Введение
1 Внешняя политика государства
1.1 Сущность внешней политики государства и ее функции
1.2 Цели, формы и средства внешней политики государства
2 Внешняя политика Республики Беларусь
2.1 Членство в международных организациях
2.2 Современное состояние и перспективы сотрудничества Республики Беларусь с основными внешнеторговыми партнерами
3 Направления внешней политики Республики Беларусь в контексте меняющейся международной обстановки
Заключение
Список использованных источников
Введение
Различные – внутренние и внешние – условия жизнедеятельности общества, являющегося объектом государственного управления, создают основание для соответствующего разделения государственной политики на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика государства определяет направления деятельности его исполнительных учреждений внутри управляемого им общества, а внешняя политика государства определяет направления деятельности его исполнительных учреждений в отношениях с другими государствами. Своим влиянием внешняя политика государства способна побуждать другие государства к взаимодействию с ним и, в частности, к сотрудничеству. В результате внешняя политика государств составляет фактор формирования международной политики, которая образует особый вид политического влияния, направленный на обеспечение совместного существования народов.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обобщения опыта внешнеполитического становления Республики Беларусь как самостоятельного государства, формирования в общественном сознании углубленного понимания национальных приоритетов, их современного прочтения, дальнейшей научной разработки внешней политики Беларуси, которая является важнейшим условием ее эффективности и соответствия современным вызовам.
На международной арене Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, наиболее полно соответствующую целям национального развития.
Во внешней политике Беларусь делает ставку на открытость и конструктивность, принципиальность и гибкость. Страна доказала свою способность налаживать взаимовыгодный диалог и адекватно реагировать на вызовы современности.
Цель представленной курсовой работы – рассмотреть влияние особенностей современного мира на формирование внешней политики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность внешней политики государства и ее функции;
- изучить цели, формы и средства внешней политики государства;
- рассмотреть членство Республики Беларусь в международных организациях;
- проанализировать современное состояние и перспективы сотрудничества Республики Беларусь с основными внешнеторговыми партнерами;
- определить направления внешней политики Республики Беларусь в контексте меняющейся международной обстановки.
1 Внешняя политика государства
1.1 Сущность внешней политики государства и ее функции
По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего, по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти, науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства, политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики.
Представления о сущности внешней политики государств, её роли в системе государственного управления вполне сложились, хотя и отличаются некоторым разнообразием. При этом отдельные характеристики внешней политики, отмечаемые в политологической литературе, являются не совсем точными и нуждаются в дополнительном осмыслении.
В научной литературе проводится различие между терминами "внешняя политика" и "международные отношения". Последние рассматриваются как более объемное понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений [22, с. 45].
Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам.
Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики.
Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполити-ческой деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями [5, с. 126].
Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно
2 Внешняя политика Республики Беларусь
2.1 Членство в международных организациях
Членство в международных организациях является неотъемлемым правом государства, вытекающим из его суверенитета. Различаются две категории членов в межгосударственных организациях – полноправные члены и члены с ограниченными правами. Полноправными членами в таких организациях могут быть только государства. Эта категория, в свою очередь, подразделяется на первоначальных и присоединившихся членов.
Существование любого государства всегда предполагает взаимодействие с другими. Это взаимодействие является основополагающим принципом международных отношений. Среди наиболее очевидных проявлений основных закономерностей международных отношений наиболее важное значение на современном этапе приобрел фактор интеграции.
Сотрудничество с международными организациями является одним из важнейших направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
В условиях глобализации у Республики Беларусь появилась возможность интеграции в мировую экономику через участие в региональной экономической интеграции. Страна участвует в ряде интеграционных соглашений. Является членом – учредителем ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, Союзного государства, ЕАЭС, а также членом других международных объединений [23, с. 104].
Республика Беларусь является членом следующих международных организаций, представленных в Приложении А [18].
Важнейшим среди приоритетов внешней политики Беларуси является европейское направление и сотрудничество с общеевропейскими структурами. При этом европейская политика Беларуси строится с учетом двух основных тенденций: расширение Европейского союза и Организации Североатлантического договора (НАТО). Здесь следует подчеркнуть, что нынешний уровень отношений Беларуси с государствами Запада, в первую очередь, в политической области, не устраивает белорусскую сторону.
