ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТИ
1.1 ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
1.2 СНГ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.3 РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕРИОДЕ
ГЛАВА 2 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СНГ
2.1 ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
2.2 БЕЛОРУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
2.3 ОТНОШЕНИЯ БЕЛОРУССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современное экономическое функционирование Республики Беларусь, Российской Федерации, европейских и арабских стран демонстрирует то, что у каждого из государств имеется частичное отсутствие сотрудничества и интеграции, так как имеются проблемы экономического характера: различный уровень развития сфер жизни, культуры, медицины и образования. Главными особенностями экономики Республики Беларусь, Российской Федерации, стран Европы и арабских стран является то, что, во-первых, осуществляется рационализация процесса управления государственной собственности хозяйствующих субъектов; во-вторых, осуществляется поиск путей внедрения модели либерального регулирования рыночных отношений в целях минимизации государственного воздействия в дальнейшем; в-третьих, разработанные методики либерального урегулирования не могут быть применимы в некоторых звеньях хозяйствования, таких как сельское хозяйство. Историческое прошлое Республики Беларусь установило определённый курс осуществления, регулирования и реабилитации экономических стратегий. Такого курса Республика Беларусь частично придерживается и при современном государственном управлении экономическими системами. Объект исследования – государственное регулирование экономики Республики Беларусь во внешнеполитических отношениях. Предмет исследования – отношения Республики Беларусь с зарубежными странами. Целью курсовой работы является исследование опыта отношений Республики Беларусь со странами Европы, Азии и другими странами. Для осуществления поставленных целей в курсовой работе, необходимо выполнение следующих задач:
1 исследовать итоги первого десятилетия функционирования Республики Беларусь;
2 рассмотреть приоритетное направление экономического развития СНГ;
3 проанализировать отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией;
4 рассмотреть отношения между Республикой Беларусь и европейскими странами;
5 исследовать отношения между Республикой Беларусь и Соединенными Штатами Америки;
6 исследовать отношения Республики Беларусь и стран Востока.
ГЛАВА 1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТИ
1.1 ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
1994 г. считается годом создания Конституции Республики Беларусь. Содержание Конституции Республики Беларусь закрепляет за государством обязательства в порядке нормативных принципов международного права в целях приоритетного национального законодательства. Конституцией Республики Беларусь определяется его позицию. Позицией Республики Беларусь является нейтральная государственная политика [1, c. 21]. 1992 г. является годом признания Республики Беларусь. В 2000 г. Республика Беларусь была признана 140 государствами. 125 государств установили с Республикой Беларусь дипломатичные отношения. В 1992 г. Республика Беларусь была принята в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совет североатлантического сотрудничества (так называемый Совет евроатлантического партнерства с 1997 г.), получила статус специально приглашенной страны в Совете Европа и в 1993 г. подали заявку на прием в эту организацию. В 1995 г. Республика Беларусь заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и Временное торговое соглашение с Европейским союзом, присоединилась к Программе НАТО «Партнерство ради мира», а в 1996 г. присоединилась к Центральноевропейской инициативе. Современная Республика Беларусь является полноправным членом более 60 международных межправительственных организаций, а еще в 10 она имеет статус наблюдателя. После провозглашения независимости правовая база международных отношений Республики Беларусь значительно расширилась. По состоянию на 01.09.1998 г. это было около 1790 международных и межправительственных международных документов, в том числе 1020 многосторонних (около 740 из них в рамках СНГ) и 720 двусторонних (с 55 государствами и 18 международными организациями). В начале 1990-х гг. приоритетными направлениями внешней политики Республики Беларусь являются: независимость и независимость, сотрудничество со странами СНГ в «организациях», обеспечение добрососедских отношений с соседними странами, превращение Республики Беларуси в безъядерное и нейтральное государство, «возвращение в Европу» и развитие отношений с западными государствами, международная помощь в оценке результатов чернобыльской катастрофы.
ГЛАВА 2 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СНГ
2.1 ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Кизима С. А. отмечает, что современные отношения Республики Беларусь и стран Европы демонстрирует прогрессивное составляющее: отсутствие санкционных рамок, повышение уровня контактов. Однако, до построения идеальных отношений предстоит много работы, так как имеется несколько проблем [10, с. 26]. Рассмотрим их подробнее. В качестве основной проблемы является присутствие недоверия. Санкции последних лет, которые были наложены на Республику Беларусь, демонстрируют, что сложно развивать полноценные отношения, когда одна из сторон с объективной точки зрения не заинтересованы. Той стороне, которая является приоритетной для развития отношений, наиболее трудно аргументировать позицию, чем то, что имеется на данный момент. В географическом, историческом и культурном отношении Беларусь является неотъемлемой частью Европы, расположена на пересечении значительных транспортных и торговых маршрутов между различными регионами европейского континента и вносит ощутимый вклад в укрепление европейской безопасности, обеспечивая барьер для предотвращения незаконного оборота наркотиков и незаконного оружия, торговлю людьми, нелегальной миграции. Республика Беларусь, по причине отсутствия полезных ископаемых, является гарантом бесперебойного транзита из России энергоносителей, потребляемых значительной частью европейского населения. Роль Республики Беларусь в развитии мировой и европейской региональной экономики возрастает еще больше, поскольку соглашения реализуются в рамках Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. За время, прошедшее с момента обретения независимости, Беларусь установила дипломатические отношения почти со всеми европейскими государствами. Сегодня белорусские дипломатические и консульские представительства (всего 26 иностранных агентств) открыты и работают