Введение
1 Теоретико-методологические основы этики менеджмента
1.1 История зарождения этики менеджмента
1.2 Этика менеджмента: понятие и сущность
1.3 Правила этики в деятельности менеджера предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса
2. Анализ деятельности ОДО «Лета»
2.1 Организационно-правовое положение предприятия ОДО «Лета»
2.2 Основные экономические показатели ОДО «Лета»
2.3 Анализ кадрового потенциала ОДО «Лета»
3. Пути повышения этики менеджмента на предприятии ОДО «Лета»
3.1 Анализ состояния этики менеджмента, дисциплинарная политика ОДО «Лета»
3.2 Разработка и внедрение системы адаптации в ОДО «Лета»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Развитие и конкурентоспособность объекта общественного питания зависит не только от его прибыльности, но и от включения в себя справедливого отношения к работникам, достойной оплаты труда и его безопасности, а также, высокое качество продукции и услуг, сохранения окружающей среды, правдивости рекламы, соблюдения всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов ко всем видам информации о делах фирмы. В результате современная фирма становится социально-экономической организацией, в которой этические нормы являются важнейшим регулятором внутрифирменных и межфирменных отношений, а также отношений внутри общества в целом.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
– изучить историю зарождения этики менеджмента;
- рассмотреть правила этики менеджера в организациях общественного питания;
- дать организационно-экономическую характеристику ОДО «Лета»;
- провести анализ кадрового потенциала ОДО «Лета»;
- провести анализ состояния этики менеджмента ОДО «Лета»;
- разработать и внедрить систему адаптации кадров в ОДО «Лета».
Объектом исследования в работе является деятельность ОДО «Лета».
Предмет исследования – социально-трудовые, экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе развития адаптации персонала как функции управления современной организацией.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности ее использования как наглядного примера при анализе и изучении мотивации труда персонала в ОДО «Лета».
При написании работы были использованы следующие методы и приемы: метод экономического анализа, экономическо-статистический метод, аналитико-графический метод, метод сравнения, абсолютных и относительных величин и др.
Практическая часть работы выполнена на материалах статистической и бухгалтерской отчетности ОДО «Лета».
Методологической основой исследования являются публикации отечественных и зарубежных экономистов, менеджеров, финансистов, в которых рассматриваются вопросы посвященные, мотивации и стимулированию труда, статистические сборники, нормативные документы.
Теоретические и методические аспекты эффективности мотивации труда получили широкое освещение в работах Савинского А.И., Адамчук В.В., Головачев А.С., Климович Л.К., Виханский О.С. и др.
1 Теоретико-методологические основы этики менеджмента
1.1 История зарождения этики менеджмента. Этика менеджмента: понятие и сущность
Управление и этика относятся к фундаментальным характеристикам жизни общества. Управление обеспечивает эффективное функционирование экономики. Так по оценке классика современного менеджмента Питера Друкера успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Этика формирует цивилизованные правила поведения людей, ведения хозяйства и управления. В истории развития общества принято выделять ряд этапов, на которых формы, содержание, соотношение и взаимодействие управления и этики менялись.
Существуют различные классификации этапов общественного развития. Длительное время, особенно в марксистской, литературе господствовала формационная теория деления общества по признакам его классовости и способа производства, определяемого уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Это была так называемая «пятичленка», включающая первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество. Сегодня это деление не существует. Если первые 4 из перечисленных 5 видов общества в той или иной степени соответствуют материалистическому пониманию истории, то коммунистическое общество оказалось порождением идеалистической теории. Историческое развитие, как окончательно стало ясно в 20 в., пошло другим путем, в котором смена классов перестала быть определяющим это развитие фактором.
Считается, что роль ключевого фактора общественного развития перешла к техническому прогрессу, на основе которого образовалась другая классификация общественного развития. Сообразно этой классификации выделяют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традиционное общество было основано на примитивной технике и технологии. Для него было характерно преобладание семейных, клановых отношений. Соответственно, традиционное управление основывалось на родовых и семейных традициях, разделении труда по полу и возрасту, личной зависимости, передаче власти по наследству. В категорию традиционных обществ попадали как первобытно-общинные, так и рабовладельческие и феодальные общества. Отдельные черты традиционных обществ (клановость, семейственность, наследование власти) сохранились до настоящего времени.
