомобильные. Следовательно, международная смешанная перевозка – это перевозка груза несколькими видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из одной страны до определенного места доставки в другую страну.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что геополитическое положение Республики Беларусь на Евразийском континенте обусловливает ее предназначение как великого транспортного пути, соединяющего страны Запада и Востока. В связи с этим, международные перевозки оказывают большое влияние на экономику Республики Беларусь, а именно, способствуют развитию международных связей между странами, осуществляющими импорт и экспорт производимых ими товаров. В течение последних десятилетий темпы роста международной торговли превосходили темпы роста мирового производства. Такие промышленно развитые страны, как: Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония стали центрами притяжения международной торговли.
Увеличивается влияние новых индустриальных стран: Южной Кореи, Китая, Индии, Сингапура, Индонезии, государств Латинской Америки. Следовательно, возрастает значение транспортных путей, связывающих американский, европейский и азиатско-тихоокеанский регионы. При таких обстоятельствах невозможно переоценить смешанные перевозки как способ организации международных грузовых перевозок.
Глава 1 Общая характеристика международных перевозок в смешанном обращении
1.1 Смешанные перевозки как разновидность международных перевозок грузов: сравнительно-правовой аспект
Международная перевозка – это транспортировка грузов, пассажиров или багажа из одной страны в другую или через страну-транзит.
Развитие транспорта и необходимость рационализации перевозок грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении требуют выполнения перевозок между разными странами при участии нескольких видов транспорта. Такие перевозки называются смешанные.
Организация смешанных перевозок требует решения таких проблем: определение статуса и взаимоотношений перевозчиков, которые осуществляют смешанную перевозку, ответственности перевозчиков перед грузовладельцем, правового режима смешанной перевозки.
До сих пор в доктрине права отсутствует единое понятие международных смешанных перевозок. В экономической литературе такие перевозки определяются таким образом: «Международная смешанная перевозка – это перевозка грузов двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до указанного места доставки в другой стране».
В другой научной литературе дается немного иное определение рассматриваемому понятию: «Перевозкой груза в смешанном сообщении в настоящее время считают доставку груза от отправителя к получателю, которую осуществляют два различных вида транспорта, когда она выполняется на этом маршруте под ответственностью только одного перевозчика, по единому транспортному документу, подтверждающему заключение договора перевозки, и оплачивается по единой сквозной тарифной ставке» [12, с. 516].
В международном частном праве перевозки грузов име¬нуются перевозками в смешанном сообщении, если они осуществляются с участием нескольких видов транспорта через территорию разных государств [24].
Данный вид перевозок получил широкое распространение во внешнеэкономической торговле. Смешанным перевозкам присущ более сложный характер организации в связи с вовлечением в процесс перевозки двух и более видов транспорта [16, с. 38].
Глава 2 Правовое регулирование международных смешанных перевозок
2.1 Международные договоры как источник правового регулирования международных смешанных перевозок
С развитием торговых отношений правовое регулирование международных перевозок грузов приобрело наиболее актуальное значение. Впервые международные перевозки появились во время возникновения дипломатических и торговых отношений между первыми государствами. Развитие торговых отношений может сопровождаться рядом общественных изменений [19].
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [1].
Отношения по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа регулируются правовыми нормами, которые содержатся в национальном законодательстве, а также в международных договорах, регулирующих обязательственные отношения [4].
Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика. Нормы этих конвенций подлежат обязательному применению на территории государства, заключившего соответствующую конвенцию [26, ПРИЛОЖЕНИЕ А].
По объектам правового регулирования такие конвенции условно можно разделить на шесть групп. Это международные соглашения:
1) об организации и общих принципах международных перевозок;
2) об условиях перевозок грузов и пассажиров;
3) о тарифах на международные перевозки;
4) конвенции, направленные на облегчение транспортных связей между странами (облегчение таможенных процедур или налогового режима);
5) регламентирующие своеобразные стороны деятельности отдельных видов международного транспорта;
6) конвенции, которые предусматривают защиту имущественных интересов сторон договора в сфере международных смешанных перевозок [ПРИЛОЖЕНИЕ Б].
