ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
1.1 Понятие Европейского союза
1.2 Особенности правовых оснований для реализации полномочий Европейского союза
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
2.1 Эволюция компетенции Европейского союза
2.2 Общая характеристика компетенции Европейского союза
2.3 Виды компетенции Европейского союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день Европейский Союз (далее ЕС) является образцовой международной региональной организацией. Тому свидетельство развитая правовая база организации, достигнутые успехи в области унификации права. В частности, в отличие от иных интеграционных объединений международные договора, принятые в рамках Европейского Союза, характеризуются значительной степенью развитости [4, с. 178-185]. Немало успехов достигнуто и в рамках сплочения государств-членов для решения общих задач. В этой связи важным и довольно актуальным становится вопрос о компетенции Европейского Союза и государств членов данной организации.
Компетенция одна из основных категорий права Европейского Союза. Развитие и становление компетенции данной международной организации представляет собой одну из актуальных проблем современности. В рамках Европейского Союза встречается так называемое деление компетенции на внутригосударственные компетенции и компетенции Союза.
Особый интерес к вопросу о разграничении компетенции Европейского Союза связан также с тем фактом, что в современной науке отсутствует единое понимание развития и совершенствования компетенции рассматриваемой организации, необходимое для прогнозирования развития Европейского Союза. Как правило, имеющиеся в научной литературе точки зрения отражают отдельные аспекты данного вопроса.
Таким образом, объект работы – правоотношения, связанные с компетенцией Европейского союза.
Предмет работы – компетенция Европейского союза.
Цель работы –предложить возможности совершенствования компетенция Европейского союза.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
определить понятие Европейского союза;
рассмотреть особенности правовых оснований для реализации полномочий Европейского союза;
рассмотреть эволюцию компетенции Европейского союза;
определить общую характеристику компетенции Европейского союза;
рассмотреть виды компетенции Европейского союза.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
1.1 Понятие Европейского Союза
Европейский Союз это политический и экономический союз европейских государств. Основой Европейского Союза были три западноевропейские региональные организации: Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии. Поскольку все общины были единым целым с точки зрения их организационной, правовой и политической структуры, это позволило Европейскому парламенту в 1978 году предложить переименовать три общины в «Европейское сообщество».
Это межгосударственная ассоциация, объединяющая черты международной организации и федеративного государства; возникла на основе Европейского сообщества. Договор ЕС, подписанный в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств-членов Европейского сообщества, вступил в силу в ноябре 1993 года. В начале 2006 года членами ЕС были 25 стран. Представляет собой наиболее развитую форму экономической и политической интеграции в Европе. Договор вводит гражданство ЕС в дополнение к гражданству.
Они также считают, что ЕС это союз европейских государств, образованный в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором на основе европейских сообществ, объединяющий 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 году Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция заключили соглашения ЕС. На встрече в Ницце в конце 2000 года была подписана Хартия о дальнейшей деятельности ЕС и ее расширении. В настоящее время (2013 г.) в состав ЕС входят 27 государств. Соглашение о развитии идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (так называемая «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка устранение всех препятствий на пути свободного перемещения товаров, услуг, капитала и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в области внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координации политики в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в сфере правосудия и т. Д. Общим европейским гражданством является В настоящее время создаются Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а с 1999 года была введена единая валюта евро.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
2.1 Эволюция компетенции Европейского союза
Все вышеперечисленные тенденции нашли новое подтверждение в Лиссабонском договоре 2007 года.
Особенность эволюции компетенции в рамках третьего столпа выражалась в том, что она шла по пути, который был близок, но отличался от пути первого столпа. СПСО был сформирован как бы методом «куста». Из единого корня, состоящего из Маастрихтского договора и решений Совета, возникли многие взаимосвязанные «ветви» интеграционные органы и механизмы: Европол, Евроюст, взаимное признание судебных решений и европейский ордер на арест. Как логическое следствие этого развития, гармонизация национального уголовного и уголовного законодательства, улучшение защиты прав человека и т. д.
Путь эволюции компетенции Европейского Союза в рамках третьего столпа отличается рядом специфических особенностей:
Метод интегрирования Монне-Шумана проявляется в нем иначе, чем в первой поддержке. «Ориентация на решение практических задач» приводит к формированию множества взаимосвязанных, но в основном несмешанных параллельных процессов.