Технический переворот, начавшийся в 17-18 вв., ознаменовал переход от медленно развивающихся традиционных обществ к индустриальному обществу. Экономика индустриального общества получила наименование рыночной (капиталистической). В соответствии с ней сформировался особый тип управления – менеджмент, основанный на самоуправлении хозяйствующих субъектов и государственном регулировании развития экономики. Основой рыночной экономики является свободное предпринимательство, т. е. инициативная деятельность, направленная на насыщение рынка товарами и получение прибыли.
2. Анализ деятельности ОДО «Лета»
2.1 Организационно-правовое положение предприятия ОДО «Лета»
Кафе ОДО «Лета» расположено в г. Малорита Брестской области.
Кафе зарегистрировано как общество с дополнительной ответственностью.
Целью создания кафе является удовлетворение потребностей человека в пище и высокий класс его обслуживания, а также получение прибыли.
Одной из главных задач деятельности кафе, является эффективность предоставления услуг, определение потребностей клиента, предупреждающей действия с целью избежание неудовлетворенности клиента. Для решения поставленной задачи необходим непрерывный анализ требований к услуге.
В соответствии с Уставом кафе осуществляет следующие виды деятельности: деятельность кафе; розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво; розничная торговля морожеными и замороженными десертами; розничная торговля безалкогольными напитками; розничная торговля табачными изделиями; прочая деятельность по организации отдыха и развлечений.
Кафе – комфортное предприятие общественного питания, предоставляющее посетителям широкий ассортимент высококачественных кулинарных и кондитерских изделий и напитков.
Кафе рассчитано на 48 посадочных мест, отличается комфортностью, уютным интерьером, хорошей кухней.
Основные задачи деятельности кафе: Привлечь большое количество посетителей. Удовлетворить потребности посетителей, сделать гостей счастливыми на то время, пока они находятся в заведении. Обеспечить высокий уровень и условия обслуживания.
Режим работы: понедельник-четверг с 8.00 до 14.30; пятница с 8.00 до 14.30 и с 19.00 до 1.00; суббота с 19.00 до 1.00; воскресенье – выходной.
Помещение, занимаемое кафе, располагается в центре города, на 1 этаже гостиницы «Юбилейная», обустроен удобный подъезд для автотранспорта и парковка.
В помещении кафе имеется телевизор, спутниковое телевидение, домашний кинотеатр с караоке.
Высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. В кафе применяется повседневная форма обслуживания официантами. Повседневная форма обслуживания в кафе, характеризуется постоянным потоком посетителей, в кафе «Лета» складывается из следующих элементов: встреча и размещение гостей; прием заказа; выполнение заказа; подача заказных блюд; расчет по окончании обслуживания.
3. Пути повышения этики менеджмента на предприятии ОДО «Лета»
3.1 Анализ состояния этики менеджмента, дисциплинарная политика ОДО «Лета»
В ОДО «Лета» действует дисциплинарная политика (приложение Г). Дисциплинарная политика – это документ, описывающий базовые требования к поведению сотрудника со стороны предприятия общественного питания. В течение рабочего дня, или находясь в помещении общественного питания в нерабочее время, все сотрудники компании должны соблюдать дисциплинарные правила. Их нарушения влияют на работу сотрудников и имидж компании в глазах её гостей и партнеров. Дисциплинарная политика определяет стандарты допустимого поведения, ожидаемого от сотрудников, а так же обозначает последствия их нарушения. Особенным образом выделяются нарушения дисциплины, категорически не совпадающие с идеологией компании. При возникновении такого рода событий, компания расторгает взаимоотношения с сотрудником, а в отдельных случаях может выступить инициатором возбуждения уголовного дела. К нарушениям такого рода относятся:
1 хищение материальных ценностей и имущества (компании, гостей, коллег);
2 грубое нарушение кассовой дисциплины:
- приготовление блюд и напитков без сервис-чека;
- не пробитие пречека и фискального чека, с последующим озвучиванием гостю суммы чека;
- не вынос фискального чека при расчете гостя;
- не отданная сдача гостям;
- использование бонусной карты ОДО «Лета» в личных целях;
- использование карты менеджера в личных корыстных целях.
