Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей личности учителя
1.1 Профессиональные и личностные качества педагога
1.2 Педагогические способности учителя
1.3 Педагогический артистизм учителя
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального выгорания педагогов
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по профилактике и коррекции эмоционального выгорания педагогов
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Профессия учителя всегда была востребована обществом и государством, государством, но ни для кого не секрет, что сегодня падает авторитет современной школы и современного педагога.
Актуальность нашего исследования объясняется необходимостью векторного изучения одной проблемы формирования личности учителя, психологическое содержание профессиональной деятельности которого претерпевает изменения в условиях общего социального и духовного кризиса.
Учитель сегодня выполняет запросы общества в обучении и воспитания учащихся, а также организации и реализации их учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности.
Учителю предъявляется большое количество профессиональных и личностных требований, которые претерпевают изменения в связи с поэтапным формированием общества.
Современный педагог должен не только в совершенстве владеть профессиональными качествами, но и развивать в себе такие черты характера, как любовь к людям, доброта, открытость, гуманность, справедливость, ответственность, оптимизм, терпение. Именно эти качества олицетворяют в массовом сознании образ идеального учителя.
Современный учитель – это образец для подражания, пример для педагогов и родителей. Это человек, чьи ошибки всегда заметны и редко прощаются. Работая в школе с участниками учебно-воспитательного процесса педагогу важно знать, каким его видят окружающие.
Проблема психологических особенностей личности педагога давно исследуется в отечественной педагогике и психологии. Так, роль учителя в образовании и воспитании детей, в формировании их внутреннего мира изучали И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Т.В. Леонтьева, Е.М. Семёнова и др.
Большое значение в разработке проблемы психологического портрета учителя имеют исследования П. Ф. Каптерова, Ф. Н. Гоноболина, Э. А. Карандашевича, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёниным, С. В. Кондратьевой, В. А. Крутецким, Ю. Н. Кулюткиным, А.И. Щербаковым, А. К. Марковой, Л. М. Митиной.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1 Профессиональные и личностные качества педагога
Психологический портрет современного педагога складывается из следующих компонентов: профессиональные качества, личностные качества, отношения к детям, ролевые характеристики, связанные с общением [5, с. 58].
В первую очередь, общество предъявляет требования к профессионализму учителя. Основная задача педагога - научить и дать знания. Данная задача реализуется через профессиональные компетенции педагога. Именно поэтому родители отдают предпочтение педагогам со стажем, реализованных в профессии, уважаемых и авторитетных.
Современная школа во главу угла ставят такие важные профессиональные черты учителя, как масштабность и энциклопедичность познаний, методическая грамотность, прогрессивность взглядов, умение заинтересовать и поддерживать мотивацию к получению знаний.
Учитель должен ровно относиться к каждому ученику, без демонстрации расположения или нерасположения к кому- либо.
В психологическом портрете учителя есть качества педагога, находящиеся вне времени, неизменные, и есть черты, которые диктуются современными реалиями.
Хотя опыт и квалификация современного педагога является ведущими характеристиками, не менее важными являются его личностные качества, через которые формируется сознание и самосознание ребёнка. В данном контексте возраст педагога не является определяющим. На первый план выходят такие личностные черты как доброта, любовь к детям, отзывчивость, справедливость [6, с. 85].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация и проведение исследования
В исследовании приняли участие 15 педагогов ГУО «Средняя школа № 40 г. Гомеля», находящихся на различных этапах профессиональной деятельности:
– стаж работы до 5 лет (5 человек);
– от 6 до 15 лет (5 педагогов);
– более 15 лет (5 человека).
Для проведения данного исследования была выбрана методика В.В. Бойка «Диагностика эмоционального выгорания педагогов» (см. Приложение 1).
Методика Бойко В.В. позволяет выявить степень сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания.
Показатель выраженности симптома эмоционального выгорания варьируется от 0 до 30 баллов:
– 9 и менее баллов – симптом не сложился,
– 10 –15 баллов – складывающийся симптом,
– 16 и более баллов – сложившийся симптом.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».
Методика В.В. Бойко [3] позволяет осмыслить показатели каждой фазы синдрома эмоционального выгорания:
– фазы напряжения,
– фазы резистенции,
– фазы истощения.
Каждая фаза оценивается в баллах от 0 до 120. Количество баллов в каждой фазе дает основание судить о том, насколько каждая фаза сформировалась:
– 36 и менее баллов – фаза не сформировалась,
– 37 –60 баллов – фаза в стадии формирования,
– 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, профессия педагога – одна из древнейших в мире, и общество осознает ее значимость, но при этом результаты труда учителя заметны не сразу. Воспитание и обучение – кропотливый труд, и настоящий педагог, вкладывая душу в каждого своего ученика или воспитанника, приносит пользу не только ребенку, которого он учит, но и обществу, государству.
Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными и внеурочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Творческая деятельность учителя, предполагает развитие ребенка, которое строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Мы выяснили, что современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым.
Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
Практическая часть исследования была посвящена изучению особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Мы выяснили, что наиболее подвержены психологическому выгоранию педагоги со стажем работы от 6 до 15 лет, возрастная граница которых от 27 до 3 лет. Мы предполагаем, что данный феномен объясняется кризисом середины жизни, приходящимся на данный возрастной диапазон. Это возраст наивысшей социальной активности и принять профессию педагога в реалиях нового времени, жить в ускоренном темпе удаётся не всем.
Наиболее устойчивой к синдрому эмоционального выгорания оказалась группа педагогов со стажем работы от 15 лет, возрастные границы от 39 лет. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.
1. Булатова, О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
2. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. –Минск: Харвест, 1998. – 551 с.
3. Домрачева, С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов /С.А. Домрачева // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 71–75.
4. Емельянова, С.Н. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя / С.Н. Емельянова // Директор школы. – 2004. – № 4. – С. 23 – 24.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. – 244 с.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Текст: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
7. Иванихин, В.В. Школе нужен учитель – артист /В.В. Иванихин // Наука и школа. - 2001. – № 2. – С.23 – 28.
8. Казарицкая, Т. И. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки / Т.И. Казарицкая // Директор школы. – 2004. – № 6. – С. 16 – 24.
9. Калюжный, А.А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. – № 5. – С. 45 – 49.
10. Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н.В. Корепанова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 66 – 71.
11. Лукьянова, М.О. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы / М.О. Лукьянова // Педагогика. – 2005. – № 10. – С. 56 – 61.
12. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
13. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
14. Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г. Постников // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 61− 66.
15. Разумовская, Е.Р. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор развития мотивации учения у старшеклассников / Е.Р. Разумовская // Омский научный вестник. – 2009. – № 1. – С. 120 – 122.
16. Самойлова, Е. О. Учитель – это стильно / Е.О. Самойлова // Управление школой. – 2004. – № 4. – С.17 – 19.
17. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб: Питер, 2004. – 316 с.
18. Скок, Г. Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя Текст / Г. Б. Скок // Университетское управление: практика и анализ. 2003. – № 3. – С. 84 – 90.