Созданы определенные международные организации, которые занимаются разработкой проектов транспортных конвенций в рамках Организации Объединенных Наций: ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) и другие.
Основной транспортной конвенцией, которая регулирует условия перевозки грузов в смешанном сообщении, является Конвенция «О международных смешанных перевозках грузов», принятая в мае 1980 г. на Дипломатической конференции в Женеве. Действие данной Конвенции распространяется на все виды транспорта.
Глава 3 Договорные аспекты осуществления международных смешанных перевозок
3.1 Правовая природа договора международной смешанной перевозки грузов
Международная смешанная перевозка предполагает заключение между участниками перевозки одного или нескольких договоров. Участники международной перевозки заключают между собой договор перевозки, согласно которому транспортная организация принимает на себя обязательство доставить груз или пассажиров в пункт назначения, а грузовладелец обязуется возместить ей понесенные расходы. Данный договор имеет гражданско-правовой характер [11, с. 260].
Договор международной перевозки является правовым основанием возникновения обязательств по перевозке между транспортной организацией, с одной стороны, и грузовладельцем или пассажиром – с другой. Данный договор конкретизирует условия перевозки, которые установлены транспортными конвенциями и актами внутреннего права, является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими своих обязательств по международной смешанной перевозке.
Договор международной перевозки:
1. регулируется транспортными конвенциями, но при их отсутствии – актами внутреннего права;
2. одной из сторон договора международной смешанной перевозки является иностранное физическое или юридическое лицо;
3. в ходе исполнения договора могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (к примеру, при выдаче груза нужно руководствоваться законом страны назначения, а при отправке груза – законом страны отправления) [25].
Международные смешанные перевозки выполняются по территориям двух или более государств и специфика деятельности того или иного вида транспорта, оказывает значительное влияние на правовое регулирование международных перевозок грузов и пассажиров. Только договор перевозки груза выступает в качестве правового основания возникновения обязательств по перевозке между перевозчиком, отправителем и получателем груза, это в свою очередь является объединяющим фактором для всех международных перевозок.
Понятие договора смешанной перевозки в общих чертах содержится в Конвенции Организации Объединенных Наций 1980 года, пункт 3 статьи 1: «Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить или обеспечить осуществление международной смешанной перевозки». Рассматривая приведенное выше определение, необходимо обратить внимание на тот факт, что оператор обязуется совершать перевозку вообще, независимо от вида транспортного средства. Иными словами, обязательство оператора совершить перевозку не содержит какой-либо отсылки к одному или многим видам транспорта: возможно, он привлечет к перевозке различные транспортные средства, но вполне возможно, что она будет совершена и одним видом транспорта [11, с. 263].
Заключение
В связи с развитием экономики стран, которые находятся на разных континентах, налаживанием партнерства международные смешанные перевозки грузов становятся все более востребованными в современном мире. В международном частном праве перевозки грузов именуются перевозками в смешанном сообщении, если они осуществляются с участием нескольких видов транспорта.
Для удобства перевозки грузов через большие расстояния используются несколько видов транспорта за одну перевозку. Для смешанных перевозок характерна перевозка двумя и более видами транспорта через территорию двух и более разных стран. Данный вид перевозок имеет ряд своих преимуществ и недостатков. Так как международные смешанные перевозки являются более выгодными для организаций в части экономии времени и затрат. Но есть и проблемные вопросы, связанные с ответственностью за правильную транспортировку грузов. Международные смешанные перевозки могут быть прямыми, когда оператор принимает на себя ответственность за сохранность груза на всем протяжении его транспортировки и тем самым берет на себя функции единого перевозчика, и смешанными, когда перевозка осуществляется на основании нескольких документов и организуется экспедитором.
Путаница в терминологии транспорта, относящейся к мультимодальным перевозкам, является областью, где может потребоваться стандартизация. Такие термины, как «комбинированные перевозки», «интермодальные перевозки», «мультимодализм» и «мультимодальные перевозки» имеют очень похожие значения значения, то есть перевозку грузов более чем одним видом транспорта.
