Введение
1 Теоретические основы управления транспортной системой предприятия
1.1 Транспортная деятельность предприятия: сущность, цели, задачи и функции
1.2 Управление транспортной системой логистики современного предприятия
1.3 Подходы к оценке эффективности функционирования транспортной системы
2 Оценка эффективности функционирования транспортной логистики ООО «Петроплав»
2.1 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Анализ транспортной системы компании ООО «Петроплав»
2.3 Оценка эффективности функционирования транспортной системы ООО «Петроплав»
3 Совершенствование транспортной системы компании ООО «Петроплав»
3.1 Максимальная загрузка транспортных средств
3.2 Внедрение информационных систем контроля и мониторинга работы автомобильного транспорта
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Транспорт, являясь базовой отраслью национальной экономики государства, обеспечивает взаимосвязь его элементов и способствует углублению территориального разделения труда.
Обеспечение устойчивого и эффективного бизнеса грузовых автомобильных перевозок в конкурентной внешней среде ставит перед каждым АТП задачу оценки своей конкурентоспособности.
К проблемам транспортной логистики относятся: качество обслуживания; фрагментация рынка транспортных услуг; износ подвижного состава и трудности его обновления; устранение ремонтных баз; недостатки законодательной базы; потери от простоя в ожидании погрузки/разгрузки транспортного средства; потери от неэффективной работы; трудности при составлении маршрутов движения; перегрузка транспортных средств по грузоподъемности или полезному внутреннему объему кузова; страхование грузов и транспортных средств.
Система логистики является основой экономической стратегии фирм, когда логистика используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как логика управления для реализации планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход обеспечивает тесную координацию логистического обеспечения рынка и стратегии организации.
Объектом исследования является транспортная логистика ООО «Петроплаф».
Предмет исследования – транспортная система ООО «Петроплаф».
Целью исследования является разработка направлений повышения эффективности функционирования транспортной системы предприятия.
В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи:
- раскрыты теоретические основы управления транспортной системы предприятия;
- дана оценка эффективности функционирования транспортной логистики предприятия;
- предложены направления совершенствования транспортной системы предприятия.
На основании проведенного анализа, предложены мероприятия, направленные на развитие транспортной логистики исследуемого предприятия, включившие систему обеспечения полноты и замкнутости логистической услуги.
В процессе работы над курсовой работой были использованы работы следующих авторов: Гордона М.П., Инютиной К.Б., Козлова В.К., Миротина Л.Б., Новикова Д.Т., Родникова А.Н., и других ученных. Проблемы развития транзитного потенциала и транспортной логистики в стране исследуют белорусские ученые-экономисты Р. Б. Ивуть, И. И. Полещук, И. А. Еловой, Т. Р. Кисель, А. А. Косовский, П. Г. Никитенко, М. Б. Губский и др., исследования которых, ровна, как и статистические данные, стали информационной базой для написания данной работы.
1 Теоретические основы управления транспортной системой предприятия
1.1 Транспортная деятельность предприятия: сущность, цели, задачи и функции
Транспорт (от лат. transporto – перемещаю) есть отрасль производства, обеспечивающая потребность общества в перевозке пассажиров и грузов [3].
Роль транспорта в современном обществе только возрастает. Транспортировка во многих отраслях промышленности является элементом производственного процесса: холодильники (хранение и транспортировка), бетоносмесители (подготовка бетона в процессе его доставки к месту установки), мастерская на колесах( хранение и продажа товаров), подготовка новых материалов в невесомости и др. Транспорт становится незаменимым элементом транспортно - логистических систем, он не только обеспечивает движение грузов и пассажиров, но и оптимизирует продвижение материальных, энергетических и информационных потоков.
Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящихся к этой ключевой комплексной логистической активности, выделен в предмет специальной дисциплины – транспортной логистики.
Основными элементами транспортной деятельности является сам транспорт. Рассмотрим основные определения этого элемента.
Транспорт – это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства, транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.
Транспорт органически вписывается в производственные и торговые процессы, поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с этим существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваются вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.
Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200—300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».
Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.