3 Хамство по отношению к гостям (нецензурная брань, неприличные жесты по отношению к гостям, резкие высказывания о внешнем виде, поведении, физических недостатках гостей);
4 Отсутствие на рабочем месте без уважительной причины и предупреждения, а так же без предоставления справки, подтверждающей отсутствие данного сотрудника на рабочем месте в течение 4 часов, и/или полной смены, независимо от её продолжительности, согласно графику выхода на работу;
5 Употребление на рабочем месте в рабочее время алкогольных и наркотических средств;
6 Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения;
7 Деяния преступного характера на рабочем месте, влекущее за собой уголовную ответственность.
Заключение
Проанализировав финансовую деятельность предприятия ОДО «Лета» можно сделать вывод о том, что предприятие общественного питания является успешным, прибыльным и в будущем планирует развиваться. В работе была всесторонне раскрыта деятельность предприятия ОДО «Лета», выделить недостатки организации и предложить варианты к её совершенствованию. Разработали и попытались обосновать предложения по внедрению системы адаптации персонала с экономической оценки.
Анализ основных экономических показателей ОДО «Лета», а также анализ кадрового предприятия ОДО «Лета» в главе 2, данное предприятие является успешно развивающимся. Для этого после анализа деятельности предприятия необходимо внести некоторые изменения. Существующая система управления должна претерпеть изменения в некоторых направлениях. Для этого необходимо решить некоторые вопросы: небольшая текучесть персонала; отсутствие качественного выполнения услуг в связи с отсутствием мотивации персонала; повышение этики менеджмента; отсутствие высококвалифицированных работников (низкое качество работы); внедрение предлагаемой системы адаптации. Все выявленные недостатки актуальны при действии предприятия на рынке предоставления товаров, но из выявленных недостатков можно выделить основную проблему, которая имеет большое влияние на деятельность организации на рынке предоставления услуг. Этой проблемой является отсутствие системы адаптации персонала.
В 3 главе было рассмотрено состояние этики менеджмента на предприятии ОДО «Лета» и разработана система адаптации персонала с упором на наставничество. Разработка системы адаптации персонала в ОДО «Лета» будет помогать понять новым сотрудникам требования, которые к предъявляет предприятие, и быстрее выйти на требуемый уровень продуктивности. Для компании система адаптации значительно снизит текучесть персонала на испытательном сроке, что приведёт к сокращению затрат на подбор персонала.
Методы исследования, такие как метод наблюдения, метод дедукции и индукции, метод сравнения и анализа и метод восхождения от абстрактного к конкретному позволили достичь необходимых результат и добиться решения поставленных задач.
1 Басовский Л. Е. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 241 c.
2 Бизнес-план инвестиционного проекта: учеб. пособие / под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 672 с.
3 Бизнес-план: метод. материалы / под ред. Н.А. Колесниковой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 256 с.
4 Бузова И. А. Коммерческая оценка инвестиций: учебник / И. А. Бузова. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
5 Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник. – Минск: Новое знание, 2001. – 635 с.
6 Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2013. – 605 с.
7 Леонтьев В. А. Инвестиции: учеб. пособие / В. А. Леонтьев, В. В. Бочаров. – М.: Инфра-М, 2015. – 416 с.
8 Липсиц И. В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 c.
9 Литвак Б. Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 624 c.
10 Мельников Р. М. Экономическая оценка инвестиций. Уч.пос / Р.М. Мельников. – М.: Проспект, 2014. – 264 c.
11 Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур, А. Н. Зубко. – Минск: Тетралит, 2013. – 224 с.
12 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 30.01.2019.
13 Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/ ?guid=3871&p0=H11300053.
14 Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158; в ред. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 2 июля 2015 г. № 40 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005 г. – № 158.
15 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/ ?guid=3871&p0=P31600466.
16 Планирование на предприятии: Бизнес-планирование: учеб. пособие / Е. М. Карпенко, Н. П. Драгун. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 224 с.
17 Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 384 c.
18 Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие / М. И. Ример, – СПб.: Питер, 2015. – 432 с.
19 Соколовская Е. А. Разработка финансово-экономической части бизнес-плана инвестиционного проекта / Е. А. Соколовская // Бизнес-планирование (приложение к ПЭО). – 2005. – №2. – С. 194-252.
20 Турманидзе Т. У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: Учебник. / Т.У. Турманидзе. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 247 c.
21 Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. – М.: Дашков и К, 2014. – 544 c.