Введение
1 Возникновение конституционного контроля в Российской Федерации
2 Развитие института судебного контроля в Российской федерации
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что она является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом одним из базовых принципов деятельности государства является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Одной из форм реализации судебной власти является судебный конституционный контроль. Хотелось бы отметить, что данный институт получил большое распространение в современном мире.
Институтом обеспечения конституционной законности является конституционный контроль, который находится в центре всей системы контроля за законностью. Это обусловливается, прежде всего, тем особым местом, которое занимает Конституция в жизни общества; будучи его главным правовым и политическим документом, Конституция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношений, должностных лиц, общественных организаций, граждан; нормативные акты должны четко соответствовать Конституции.
Без этого не могут быть реализованы функции правового государства. Лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля можно обеспечить точное, последовательное проведение в жизнь Конституции, выступающей в качестве гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан, усилить ее роль как основного закона страны, от чего, в конечном счете, зависит деятельность в области контроля за законностью в целом.
1 Возникновение конституционного контроля в Российской Федерации
Возникновение института конституционного контроля, исторический процесс его утверждения – это своего рода конституционная революция исторического масштаба, повлиявшая на судьбы и перспективы развития основных государственно-правовых систем современности. С учреждением института судебно-конституционного контроля меняются качественные характеристики всех основных компонентов современного конституционализма.
Еще во времена Средневековья в ряде государств (например, в Англии, Венеции, Франции, Пруссии) появляются специализированные органы, стоящие на страже государственного строя. Однако реальное значение судебный конституционный контроль приобрел в XVIII в., и связано это прежде всего с эпохой буржуазно-демократических революций, с кардинальными реформами, охватившими все сферы жизни. Главное место в этих реформах отводилось принципу разделения властей, обеспечению верховенства права, созданию гражданского общества. Данные элементы, как правило, находили свое закрепление в конституциях, являвшихся основными законами государства. Соответственно, закономерным было возникновение судебного конституционного контроля как специализированного механизма охраны конституции.
Несмотря на многообразие сочетания механизмов конституционного контроля в государственно-правовых системах различных стран, принято выделять две исторически сформировавшиеся модели судебного конституционного контроля, условно называемые американской и европейской [1, с. 27].
2 Развитие института судебного контроля в Российской федерации
Положения Конституции Российской Федерации 1993 года [10] закрепляют принципы демократического конституционного строя, конституционализма, одним из которых является принцип конституционного контроля.
В ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ говорится о том, что Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля [11].
Хотелось бы остановиться подробнее на вопросе о том, что же собой представляет конституционный контроль в современных условиях. В первую очередь стоит указать на то, что данный вопрос является дискуссионным.
Так, в доктрине конституционного права под конституционным контролем понимают:
а) такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменить акты подконтрольного органа;
б) особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны;
в) деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которой данные органы полномочны устранять обнаруженные несоответствия [12, с. 16].
В юридической литературе наряду с понятием "конституционный контроль" широко используется и термин "конституционный надзор". Многие авторы практически отожествляют эти понятия [13, с. 50].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт конституционного контроля имеет долгую и богатую историю, как в России, так и в зарубежных странах.
В юридической науке принято выделять две модели судебного контроля: американскую и европейскую. Американская модель сформировалась ранее, конституционная доктрина судебного нормоконтроля как таковая была обоснована в 1778 г., одним из федералистов Соединенных Штатов, А. Гамильтоном.
В России конституционный контроль в связи с принятием писанной Конституции, нормами которой функции конституционного контроля и конституционного надзора были переданы в ведение государственных органов.
На следующем этапе, т.е. в 1936-1988 гг. функция конституционного контроля осуществлялась Верховным Советом СССР и его Президиумом. Аналогичными полномочиями наделялись и высшие представительные органы союзных и автономных республик.
На следующем этапе, в 1988 г. появился первый специализированный орган в сфере конституционного контроля – Комитет конституционного надзора СССР.