Характер компетенций Европейского Союза в области ДССБ отличается от двух других столпов. С одной стороны, отсутствие «жестких» методов регулирования (нормативные акты, прямое влияние рамочных решений) в некоторой степени компенсируется очевидной необходимостью объединения усилий по борьбе с транснациональной преступностью и способностью быстро получать результаты такой комбинации. С другой стороны, деятельность в рамках третьего столпа переросла исключительно межправительственное сотрудничество и включала значительную часть элементов наднационализма.
Это приближает юридическую природу третьего столпа к первому и делает его как бы «промежуточным» между первым и вторым столпами. Это также способствует созданию «неподдерживаемого» Союза в соответствии с Лиссабонским договором.
Кроме того, Лиссабонский договор рассматривается как наиболее вероятный путь дальнейшего развития Европейского Союза.
Лиссабонский договор вводит изменения во всех областях ЕС: от его институциональной структуры до правового статуса человека и гражданина. Компетенции ЕС меняются несколькими способами. Во-первых, расширение и углубление его задач и полномочий в уже подвластных ему сферах общественной жизни. Во-вторых, через передачу в компетенцию Союза новых сфер общественной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исключительную компетенцию ЕС также входит заключение международных соглашений по вопросам, возникающим в связи с реализацией его внутренней политической компетенции (так называемая доктрина «параллелизма» внутренней и внешней компетенции ЕС, сформулированная еще в 1970-х годах Судом). европейских сообществ).
Особой противоположностью исключительной компетенции ЕС является категория его компетенции, называемая «компетенция осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов» (пункт 5 статьи 2 Договора о функционировании ЕС), или, более кратко, поддержка, координация или дополнение деятельности ЕС.
Области этой деятельности (всего их семь) перечислены в ст. 6 Договора о функционировании ЕС:
здравоохранение;
повышение конкурентоспособности промышленности;
культура;
туризм;
образование, профессиональная подготовка, молодежь и спорт;
гражданская оборона;
координация административного сотрудничества государств-членов в реализации законодательства ЕС [15].
В этих сферах государства-члены сохраняют за собой всю полноту законодательной власти, а ЕС лишен права осуществлять гармонизацию (сближение) правовых норм, принятых на национальном уровне (кроме отдельных исключений в сфере здравоохранения). Роль ЕС сводится к поддержке (в том числе финансовой из союзного бюджета) и различным формам координации или дополнения мероприятий государств-членов (рекомендации, программы, обсуждение общих проблем, координирующие инстанции и др.), что и дало название этой категории его компетенции.
Оценивая нормы о внешнеполитической компетенции ЕС, комментаторы указывают, что они остаются наиболее спорными положениями права ЕС, что было отмечено даже Конституционным судом Чехии [16]. Проблема в том, что, как было указано выше, внешнеполитические полномочия ЕС сформулированы чрезвычайно широко и обоснованно вызывают определенные опасения государств-членов. Суд в 90-х годах XX в. в серии дел Open Skies пересмотрел концепцию неограниченного «параллелизма», при которой внешние полномочия предоставляются Союзу во всех случаях, когда ему необходимо реализовать внутреннюю компетенцию.
1. Бирюков М.М. 2016. Европейское право: до и после Лиссабонского договора. М.: Статут. 240 с.
2. Гурбанов Р.А. Субъекты сотрудничества судебных органов государств членов ЕС в сфере уголовного правосудия // Право и политика. 2011. № 9. С. 1500-1505.
3. Исполинов А. 2015. Суд Европейского Союза против присоединения ЕС к Европейской Конвенции по правам человека (причины и следствия). – Международное правосудие. № 1 (13). С. 118–134
4. Исполинов А. 2018. В поисках новой парадигмы: Суд ЕС и ЕСПЧ спустя три года после Заключения 2/13. – Международное правосудие. № 2 (26). С. 16–27.
5. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Комментарии к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс (дата обращения: 23.02.2020)
6. Лифшиц И.М. 2018. Некоторые аспекты взаимодействия международного финансового права и права Европейского союза. – Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки. № 2. С. 5–13
7. Международное миграционное право. Учебник для вузов / Аминова Ф.М., Бодурова Г.Г., Давлатов Х.Х., Давлетгильдеев Р.Ш., Кодиркулов Х.Р., Мамадамонов У.М., Мансуров У.А., Тагаева С.Н. / Под ред. С.Н. Тагаевой. – Душанбе: ЭР-граф, 2016. 352 с.
8. Митрофанов И.О. Правовые аспекты разграничения компетенции институтов Европейского Союза в сфере антимонопольной политики / И.О.Митрофанов. Закон и право. № 8. С. 82–84.
9. Рябов Д.О. Политика памяти в формировании европейской идентичности ЕС // PolitBook. 2016. №4.
