ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ЕС
1.1 Понятие источников права ЕС
1.2 Источники первичного права ЕС
1.3 Источники вторичного права ЕС
1.4 Судебный прецедент как источник права ЕС
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ПЕРВИЧНОГО ПРАВА ЕС
2.1 Прямое изменение учредительных документов
2.2 Изменение толкования норм учредительных договоров
2.3 Пересмотр системы источников первичного права
ГЛАВА 3 ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ЕС
3.1 Договор, учреждающий Конституцию ЕС, и основные направления развития ЕС
3.2 Перспективы дальнейшего развития источников права ЕС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Характерной особенностью развития мирового сообщества на современном этапе является процессы региональной интеграции государств, имеющие следствием появление образований, которые формируются в междисциплинарном поле национального и международного права и оказывают трансформирующее влияние не только на ход мировых событий, но и на эволюцию права.
Одним из таких образований является Европейский Союз, превратившийся в течение нескольких десятилетий из небольшой субрегиональной группировки стран, объединявшихся изначально на экономической основе, в мощную интеграционную организацию со своим собственным управленческим аппаратом, регулирующим различные сферы жизни общества.
Именно праву принадлежит ведущая роль в решении различных сложных проблем европейской интеграции в современных условиях функционирования глобального сообщества. Право Европейского Союза представляет собой одно из наиболее интересных и сложных явлений, уникальность которого обусловлено как спецификой образования, так и особенностями юридической природы. По этой причине изучение проблем, связанных с функционированием европейского права, находится в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей.
Необходимо отметить, что в современной юридической науке отсутствуют четкие критерии определения источников права Европейского Союза, сама система источников права ЕС характеризуется сложной структурой, что также обуславливает авторский интерес к данной теме.
Несмотря на сложные отношения Российской Федерации с Европейским Союзом, последний остается ее крупнейшим политическим, а также экономическим партнером, что обуславливает актуальность проблемы правового обеспечения отношений России и ЕС. С учетом особой природы права Европейского Союза, изучение его источников представляет важнейшее направление в рамках современной теории права, нашедшее отражение в данной работе.
В рамках настоящего исследования, связанного с анализом основных тенденций развития системы источников права ЕС, существует необходимость в обращения к общетеоретическому термину «источник права», поскольку в современной юридической науке существуют различные подходы к трактовке данного понятия.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ЕС
1.1 Понятие источников права ЕС
В современной правовой, в том числе международно-правовой, науке не выработано универсального определения правовой системы. Нет и консенсуса по поводу составляющих такой системы. Так, например, профессор С. Ю. Марочкин отмечает, что право является лишь «основополагающим началом правовой системы», которая «охватывает все правовые стороны жизни»; автор выделяет следующие компоненты системы: само право как система норм, юридическая практика и правосознание, доктрина, идеология. Л. П. Ануфриева критикует данный подход, поскольку он предполагает, что «право выступает в качестве чего-то отдельного по отношению к его системе», «становится “внешним” по отношению к самому себе».
Понятие «система» (от греч. σύστεμα — целое, составленное из частей, соединение) философский словарь толкует как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство». Д. И. Фельдман обращает внимание на интегративные свойства системы, выражающиеся в том, что «системообразующие компоненты единого целого в отличие от суммативного целого обладают общим качеством, которое отсутствует у них вне системы»; для того чтобы придать совокупности элементов свойство системы, нужно, чтобы в такой совокупности было объединяющее начало, принципы, оси, хребет, связующее звено, чтобы (по Канту) целое главенствовало над частями. Для признания определенной совокупности системой необходимо указать ее объединяющее начало и обозначить границы, отделяющие ее от других систем. Думается, что для системы правовых норм ЕС таким объединяющим началом является сам субъект, Европейский Союз, интеграционное объединение государств, которое осуществляет правовое регулирование отношений не только между составляющими его государствами (что свойственно любой международной организации), но и между частными лицами.
Перечислим некоторые основные характеристики Европейского Союза, которые не отрицаются всеми исследователями. Прежде всего, Европейский Союз учрежден на основании международных договоров и обладает как объединение государств системой институтов, действующих от его имени: в том числе функционирует представительный орган — Европарламент, избираемый прямым голосованием избирателей, проживающих в государствах — членах ЕС.