2 Оценка эффективности функционирования транспортной логистики ООО «Петроплав»
2.1 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Группа компаний «ПетроПлaв» — является ведущей в отрасли по оптовой продаже, обработке стекла, зеркала и дсп.
Головной офис компании находится в д. Oзерцо. Также имеются филиалы в городах Солигорск и Пинск с собственными складами и транспортом. Отгрузка товара во все регионы осуществляется со складов в Минске, Солигорске, Пинске.
Предприятие работает с клиентами во всех регионах страны, последовательно развивая свой бизнес в различных сегментах рынка.
Главными принципами работы организация позиционирует высокий уровень качества товара, постоянный контроль и отбор поставляемых материалов, а также индивидуальный подход к каждому клиенту. Все это делает нашу работу более эффективной и результативной, и, что не менее важно, помогает потребителю определиться с выбором и вовремя получить заказанные материалы.
ООО «Петроплав» специализируется на поставках, оптовой и розничной продаже:
- листового стекла и листового зеркала,
- ДСП,
- алюминиевого профиля для шкафов купе и других материалов для производства мебели.
ООО «Петроплав» возглавляет директор, там который является там владельцем предприятия. там Директор организует там всю работу там предприятия и там несет полную там ответственность за там его состояние там и деятельность там перед учредителями там (собственниками предприятия) там и трудовым там коллективом. Директор там представляет предприятие там во всех там учреждениях и там организациях, распоряжается там имуществом предприятия, там заключает договора, там издает приказы там по предприятию, там в соответствии там с трудовым там законодательством принимает там и увольняет там работников, применяет там меры поощрения там и налагает там взыскания на там работников предприятия, там открывает в там банках счета там предприятия.
При существующей там структуре управления там руководителю предприятия там непосредственно подчиняются: там экспедитор (специалист там по поиску там клиентов), помощник там экспедитора, главный там бухгалтер. Экспедитор обязан сорт организовать перевозку сорт груза транспортом сорт и по сорт маршруту, избранными сорт экспедитором или сорт клиентом; заключить сорт от имени сорт клиента или сорт от своего сорт имени договор сорт перевозки груза; сорт обеспечить отправку сорт и получение сорт груза; получить сорт требующиеся для сорт экспорта или сорт импорта документы; сорт выполнение таможенных сорт и иных сорт формальностей; проверка сорт количества и сорт состояния груза; сорт погрузка и сорт выгрузка груза; сорт уплата пошлин, сорт сборов и сорт других расходов, сорт возлагаемых на сорт клиента.
В таблице 2.1 на основании данных бухгалтерской отчетности ООО «Петроплав» проанализированы основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2015-2017 гг.
3 Совершенствование транспортной системы компании ООО «Петроплав»
3.1 Максимальная загрузка транспортных средств
Правильное составление маршрутов обеспечивает достижение наивысшего коэффициента использования пробега, а, следовательно, обеспечивает снижение себестоимости перевозок. Организация маршрута с обратным холостым пробегом нецелесообразна, т. к. за оборот автомобиля совершается только одна ездка с грузом. Коэффициент использования пробега при этом равен 0,5, отсутствует максимальная загрузка транспорта, издержки на 1 т перевезенного груза достаточно высоки. Следовательно, наиболее целесообразным становится организация маршрута с обратным не полностью груженым пробегом. При этом достигается максимальная загрузка транспортных средств, повышается коэффициент использования пробега и снижаются издержки на 1 т перевезенного груза.
Так как перевозки будут носить систематический, а не разовый характер, то основанием перевозки грузов и выполнения экспедиционных операций будет служить договор и заказ. Перевозка грузов автотранспортным предприятием осуществляется при обязательном соблюдении заказчиками следующих условий: подъездные пути к пунктам и местам погрузки-разгрузки должны находиться в состоянии, обеспечивающем нормальный подъезд и свободное маневрирование автомобилей в любое время года; места погрузки-разгрузки должны быть укомплектованы соответствующими средствами механизации, весовыми устройствами и противопожарными средствами; подъездные пути и места погрузки-разгрузки должны быть оснащены в соответствии с действующими нормами.