С расширением ЕС на восток и присоединением к нему в 2004 г. 10 новых членов [17] Республика Беларусь стала иметь 1500 км общей границы с Евросоюзом, что необходимо учитывать при определении приоритетов и направлений внешнеэкономического сотрудничества.
Как отмечает Кондратов Д.И. в связи со вступлением в ЕС новых членов возникла серьезная задача – не допустить разрыва налаженных связей, новых разделительных линий в Европе, а, наоборот, укрепить политику добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества Беларуси с Евросоюзом и его отдельными государствами с целью минимизации возможных негативных последствий, которые могут возникнуть с расширением ЕС [8, с. 24].
3 Направления внешней политики Республики Беларусь в контексте меняющейся международной обстановки
В XXI веке предстоит большая работа, направленная на продолжение строительства нового справедливого миропорядка, при котором все страны имели бы равную степень безопасности и реальную возможность устойчивого развития.
Учитывая происходящий процесс глобализации мировой экономики, для Республики Беларусь крайне важно определить четкие приоритеты в области внешнеэкономической деятельности, что создаст условия для рационального и эффективного использования имеющихся в государстве финансовых и трудовых ресурсов и обеспечит поступательное развитие Беларуси в системе международных экономических отношений.
Традиции белорусской государственности, опирающиеся на многовековой опыт выстраивания взаимоотношений с соседями как на Востоке, так и на Западе, во многом предопределили многовекторность белорусской внешней политики, генетическую толерантность и предрасположенность нашего народа к миру и согласию.
С первых дней обретения независимости Беларусь проводит самостоятельную внешнюю политику, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности. За прошедшие десятилетия мы смогли выстроить устойчивую, взаимовыгодную модель сотрудничества с большинством стран мира, научились оптимально балансировать свои интересы между различными полюсами силы.
Устойчивая экономика – основа независимости любого государства. Поэтому приоритетным направлением работы белорусской дипломатии является обеспечение эффективной внешнеэкономической деятельности, особенно с учетом открытого характера нашей экономики.
За эти годы мы на практике доказали свою экономическую состоятельность. Взяв за основу эволюционный путь развития, отказавшись от шоковых реформ и обеспечив поэтапный переход к рыночным принципам хозяйствования, страна избежала глубоких потрясений, выпавших на долю многих государств постсоветского пространства.
Сегодня Беларусь имеет открытую, экспортно ориентированную экономику. Мы поддерживаем торговые связи с 205 государствами мира. Отечественная продукция присутствует на всех континентах [10].
Многие эксперты признают, что так называемая «экономическая дипломатия» – это своего рода визитная карточка современной Беларуси. Жизнь подтвердила правильность принятого в конце 1990-х годов решения о возложении на МИД координации внешнеэкономической деятельности. Не все верили, что это получится. Но глобальные кризисные явления заставили многие страны прагматично посмотреть на наш опыт, который в определенной степени уникален [11, с. 5].
Заключение
Подведем итоги и сделаем выводы.
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполити-ческой деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями.
Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономиче¬ского развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д.
Внешняя политика выполняет некоторые специфические функции. Среди них выделяются охранительная, информационно-представительская, организаторская и регулирующая функции.
Внешнеэкономическая политика Беларуси основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и многовекторному международному сотрудничеству, достижение экспортно-импортной сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энегетическими и сырьевыми ресурсами.
Активное участие Беларуси в деятельности международных организаций способствует укреплению позиций и авторитета республики на мировой арене. Развитие сотрудничества Беларуси с международными организациями положительно сказывается на динамике встраивания страны в систему мирохозяйственных связей, в том числе и путем минимизации тарифных барьеров и нетарифных ограничений при поставках белорусских товаров на внешние рынки.