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ПЕРВИЧНОГО ПРАВА ЕС
2.1 Прямое изменение учредительных документов
После создания Европейского Союза поправки ко всем учредительным соглашениям вводятся на основе единой процедуры, закрепленной непосредственно в Договоре о Европейском Союзе (статья 48). Эта процедура похожа на процедуру изменения «классических» международных договоров, но имеет свои уникальные особенности [4].
Первым шагом является инициатива по внесению изменений в устав. Это право имеют высшие исполнительные органы: правительство любого государства-члена и Европейская комиссия.
Предложения о пересмотре направляются в главный законодательный орган Совета Союза, в который входят министры всех стран-членов. Соответственно, вторым шагом является принятие Советом решения о созыве межправительственной конференции государств-членов.
Более того, Совет действует простым большинством голосов (то есть отдельные государства-члены не имеют права вето на данном этапе). Он должен запросить консультативное заключение у Европейского парламента и Комиссии (если инициатором пересмотра является национальное правительство).
На третьем этапе проходит межправительственная конференция, в ходе которой с общими договоренностями разрабатывается текст поправок к учредительным соглашениям. На практике это очень долгий и сложный этап, который может занять много месяцев.
Заключительный аккорд работы межправительственной конференции возглавляют главы государств или правительств стран-участниц, встречающиеся в рамках Совета Европы.
На заседаниях Совета Европы на высшем уровне разрешаются последние разногласия по проекту реформы (они могут быть весьма существенными) и принимается согласованный текст соглашения, содержащий необходимые поправки к учредительным документам.
Например, в результате заседания Европейского совета, состоявшегося в Ницце с 7 по 11 декабря, был утвержден текст соглашения о пересмотре, который получил название Ницца, соответственно. Многие из ключевых положений этого документа уже были согласованы непосредственно в Ницце.
ГЛАВА 3 ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ЕС
3.1 Договор, учреждающий Конституцию ЕС, и основные направления развития ЕС
Принятие указанных источников права предопределило формирование условий для дальнейшего развития системы права Европейских Сообществ и соответствующих источников права.
При этом основную роль здесь сыграло образование Европейского экономического сообщества и, в частности, Договор о ЕЭС. В этом договоре были, в частности, заложены основы интеграции государств Западной Европы, определены порядок и условия функционирования Европейского экономического сообщества, сформулированы принципы, которые в дальнейшем были положены в основу функционирования права ЕС. Интересно, что некоторые авторы даже рассматривают Договор о ЕЭС, с учетом сформулированных в нем базовых целей и задач, «конституцией Сообществ» [4].
Важно отметить, что «по мере эволюции права Европейских сообществ произошло его частичное обособление от международного права и одновременное превращение в самостоятельную систему, чьи нормы становились обязательными как для всех национальных государств, являвшихся членами Сообществ так и для юридических и физических лиц, находящихся под их юрисдикцией. С учетом данного обстоятельства право Европейских сообществ можно рассматривать как принципиально новую систему норм, призванных регулировать общественные отношения в указанном регионе. Своеобразие данной правовой системы, с точки зрения Л.М. Энтина, состояло в том, что «Европейские Сообщества, воплощая новый и оригинальный правопорядок, основывают свое существование и функционирование на особой и самостоятельной (автономной) системе права». По мнению Энтина, право Сообществ имеет комплексный характер: оно не может быть обособлено от международного права, но в то же время определенная его часть является формой координации, сближения и унификации внутреннего права государств членов» [5].
Следующим этапом в становлении европейской системы источников права является регламентация Единого европейского акта (ЕЕА) 1986 года, положения которого внесли изменения и дополнили учредительные Договоры о ЕОУС, ЕЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вместе с тем, безусловно, вывод о том, что право ЕС является отдельной правовой системой, не отрицает ни наличия определенных явлений правовой действительности (международно-правовой характер образования ЕС, производная компетенция, возможность выхода из ЕС), ни соответствующих им последствий, определяющих правовой статус ЕС (в частности невозможность членства в ряде межправительственных организаций, например ООН или МВФ). Называть ли при этом ЕС «государство подобным образованием», «международной организацией интеграционного типа» или «квазигосударством», зависит от «вкуса» использующего такой термин, от ситуации, контекста, в котором такой термин используется, от качеств ЕС, которые хочется подчеркнуть. Мы предпочитаем использовать нейтральный термин «интеграционное образование».
