ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочение духовно-нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос об этическом воспитании граждан Республики Беларусь.
Социологические опросы показывают, что духовные потребности современных детей весьма занижены, произошли серьезные изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, которые проявились в перспективных жизненных планах детей и подростков, в переосмыслении ими представлений о своем месте в социуме. Новейший образ жизни создает психологию, при которой такие ценности, как добро, порядочность, патриотизм, детьми просто не воспринимаются всерьез.
В современном мире в обществе всё больше сторонников приобретают представления о том, что именно образование может стать ключом к решению большинства глобальных проблем современного мира. Всё чаще образование признаётся «самой стратегически ориентированной сферой человеческой деятельности» [11, с. 6], а совершенствование и модернизация национальных систем образования – ведущей стратегией безопасного устойчивого развития любого государства. Эти обстоятельства обусловливают особую роль и задачи этического образования и воспитания.
Современные подходы к проблеме этического воспитания школьников различного возраста отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С.А. Козловой, Л.А. Кондрыкинской, О.Л. Князевой, Л.В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А.П. Орловой и др.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Этическое воспитание в начальной школе
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования и воспитания. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств.
Важной частью в системе воспитательной работы является этическое воспитание.
Философский энциклопедический словарь дает следующее определение: «Этика – учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования, которая пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, таки в личности» [16, с. 545].
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методика исследования
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является этическое воспитание.
Для изучения особенностей этического воспитания на уроках математики была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – исследование работы по этическому воспитанию на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для этического воспитания на уроках математики.
2. Провести эксперимент по этическому воспитанию младших школьников на уроках математики.
3.Предложить педагогические рекомендации по этическому воспитанию младших школьников на уроках математики.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Асаревичский детский сад-базовая школа».
В эксперименте принимали участие 13 учащихся 4 класса.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня этического воспитания младших школьников.
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
1. Беседа с младшими школьниками.
2. Наблюдение за поведением учащихся на уроке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является этическое воспитание.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Важной частью в системе воспитательной работы является этическое воспитание. Считается, что вопросы этического воспитания легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естественных, тем более на математике. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, через использование случайно возникших воспитательных ситуаций, через личность самого учителя. Данная работа может проводиться на всех этапах урока: через использование эпиграфа, подбор математических задач, использование дидактических игр.
Для изучения особенностей этического воспитания на уроках математики была проведена экспериментально-исследовательская работа. Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Асаревичский детский сад-базовая школа». В эксперименте принимали участие 13 учащихся 4 класса. В процессе педагогического эксперимента было выявлено, что большинство учащихся имеют средний и низкий показатель нравственной воспитанности, проявляют слабый интерес к народным традициям, культуре.
Начинаться этическое воспитание младшего школьника может уже с эпиграфа к уроку. В обучении математике, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, краеведческо-
1. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание / А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей; под ред. Ф.Т. Михайлова. – М. : Просвещение, 1977. – С. 25–36.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
3. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В. В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. – № 2. – С. 33–38.
4. Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики : дис. … канд. пед. наук / Г.Х. Валеева. – Челябинск, 2006. – 190 с.
5. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М. : НИЦСПО, 1990. – 366 с.
6. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы : кн. для учителя / Ф.Б. Горелик. – М. : Просвещение, 1986. – 208 с.
7. Жихаревич, М.Е. Проблемы теории гражданского образования / М.Е. Жихаревич // Философия образования. – № 7. – 2003. – С. 28–32.
8. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В.И. Купцов. – СПб. : Алетейя, 2009. – 120 с.
9. Левченко, Л.В. Воспитание нравственности на уроках математики / Л.В. Левченко // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 359-361.
10. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях : в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
11. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. … д‐ра пед. наук. – Якутск, 2006. – 346 с.
12. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm. – Дата доступа: 12.12.2016.
13. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
14. Столяренко Л. Д. Педагогика : учеб. для вузов. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
15. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 288 с.
16. Философский энциклопедический словарь. – М. : ИНФРА- М, 1998. – 576 с.
17. Шелыгина, О.Б. Содержание и способы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках математики / О.Б. Шелыгина // Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 1466–1470.
18. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.