Для оказания услуг по грузоперевозкам сторонним организациям можно использовать малотоннажные грузовые автомобили c грузоподъемностью 2, 3 и 6 тонн. Обзор спроса на грузоперевозки малотоннажной грузовой техники позволил сделать вывод о том, что такие автомобили пользуются спросом на перевозки грузов по Беларуси. При этом имеются следующие заказы, представленные в таблице 3.1.
Заключение
Особенностью современной логистики является деятельность, основанная на экономических компромиссах и ориентированная на клиентов.
Значение транспортной логистики заключается в организации перемещения материального потока транспортом общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов рынка (грузовладельцев).
Эффективность использования транспорта оценивается системой показателей, среди которых одним из важнейших является себестоимость выполненных работ. К показателям эффективности использования транспортных средств относятся различные коэффициенты: использование грузового автомобильного парка (число работающих автомобилей в процентах ко всем автомобилям); использование машин в работе (отношение машино-дней в работе к количеству машино-дней пребывания автомобиля в хозяйстве); рабочее время (отношение машино-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка к общей продолжительности пребывания автомобиля в наряде); пробег (отношение количества километров, пройденных с грузом, к общему пробегу); грузоподъемность (отношение общего количества выработанных тонно-километров к пробегу автомобилей с грузом) и др.
Финансовая устойчивость ООО «Петроплав» в анализируемом периоде также характеризовалась ухудшением за три года:
– значение коэффициента автономии было отрицательным, а значение коэффициента левериджа, наоборот, возросло за три года на 1,515 пункта до 1,390 на конец 2017 года – это свидетельствует об отсутствии финансовой независимости у предприятия;
– значение коэффициента маневренности собственного капитала за три года возросло на 0,498 пункта до 0,676 на конец отчетного года, однако с учетом отрицательного значения коэффициента риска это свидетельствует о финансовой неустойчивости предприятия.
Анализ организации и уровня обеспечения грузоперевозок ООО «Петроплав» показывает наличие положительной тенденции устойчивого развития и наращивания материально-технической базы. Постепенно формируется полноценный штат специалистов и рабочих, команда которых позволяет осуществлять полный комплекс обслуживания клиентов в сфере оказания услуг по грузоперевозкам.
В целях повышения эффективности работы с клиентами, повышения качества их обслуживания, необходимо детально изучать запросы клиентов, степень их удовлетворенности работой организации. Для этого будет предложено создание электронной системы отзывов-рекомендаций, которая повысит результативность труда специалистов по работе с клиентами.
Если задействовать крупнотоннажные грузовые автомобили автотранспортного цеха, дополнительная выручка цеха за 1 неделю составит 4250 USD. Если использовать грузовые автомобили постоянно, доход за год составит 51000 USD. Курс доллара США составляет 2,052 руб. Затраты постоянные, остаются без изменения в размере 986,60 тыс. руб. в год. Переменные расходы возрастут за счет использования грузовых автомобилей. Изменение переменных затрат составит 33,32 тыс. руб. Прибыль от внедрения мероприятия составит 71,33 тыс. руб. в год.
Предлагаем внедрить систему GPS контроля и мониторинга грузовых автомобилей оператора спутникового мониторинга «КАП», а также изучить и использовать все возможности системы. Система позволяет: во-первых, добиться доставки грузов в срок, а во-вторых, существенно сократить расходы на горючее, что положительно скажется на рентабельности всего транспортного предприятия. Проект эффективен, потому что ЧДД>0, период окупаемости 3 квартал, рентабельность проекта 3,87.
1. Белоусова Л. А., Бачмага В. С. Транспортное обеспечение сбыта и реализации готовой продукции // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 234-237
2. Буцанец, Н. Б. Проблемы развития транспортной инфраструктуры Республики Беларусь / Н. Б. Буцанец // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VII Международной научно-практической конференции, Минск, 25-26 сентября 2014 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2014. — Т. 2. - С. 88-89.
3. Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы.— [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file591cd03b057946c1.PDF.
4. Грабауров, В. А. Интеллектуальная транспортная система как инновационная концепция развития транспорта / В. А. Грабауров // Наука и техника. – 2014. – № 1. – С. 63–69.
5. Доклад директора Института экономики НАН Беларуси академика Никитенко П.Г. на II Белорусском транспортно-логистическом конгрессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tc.by/exhibitions/Transport/news/315. html.