Комиссия международного права ООН (КМП), анализируя в 2000—2006 гг. проблему фрагментации международного права, рассмотрела европейскую интеграцию в разделе о коллизиях между специальным и общим правом в контексте регионализма и отметила наднациональный характер норм, составляющих право сообществ. КМП упомянула «знаменитое высказывание Суда о том, что учредительные договоры — это не просто международные соглашения, а своего рода «конституционная хартия ЕС»28. Далее КМП заключает, что Учредительными договорами «создан особого рода правовой порядок в отношениях между государствами-членами, и тем самым они толкуются и применяются таким образом, что необязательно согласуется с тем, как толкуются и применяются “обычные” (ordinary) соглашения».
Отметим, что особенность действия и применения норм международных договоров, в том числе норм Учредительных договоров, во внутригосударственных правопорядках государств — членов ЕС состоит в том, что вопрос о наличии или об отсутствии у таких норм прямого эффекта решается не национальными судами государств-членов, а Судом Европейского Союза. Эта уникальная конструкция, основанная на ст. 344 ДФЕС, фактически позволяет самому интеграционному образованию в лице Суда ЕС как его института решать вопрос о прямом действии как Учредительных договоров, так и международных договоров, заключаемых ЕС. Здесь же следует отметить, что второе фундаментальное качество права ЕС — верховенство — также было внедрено и развито Судом ЕС. Н. А.
1. К вопросу институциональной эволюции Европейского сообщества адресуем к: Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 242–258.
2. Энтин Л.М. Европейское право: учебник для вузов / под ред. Л.М. Энтина. М.: издательство НОРМА 2000, С. 83–95; Топорнин Б.Н. Европейское право: учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 264–308; Европейский Союз: справочник-путеводитель / под ред. О.В. Буториной (отв. ред.); 2-е изд. доп. и перераб. М.: Издательский дом «Деловая литература», 2003. С. 50–55; Абдуллин А.И. Интеллект и право: правовая охрана интеллектуальной собственности: учебное пособие. М.: Статут, 2001, С. 33–56; Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
3. Oppermann, T. Europarecht.Muenchen, 1999, Rn.480; Schweitzer, M./Hummer, W. Europarecht, 5. Auflage.Luchterhand Verlag, Berlin, Rn.17.
4. Bjoern Dietrich, M.S.E.L, Christian Au, LL.M, Joerg Dreher, LL.M, Umweltrecht der Europaeischen Gemeinschaften, Institutionen, Entwicklung und Ziele.Berlin, 2003.S.23.
5. Одной из наиболее ярких книг, где рассматривается юридическое качество европейских директив, является, напр.: Dendrinos Antonios, Rechtsprobleme der Direktwirkung der EWG – Richtlinien / Unter besonderer Beruecksichtigung der Rechtslage in Grichenland. Frankfurt am Main. Paris, 1989. См. также одну из первых работ на эту тему в ЕС: Rabe Hans Jurgen, Das Verordnungsrecht des europaeischen Wirtschaftsgemeinschaft.Hamburg, 1963.
6. Документы Европейского Союза. Т. VI. Консолидированная версия, 1997.
7. Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций: автореф. дисс. … д.ю.н. Казань, 1999; Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970, где он опирается на мнение таких международников, как Ф. Мартенс, Н. Коркунов, Ch de Vischer, C. Bergbohm и др.
8. Bergbohm C. / цит. по кн: Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 102–103.
9. Мартенс Ф., Трипель Х, Фердросс А. / цит по кн.: Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 104.
10. Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. С. 9–10.
11. Пяткина В.В. О понятии международного торгового права // Вопросы универсальности и эффективности международного права: межвузовский сборник научных трудов. Свердловск УрГУ. 1981. С. 128.
12. Пяткина В.В. О понятии международного торгового права… С. 121.
13. Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. С. 9.
14. Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. С. 9.
15. Международное право: учебник / под ред. профессоров Г.В. Игнатенко и Д.Д. Остапенко. М.: Высшая школа, 1978. С. 166.
16. Цит. по кн. Ушаков Н.А. Международное право: учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 212.
17. Тункин Г.И. Теория международного права. С. 102.
18. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004. – 245 с.
19. Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник/ 3-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2010. – 640 С.
20. Баранов В.М. Формы (источники) права: Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993.