10. Тагаева С.Н., Бодурова Г.Г. Проблемы унификации частноправовых норм в условиях интеграции мирового сообщества (на примере евразийского пространства // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Владимир: Изд-во «Шерлок-пресс», 2018. С. 178-185.
11. Энтин М.Л., Войников В.В., Торкунова Е.А. 2018. Новый этап в институционально-правовом обустройстве пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС. – Московский журнал международного права. № 2. С. 102–114. DOI: https:// doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-102-114
12. A European Memory? Contested Histories and Politics of Remembrance. Ed. by M. Pakier and B. Strath. N. Y., 2010.
13. Chalmers D., Davies G., Monti G. 2010. The European Union Law. Cambridge: Cambridge University Press. 1116 p.
14. Cremona M. 2009. Member States as Trustees of the Community Interest: Participating in International Agreements on Behalf of the European Community. – EUI Working Paper. No. 2009/17. 26 p. URL: http://cadmus.eui.eu/ bitstream/handle/1814/12881/LAW_2009_17. pdf?sequence=1&isAllowed=y
15. Czuczai J. 2017. The Principle of Solidarity in the EU Legal Order – Some Practical Examples after Lisbon. – The EU as a Global Actor – Bridging Legal Theory and Practice. Liber Amicorum in Honour of Ricardo Gosalbo Bono. Ed. by J. Czuczai, F. Naert. Leiden: Brill. P. 145–165. DOI: https://doi. o/10.1163/9789004347175_008
16. Decision of the Representatives of the Governments of the Member States of 8 April 1965 on the Provisional Location of Certain Institutions and Departments of the Communities (67/446/EEC) (67/30/Euratom) [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/HTML/?uri=CELEX:41967D0446&from=en.
17. Declaration on European Identity (Copenhagen, 14 December, 1973) [Electronic resource]. URL: https://www. cvce.eu/content/publication/1999/1/1/02798dc9-9c69-4b7db2c9-f03a8db7da32/publishable_en.pdf.
18. Europe for Citizens [Electronic resource]. URL: https:// eacea.ec.europa.eu/europe-for-citizens_en.
19. Europe for Citizens Programme. European Remembrance Project. Selection 2018. List of Successful Applicants [Electronic resource]. URL: https://eacea.ec.europa.eu/sites/eacea-site/files/ european_remembrance_selection_2018.pdf.
20. European Historical Memory: Policy, Challenges and Perspectives [Electronic resource]. URL: http://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540364/ IPOL_STU%282015%29540364_EN.pdf.
21. Horspool M. [et al.]. 2006. European Union Law. New York: Oxford University Press. 558 p.
22. House of European History [Electronic resource]. URL: https://www.historia-europa.ep.eu/en.
23. Klabbers J. 2016. Theorizing International Organizations. – Oxford Handbook of the Theory of International Law. Ed. by A. Orford, F. Hoffmann. Oxford: Oxford University Press. P. 618–634.
24. Klabbers J. 2017. International Law. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press. 370 p.
25. Kuijper P.J. [et al.]. 2013. The Law of EU External Relations. Oxford: Oxford University Press. 1092 p.
26. Memory, Identity and Nationalism in European Regions. Ed. by V. Apryshchenko and O. Karnaukhova. Hershey, 2019.
27. Sangiovanni A. 2012. Solidarity in the European Union. – Philosophical Foundations of European Union Law. Ed. by J. Dickson, P. Eleftheriadis. Oxford: Oxford University Press. P. 384–411.
28. Sarooshi D. 2017. Legal Capacity and Powers. – Oxford Handbook of International Organizations. Ed. by J.K. Cogan, I. Hurd, I. Johnstone. Oxford: Oxford University Press. P. 985–1005.
29. Shaw M. 2017. International Law. 8th ed. Cambridge: Cambridge University Press. 1033 p.
30. Shutze R. 2018. European Union Law. 2nd ed. New York: Cambridge University Press. 916 p.
31. Sierp A. History, Memory and Trans-European Identity. Unifying Divisions. N.Y., 2014.
32. The Politics of Memory in Postwar Europe. Ed. by R. Lebow, W. Kansteiner and C. Fogu. L., 2006.
33. The Question of the Seat of the Institution [Electronic resource]. URL: https://www.cvce.eu/en/recherche/ unit-content/-/unit/5cc6b004-33b7-4e44-b6db-f5f9e6c01023/ 6d4bbf9d-f9db-4ca2-b731-ed0d09f34e0a.