6. Доклад «О некоторых аспектах транспортной интеграции государств — участников СНГ на евразийском пространстве». / Доклад Исполкома СНГ.— М.: 2015.— 35 с.
7. Еловой И. А., Лебедева И.А. Перспективы развития трансграничной транспортно-складской системы Республики Беларуст /И.А. Еловой, И.А. Лебедева // Вестник Полоцкого государственного университета.— Гомель: БГУТ.— 2013.— № 14.— С. 66–71.
8. Ефимова Е.Г. Политические факторы формирования современной международной транспортной инфраструктуры/ Е.Г. Ефимова, К. Пинониеми. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014.— сер. 5.— вып. 2.— С. 32–56.
9. Ивуть, Р.Б., Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь в условиях формирования транспортно-логистической системы/ Р.Б. Ивуть, А.Ф. Зубриций, А.С. Зиневич// Новости науки и техники.—2015.— № 1 (32).— С. 19–33
10. Интеллектуальные транспортные системы / Ф.Ф. Иванов ; под науч. ред. Г.Г. Маньшина ; Нац. Акад. Наук Бнларуси, Ин-т экономики. – Минск : Беларуская навука, 2014. – 215 с.
11. Казанская Л. Ф., Богомолова, А. В. Повышение эффективности грузовых перевозок на фоне роста конкуренции // Экономика железных дорог. 2013. № 1. С. 12-21.
12. Карх Д. А. Интегрированные распределительные центры: цифровые решения в логистической системе товародвижении: Известия УрГЭУ, - Том 19. - № 6. – 2018. С. 113–122.
13. Климович, Л., Международный рынок транспортно-логистических услуг и перспективы белорусской логистики/ Л. Климович, Е. Щека// Журнал международного права международных отношений.— 2012.— № 1.— С. 49–54.
14. Ковалев М.М., Королева А.А., Дутина А.А. Белорусская транспортная логистика: Современное состояние и перспективы// Вестник ассоциации белорусских банков № 9–10: Сборник научно-практических статей под науч. ред. М.М. Ковалева.— Мн.: Изд-во Друк-С, 2016.— С. 2–20.
15. Королева А., Дутина А. Моделирование и прогнозирование экспорта транспортных услуг/ Банковский вестник/ 2016.— № 12.— С. 56–61.
16. Королева А.А., Хайкина С.И. Развитие транзитного транспортно-складского комплекса Республики Беларусь// Вестник ассоциации белорусских банков № 9–10: Сборник научно-практических статей под науч. ред. М.М. Ковалева.— Мн.: Изд-во Друк-С, 2016.— С. 21–30.
17. Королева А., Дутина А. Тренды современной логистики/Вестник ассоциации белорусских банков.— 2017.— № 10.— С. 12–15.
18. Курочкин Д.В. Современная складская инфраструктура в Республике Беларусь (по итогам 2016 года) / Транспортный вестник.— 2017 — № 9. С. 10–55.
19. Курочкин Д. В. Оценка развития логистики в странах Таможенного союза на основе международных рейтингов / Д. В. Курочкин // Экономика и управление. – 2013. – № 3. – С. 113–118
20. Логистика: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. / В.И. Маргунова [и др.]; под общ. ред. В.И. Маргуновой. – Минск: Выш. шк., 2013. – 508 с.
21. Левкин, Г.Г. Основы логистики. – М.: Инфра-Инженерия, 2014. – 240с.
22. Логистика: Учебное пособие / Под ред.д-ра экон. Наук, проф. Н.Г. Каменевой. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 202 с. – Бакалавриат.
23. Логистика: учебник для бакалавров / В.П. Мельников, А.Г. Схиртадзе, А.К. Антонюк; под общ. ред. В.П.Мельникова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 287с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
24. Логистика: Учеб. Пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 320с.
25. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 5-е изд. Перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 560 с.
26. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.srrb.niks.by/info/program.pdf
27. Об утверждении Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345 (в ред. от 12 апреля 2018 г. № 282) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by.
28. Полещук, И. И. Логистический потенциал Беларуси: его оценка и использование / И. И. Полещук // Бел. экон. журн. – 2013. – № 3. – С. 87–97.