Международные смешанные перевозки позволяют рационально распределить работу между отдельными видами транспорта, максимально использовать их провозные способности, обеспечить экономию транспортных затрат.
В настоящее время, когда налицо технические возможности для обеспечения своевременной и безопасной доставки грузов, сложились объективные экономические предпосылки для формирования ее единого унифицированного правового режима. Правовое регулирование смешанных комбинированных перевозок можно рассматривать как предварительную модель и первый шаг на пути к достижению этой цели.
Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия перевозки грузов в смешанном сообщении, является Конвенция о международных смешанных перевозках грузов 1980 года. Действие данной Конвенции распространяется на все виды транспорта. Конвенция 1980 года имеет приложение, в котором содержатся правила, направленные на упрощение таможенных процедур при осуществлении международных перевозок грузов в смешанном сообщении [3].
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2013. – 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – М., 2019.
3. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 №204-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. О международных договорах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 421-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 8.01.2014 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (CMR) Женева, 19 мая 1956 г. // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2019.
6. Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа 1973 г. // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2019.
7. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2015.
8. Конвенция Организации Объединенных Наций «О международных смешанных перевозках грузов» (вместе с «Положением по таможенным вопросам, относящимся к международным смешанным перевозкам грузов») (Заключена в г.Женеве 24.05.1980) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 г. (Конвенция КДПГ) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
10. Авчинкин, Д.В. Международные перевозки: понятие, сущность и правовое регулирование / Д.В Авчинкин. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 128 с.
11. Ануфриева, Л.П. Международное частное право: учебник: в 3т. / Л.П. Ануфриева. – М.: Изд-во БЕК, 2000.
12. Гетьман-Павлова, И.В. Международное частное право: учебник / И.В. Гетьман-Павлова. – М.: Эксмо, 2006. – 752 с.
13. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. – 544 с.
14. Ерпылева, Н.Ю. Международное частное право: учебник / Н.Ю. Ерпылева. – М.: Проспект, 2006. – 560 с.
15. Канашевский, В.А. Международное частное право : учебник / В.А. Канашевский. – М.: Междунар. отношения, 2006. – 381-436 с.
16. Кузьмин, А.С. Международные перевозки / А.С. Кузьмин. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 128 с.
17. Леанович, Е.Б. Международное частное право: учебное пособие / Е.Б. Леанович. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.
18. Лунц, Л.А. Курс международного частного права: в 3т. / Л.А. Лунц. – М.: Спарк, 2002.
19. Макашов, В.М. Этапы развития правового регулирования международных перевозок грузов // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 20(40). URL: https://sibac.info/journal/student/40/119166
20. Мороз В.П. Международные перевозки грузов: особенности регламентации и их учет в судебной практике/ В.П. Мороз // Специализация в судебной системе Республики Беларусь : учеб. – метод. пособие. – Минск : издательство «Четыре четверти», 2013.– С. 122-154
21. Нешатаева, Т.Н. Международное частное право : учебный курс в трех частях / Т.Н. Нешатаева,. – М: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004 – 290-309 с.
22. Новиков В.М., Иваницкий Н.М. Основы транспортного права (железнодорожный транспорт). - М.: Транспорт, 1995. - 192 с.
23. Романова, А.С. Понятие мультимодальной перевозки груза: сравнительно-правовой аспект / А.С. Романова // История государства и права. 2007. № 22.
24. Савченко М.И. Международное транспортное право // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Ресгг Беларусь. – Минск, 2017.
25. Тихиня, В.Г. Международное частное право : учебник / В.Г. Тихиня, Н.И. Рудович ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2014. – 367 с.
26. Транспорт мира. [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/urok-transport-mira (дата обращения 12.03.2019).
27. Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли / Пер. с англ. – М.: Юрид. лит., 1993. – 512 с.
28. Дело «Mapfre Seguros Generales de Colombia SA v Air Carrier Zona Franca SA» [Электронный ресурс]. URL:https://www.lexology.com/library/detail.aspx