На сегодняшний день конституционный контроль находится на четвертой стадии, которая берет свое начало 15 декабря 1990 г. Именно в этот день был образован Конституционный Суд РСФСР, который и является основным органом конституционного контроля.
Под конституционным судебным контролем необходимо понимать реализуемый в системе конституционно-правовых отношений особый вид юрисдикционной деятельности, целью которого является защита важнейших социальных ценностей, облечённых в форму конституционно-правовых категорий, разрешение возможных противоречий между ними.
1. Харитонова, Н.Н. Модели судебного конституционного контроля и опыт Российской Федерации / Харитонова Н.Н. // Право и политика. – 2005. – № 10. – С. 25-29.
2. Брежнев, О.В. "Американская" модель судебного конституционного контроля (генезис и основные черты) / О.В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 6. – С. 32-37.
3. Болдырева, Е.В. Региональный конституционный контроль в федеративных государствах (на примере США, ФРГ и России) / Е.В. Болдырева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – № 2. – С. 29-36.
4. Несмеянова, С.Э. Конституционный Суд России: итоги работы и перспективы / С.Э. Несмеянова // Российский юридический журнал. – 2012. – № 3. – С. 103 - 108.
5. Брежнев, О.В. Судебный конституционный контроль в России: проблемы методологии, теории и практики: автореф. дис. …канд. юр. наук / О.В. Брежнев. – М., 2006. – 32 с.
6. Сравнительное конституционное право / Под ред. А.И. Ковлера, В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина. М.: Манускрипт, 1996. – 729 с.
7. Дябло, В.К. Судебная охрана конституций в буржуазных государствах и в Союзе ССР. — М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928. — 118 с.
8. Очерки конституционного правосудия. Сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики / Барнашов А.М., Митюков М.А. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 405 c.
9. Гаврюсов, Ю.В. Правовые проблемы обеспечения деятельности конституционных судов республик в составе РФ / Ю.В. Гаврюсов // Проблемы укрепления конституционной законности в республиках РФ. Сборник. – Уфа, 1998. – С. 69-73.
10. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014 г. – № 31. – ст. 4398.
11. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 дек. 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – ст. 1447.
12. Мельников, Н.В. О соотношении специализированного конституционного контроля и неспециализированного конституционного надзора в России / Н.В. Мельников // Журнал конституционного правосудия. – 2014. – № 3. – С. 11 - 18.
13. Павликов, С.Г. Власть Конституции в правовом государстве и судебный конституционный контроль / С.Г. Павликов // Современный юрист. – 2013. – № 2(3). – С. 44 - 59.
14. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: МГУ, 2000. – 366 с.
15. Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства / А.В. Зиновьев // Правоведение. – 1999. – № 2. – С. 93-97.
16. Ломовцева, М.Л. К вопросу о понятии конституционного контроля / М.Л. Ломовцева // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. – Казань, 2006. – С. 340 - 343.
17. Татаринов, С.А. К вопросу о содержании судебного конституционного контроля в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации / С.А. Татаринов // Журнал конституционного правосудия. – 2008. – № 3. – С. 41-44.
18. Малюшин, А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. / А.А. Малюшин. – М.: Юрист, 2013. – 404 с.
19. Кальяк, А.М. Логика конституционного правосудия в системе институтов демократии / А.М. Кальяк // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 8. – С. 29 - 30.
20. Джавакян, Г.З. Правотворческая активность Конституционного Суда Российской Федерации: юридизация политики или политизация конституционного правосудия? / Г.З. Джавакян // Конституционное и муниципальное право. – 2016. –№ 3. – С. 64 - 69.
21. Бондарь, Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. / Н.С. Бондарь. – М.: Норма: Инфра-М, 2011. – 308 с.
22. Харитонова, Н.Н. Правовое регулирование осуществления конституционного контроля в Российской Федерации: системно-функциональные и федеративные аспекты: автореф. дис. канд. юр. наук / Н.Н. Харитонова. – М., 2006. – 29 с.
23. Петрова, И.В. Конституционный Суд - орган конституционного контроля в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юр. наук /И.В. Петрова. – М., 2004. – 33 с.