29. Островский, А. Транзитный потенциал Беларуси / А. Островский [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/ smi/efe30749798455b9.html.
30. Общая характеристика транспорта [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://transporton.ru/141-transport.html?start=6.
31. Отраслевая экспертиза IBA Беларусь [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://iba.by/projects/.
32. Официальный сайт ЕАЭС [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.eaeunion.org/#about-history.
33. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
34. Официальный сайт Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrans.gov.by/ru/news-ru/view/mintrans-rb-podvel-itogi-raboty-v-2017-godu-2951-2018.
35. Официальный сайт Ассоциации международных автомобильных перевозок «БАМАП» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bamap.org/information/news/2018_02_14_94764.
36. О транспортно-экспедиционной деятельности: закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-З (в ред. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2018 г. № 145-З) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by
37. Официальный сайт Logistic Info [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://logistic-info.ru/transportnaja-logistika.html
38. Официальный сайт Транспортно-логистический портал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.transportal.by/services/logistika/transport_logistics.php
39. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками / Спирин И.В. М.: Академия, - 2014. – С. 400
40. Официальный сайт Белорусский портал грузоперевозок Transinfo.by [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.transinfo.by/cargos/result.html
41. Официальный сайт Транспортно-информационной системы Transavto.by [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.transavto.by/ -
42. Перспективы развития инфраструктуры автомобильных и железнодорожных дорог, включенных в транспортные маршруты ЕврАзЭс / Алма-Аты: Евразийский банк развития.— 2011.— 64 с.
43. Подберезкина О. Транспортные коридоры в российских интеграционных проектах на примере ЕАЭС [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://viperson.ru/articles/podberezkina-olga-transportnye-koridory-v-rossiyskih-integratsionnyh-proektah-naprimere-eaes.
44. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса: материалы Международ. заоч. науч.-практ. конф. (Минск, 1–15 дек. 2015 г.) / М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. науч.-исслед. ин-т трансп. «Транстехника»; редкол.: А.В. Королев, В.С. Миленький, С.Б. Соболевский; рец.: К.А. Бочков, В.С. Ивашко. – Минск: БелНИИТ «Транстехника», 2016. – 286 с.
45. Полещук, И.И. Логистический потенциал Беларуси: его оценка и использование / И.И. Полещук //Белорусский экономический журнал – 2013. - №3(64). – с.87-97.
46. Развитие транспортной системы до 2030 года [Электронный ресурс] // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://bamap.org/information/news/2013/ 03/13/20133/.
47. Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020годы. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.— Мн.— 2016.
48. Современные концепции развития транспорта и логистики Республики Беларусь: сб. науч. Статей / В. В. Апанасович, А. Д. Молокович. Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор», - 2014. – 320 с.
49. Соловьев Е. В. Анализ состояния и развития международных транспортных коридоров в системе основных видов транспорта для государств-участников СНГ // в ред. А. В. Новиков / ВГУВТ. – 2016.
50. Сухонос, Н.И. Транспортный комплекс Республики Беларусь и транзитный потенциал: состояние, развитие и перспективы/ Н.И. Сухонос.— Вестник. Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина.—Сер. 2.— № 1/2012.— С. 96–102.
51. Транспорт и логистика / Мн.: ЮНИТЕР.— 2015.— 22 с.
52. Транспорт и логистика Республики Беларусь 2016 г.: Справочник // Е. А. Ильина, В. В. Канунникова, А. М. Лучкевич, А. В. Таранович, А. Н. Швед / Центр «БАМЭ-Экспедитор». – Минск. – 2016 г.
53. Транспорт и логистика Республики Беларусь 2017 г.: Справочник // Е. А. Ильина, В. В. Канунникова, А. М. Лучкевич, А. В. Таранович, А. Н. Швед / Центр «БАМЭ-Экспедитор». – Минск. – 2018 г.
54. Транспортный комплекс Республики Беларусь: цифры и факты: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.baif.by/novosti/transportnyi-kompleks-belarusi-tsifry-i-fakty.
55. Фрищин Б.В. Транспортная логистика: опорный конспект/ Б.В. Фрищин. – БГЭУ, 2015 – 104с.