В процессе реализации общенациональных задач, участия в решении международных проблем внешняя политика Республики Беларусь проявилась как система, отвечающая интересам сохранения и укрепления национального суверенитета, устойчивого развития, интеграции страны в мирохозяйственные связи и базирующаяся на продвижении ряда моделей стратегического, регионального и функционального характера: Союзное государство Республики Беларусь и Российской Федерации; интеграционные форматы постсоветского пространства (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ); построение «пояса добрососедства» и прагматичного сотрудничества с Европейским Союзом; построение системы товаропроводящих сетей во внешнеэкономической сфере.
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста,
1. Абрамов, В.Л. Мировая экономика : учеб. пособие для вузов / В.Л. Абрамов. – М.: Дашков и К, 2007. – 312 с.
2. Байнев, В. Ф. Главное – не сбиться с курса! / В.Ф. Байнев // Беларуская думка. – 2015. – № 4. – С. 76 –81.
3. Братерский, М.В. Экономические инструменты внешней политики и политические риски / М.В. Братерский ; Гос. ун-та - Высш. шк. экон. – М. : ГУ ВШЭ, 2010. – 231 с.
4. Герштейн, Е. От разобщенности – к объединению / Е. Герштейн, В.Неизвестная // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 10. – С. 29-33.
5. Давыденко, Е. Л. Международные экономические отношения : учеб.-методич. пособие / Е. Л. Давыденко. – Минск : ИВЦ Минфина, 2011. – 203 с.
6. ЕАЭС сегодня и завтра [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ia-centr.ru/expert/19066. – Дата доступа : 10.04.2015.
7. Исполнительный комитет СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19068. – Дата доступа : 16.04.2015.
8. Кондратов, Д. И. Европейская интеграция: история и перспективы / Д. И. Кондратов // Проблемы теории и практики управления . – 2012. – № 11/12. – С. 23–45.
9. Лебедева, М.М. Мировая политика : учеб. для вузов / М.М. Лебедева. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 365 с.
10. Лукашенко, А. Г. Беларусь останется суверенной и независимой : концептуальные положения из интервью Президента Республики Беларусь медиахолдингу "Блумберг" (США), 31 марта 2015 г. / Александр Григорьевич Лукашенко // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. – 2015. – № 4. – С. 12 –17.
11. Макей, В. В. Внешняя политика Беларуси на службе мира и устойчивого развития / В. В. Макей // Проблемы управления. –2015. – № 2. – С. 4 –10.
12. Макейчик, Ю.Н. Европейский союз. Новые реалии интеграции: практические шаги по модернизации политического устройства ЕС / Ю.Н. Макейчик // Беларуская думка. – 2014. – № 2. – С. 108–112.
13. Международные экономические отношения : учеб. для вузов / под ред. А.И. Евдокимова. – М.: Проспект, 2014. – 656 с.
14. Муталимов, М.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб. пособие для вузов / М.Г. Муталимов, С.М. Муталимов, А.П. Дурович. – Мн.: Маркетинг, Менеджмент, 2009.– 108 с.
15. Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. №60-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
16. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве : монография / С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков, В.А. Жбанков, В.Ю. Слепак. – М. : НИЦ Инфра-М, 2013. – 224 с.
17. Официальный сайт Европейского Союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.europa.eu.int. – Дата доступа : 13.01.2016.
18. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mfa.gov.by. – Дата доступа : 15.01.2016.
19. Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://belstat.gov.by. – Дата доступа : 15.01.2016.
20. Современное состояние и перспективы сотрудничества Республики Беларусь с основными внешнеторговыми партнерами [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pac.by/dfiles/001121_894989_abuhovich5.pdf. . – Дата доступа : 12.01.2016.
21. Спиридонов, И.А. Мировая экономика : учеб. пособие для вузов / И.А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
22. Цыганков, П.А. Теория международных отношений : учеб. пособие для вузов / П.А. Цыганков. – М. : Гардарики, 2004. – 590 с.
23. Шадурский, В. Г. Интеграционные перспективы Республики Беларусь: материалы XII Международной конференции, посвященной 92-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2013 г. / В. Г. Шадурский / – Минск : Изд. центр БГУ, 2013. – 351 с.
24. Яскевич, Я. С. Риск нельзя исключить, им можно управлять : о критериях выбора геополитических стратегий / Я.С. Яскевич // Беларуская думка. – 2013. – № 4. – С. 86 –91.