в 20 европейских странах (кроме стран СНГ) - Австрии, Болгарии, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Германии, Италии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Турция, Франция, Чехия, Финляндия, Швейцария, Эстония. Ряд из них аккредитован в соседних странах неполный рабочий день [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Страны дальнего зарубежья во внешней политике Республики Беларусь» выполнена на основании материалов научных трудов учёных-экономистов Республики Беларусь, и материалах статистической отчётности Национального статистического комитета Республики Беларусь. Исследование первого десятилетия функционирования Республики Беларусь позволило установить, что разработка концептуальной основы внешней политики Республики Беларусь до сих пор продолжается. Хотя, соседние страны уже изложили свои внешнеполитические предпочтения, в Минске до сих пор нет предметного документа, в котором бы устремления страны во внешней политике, реалистичные оценки места и роли молодого государства в Европе и мире были бы авторитетными детализированы и даны с учетом тенденций и перспектив развития современной системы международных отношений. Рассмотрение приоритетного развития Содружества народных государств позволило установить, что проведенный анализ динамики и состояния привлечения иностранных инвестиций в страны СНГ показывает, что в целом для большинства стран СНГ наблюдалось сохранение роста привлечения иностранных инвестиций. Однако, фактически обладающие прямым положительным эффектом для экономик стран выступают прямые иностранные инвестиции, дающие наибольший эффект. Российская Федерация, осуществляя государственное регулирование, делает особый акцент на ведении жёсткой антимонопольной политики. Несмотря на то, что Республика Беларусь активно занимается регулированием антимонопольной деятельности, однако, заимствование некоторых направлений позволит улучшить уровень государственного регулирования в области ценообразования (например, уровень цен ОАО «Бабушкина крынка» или ОАО «Савушкин продукт») и позволит полностью ограничить установление монопольных цен. Таким образом, стратегическое управление в антимонопольной политике, при заимствовании опыта Российской Федерации, позволит достигнуть значительных успехов в области государственного регулирования антимонопольной деятельности. Сотрудничество между белорусскими и американскими правоохранительными органами по предотвращению высокотехнологичных преступлений, борьба с незаконными психотропными веществами, борьба с торговлей людьми и распространением детской порнографии в Интернете является эффективным. Хорошо налаженное сотрудничество в сфере здравоохранения.
1 Абрамович, В. А. Внешнеэкономическая функция Белорусского государства: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Владимир Александрович Абрамович; БГУ. –Минск, 2010. – 21 с.
2 Анисимов, А. А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учеб. пособие / А.А. Анисимов, Н. В.Артемьев, О. Б.Тихонова; под ред. Е. Н. Барикаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 599 с.
3 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Н. Б. Антонова, О. Б. Хорошко; под ред. Н. Б. Антоновой. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 253 с.
4 Актуальные вопросы минимизации теневого сектора экономическими мерами государственного регулирования: материалы международной научной конференции – III Чтений, посвященных памяти известного белорусского и российского ученого-экономиста Михаила Вениаминовича Научителя, Гомель, 27-28 окт. 2011 г. / ГГУ им. Ф. Скорины: редколлегия: Б. В. Сорвиров, О. С. Башлакова (ответственные редакторы) [и др.]. – Гомель, 2011. – 323 с.
5 Базылев, Н. И. Микроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев; под ред. Н. И. Базылева. – Минск: Современная школа, 2007 – 288 с.
6 Балашова, Т. Ф. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.-метод. пособие / Т. Ф. Балашова. – Могилёв: МГУ им. А. А. Кулешова, 2014. – 123 с.
7 Бунь, А. В. Организационно-методические аспекты стандартизации финансового контроля и учета в системе государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь: монография / А. В. Бунь; рец.: Д. А. Панков, В. Н. Лемеш. - Минск: БГАТУ, 2011. - 267 с.
8 Винокуров, М. А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России / М. А. Винокуров. – М: Питер, 2013. – 192 с.
9 Гусаков, В. Г. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: учеб. пособие: в 2 ч. / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В. Г. Гусакова – Минск: Белорус. наука, 2007. – 891 с.
10 Кизима, С. А. Стратегия Беларуси в контексте политики глобальных акторов / С. А. Кизима // Политика и правовое государство. – 2017. – № 1. – С. 24-28.
11 Куанышбаев, А. Т. Государство и бизнес: учеб. пособие / А. Т. Куанышбаев – Павлодар: Кереку, 2016. – 112 с.
12 Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / Мин-во экон-го развит. Рос. Фед. – Москва, 2019. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main. – Дата доступа: 27.04.2019.
13 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Мин-во эк-ки Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
14 Макроэкономика: учеб. пособие / В. А. Воробьев, А. В. Бондарь, Л. Н. Новикова и [др].; под ред. проф. В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. –270 с.
15 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
16 О приоритетных направлениях научных исследований Республики Беларусь на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 марта 2013 г., № 190 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – 30.01.2013. – 5/36835.
17 О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: решение Совета глав правительств СНГ, 18 окт. 2011 г. – СПб., 2012. – № 27-16. – 112 с. – Режим доступа: www.consultant.ru.
18 О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 февр. 2013 г., № 121: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 22.02.2013 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 13.04.2019. – № 5/36924.
19 О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 мая 2013 г., № 229 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 13.04.2019. – 1/14274.
20 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – 13.04.2019. – № 2/1977.
21 О Государственной Программе Инновационного Развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 января 2017 г., № 31 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь – 13.04.2019. – 1/16888.
22 О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь,22 апреля 2015 г., № 166 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь.
23 О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 декабря 2017 г., № 8 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь.