Актуальность. В настоящее время современный мир представляет собой арену множества событий, существенных изменений и перемен. Зачастую эти изменения и перемены играют не в лучшую сторону.
Само слово «мир» можно рассматривать с множества сторон, так мир в широком смысле — всё, что существует, Вселенная; более узком смысле — планета Земля (например: «страны мира»). И наконец, мир - спокойствие, отсутствие войны, покой. Т.е. мир это все, что у нас есть, и к чему мы так упорно стремимся.
Наряду с глобализацией вызовов и чередой серьезных угроз, возникают глобальные проблемы обеспечения безопасности человечества.
Прошлые века оказались для нас эпохой наиболее опасных изобретений против мира. Международная общественность все упорнее пытается противостоять этим угрозам. В результате большого количества войн и вооруженных конфликтов погибают миллионы человек. Несопоставимыми оказываются и масштабы разрушений.
Особенности современного развития человечества способствуют повышению роли и фактически выдвигают на первый план право на мир. С этой целью интенсивно создаются и развиваются системы защиты мира и коллективной безопасности. Насколько бы ни было важным соблюдение социально-экономических, гражданских и политических прав, в случае широкомасштабной войны с применением современного оружия и соответственно гибели цивилизации от антропогенной катастрофы, все вышеназванные права теряют всякий смысл.
При всей сумрачности картины войн и разрушений, которая создана человеческой цивилизацией, нельзя игноривать то, что, усиливая разрушение собственной жизни, люди ищут реальные пути предотвращения вооруженных конфликтов. Прогресс наметился в том, что возникли универсальные миротворческие организации и движения, созданные именно с целью предотвращения войн и зашиты мира.
Несмотря на то, что и в современную эпоху вооруженные конфликты не прекращаются, Организация Объединенных Наций (далее - ООН) и другие международные организации играют существенную роль в сдерживании локальных войн и предотвращении глобальной мировой войны. Серьезную угрозу составляют такие вызовы цивилизации, как международный терроризм, транснациональная преступность, рост религиозного экстремизма в отдельных регионах Земли как источника войн и вооруженных конфликтов. В условиях новых угроз в качестве главной задачи современное международное сообщество ставит обеспечение международного мира и безопасности. В этом направлении принимаются многочисленные международно-правовые документы по борьбе с угрозами миру и безопасности.
Человеческая история - это череда событий, определяющихся в стремлении одних к миру и в противодействии этому других, развязывающих войны и иные вооруженные конфликты. В противоборстве миротворцев и агрессоров и формировалось право мира, которое совпадает с самой периодизацией истории человечества. Разбиение истории на те, или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей. Можно выделить следующие основные этапы зарождения, формирования и развития права мира:
- древнее право о мире;
- право о мире в Средние века;
- право мира в Новое время;
- право мира в новейшей истории.
При существовавшем родовом строе отношения между племенами строились на обычаях. Именно поэтому о начале зарождения первых элементов права на мир можно говорить со времени появления первых государств. Появление государств и, соответственно, первых вооруженных конфликтов между ними вызвало необходимость в урегулировании межгосударственных отношений. Возникли правовые обычаи ведения переговоров, заключения соглашений о мире, институты посредничества при заключении таких соглашений [25, с. 64].
Среди древних источников права, регулирующих отдельные вопросы мира, следует выделить законы Ману. Они охватывают огромный круг вопросов о войне и мире.
Новый этап в развитии не только отдельных норм, но и институтов будущего права мира возник в период Античности. В это время активно заключались специальные договоры о мире и мирные договоры. Однако, в этот период действовали и бесчеловечные правила, обусловленные жестоким антигуманным характером рабовладельческого строя, при котором человеческая жизнь имела невысокую цену. В эпоху рабовладения ценность мира, как и жизни, была ничтожна [18, с. 123].
Можно сказать, что в истории древних государств фактически отсутствовало право мира. В этот период действовали лишь некие его элементы, создавшие предпосылки для зарождения данной отрасли права.
Развитие правовых норм о мире в Средние века происходило под мощным влиянием набирающих силу мировых религий: христианства, буддизма и мусульманства. Как и древняя история, Средние века характеризуются постоянным ведением войн. Однако возникновение и развитие трех мировых религий не могло не оказать влияния на сущность и характер права о мире того периода [25, с. 100].
Одним из первых нормативных правовых актов Средневековья, установившим отношения между гражданами и государствами, обеспечивающим миропорядок и безопасное передвижение, гарантии прав мирного населения и хозяйствующих субъектов во время военных конфликтов между государствами, можно назвать Великую хартию вольностей - грамоту, подписанную в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным. Среди правовых норм, закрепленных в Великой хартии вольностей можно выделить целую группу норм, связанных с регулированием вопросов мира, создания гарантий мира и безопасности. В частности, в ст. 41 Великой хартии вольностей закреплено, что «все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии, как на суше, так и по воде, для того, чтобы покупать и продавать…». В ст. 42 Великой хартии вольностей говорится, что «каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности…» [7].
Право на мир – это право субъектов и участников правоотношений на мир как высшее благо. В этом случае мир рассматривается как согласие между государствами, народами (нациями), в том числе между гражданами, народами, социально-политическими группировками конкретных государств, иное относительно вооруженного противостояния и военным конфликтам. Отчетливость понимания мира как объекта права имеет принципиальное значение среди ученых. Современные эксперты вносят в это понятие определенные оттенки, тем самым сужая широкий гуманитарный смысл данной высшей ценности. В частности, введение такого понятия, как «либеральный мир» явилось основанием для вооруженного вмешательства во внутренние дела тех стран, где нет мира, основанного на либеральных демократических ценностях. Сходным является введение категории «свободный мир», «справедливый мир, которые имеют оценочный характер. На практике право на такого рода типы мира оправдывает право на войну [19].
Содержание права на мир отражено в документах ООН, в которых право на мир изначально было заявлено в виде права на мирную жизнь. В Декларации ООН 1978 г. о воспитании народов в духе мира было заявлено о праве отдельных лиц, всех государств, всех народов и всего человечества жить в мире. «Все народы и все люди, независимо от расы, убеждений, языка и пола, обладают неотъемлемым правом на жизнь в мире. Уважение этого права, а также других прав человека отвечает общим интересам всего человечества и является неотъемлемым условием развития всех народов, больших и малых, во всех областях…» [13, р. 1, п. 1]. В ней особое внимание уделяется уважению данного права, а также других 138 прав человека отвечает общим интересам всего человечества и является неотъемлемым условием развития всех народов во всех сферах жизни.
В специальной Декларации ООН от 12 ноября 1984 г. о праве народов на мир, которая вновь подтвердила, что главной целью ООН является поддержание международного мира и безопасности право на мир определяется как коллективное право народов. Выражая волю и чаяния всех народов исключает войну из жизни человечества, и, прежде всего, предотвратить мировую ядерную катастрофу. Будучи убеждена в том, что жизнь без войны служит международной предпосылкой для материального благополучия, развития прогресса стран, полного осуществления прав и основных свобод человека, отдавая себе отчет в том, что ядерный век установление прочного мира на Земле представляет собой первейшее условие сохранения цивилизации человечества и его существования, признавая, что обеспечение мирной жизни для народов является священным долгом каждого государства:
1) торжественно провозгласила, что народы нашей планеты имеют священное право на мир;
2) торжественно заявила, что сохранение права народов на мир и содействие его осуществлению являются одной из основных обязанностей каждого государства;
Определить значение права на мир не так уж и сложно, поскольку без сомнений его значение велико.
Право на мир является тем ядром в праве, которое определяет реализацию многих прав и свобод. Нарушение права на мир влечет за собой ущемление целого комплекса личных, политических, социальных, экономических, духовно-культурных прав человека, препятствует полноценной жизнедеятельности людей.
Право на мир является своего рода гарантией всех основных прав. Право на мир имеет непосредственную связь с правом на жизнь. Отсюда можно определить следующее понятие «мира». Мир - это состояние поддержания жизни на Земле в целом. Без мира прекратит существование абсолютно все на Земле. Исходя из этого, право на мир есть неотъемлемая гарантия права на жизнь. Следовательно, политика сохранения мира и предотвращения войны - одна из главных условий обеспечения права на жизнь. На данную связь не обращается внимание в международно-правовых документах и конституциях государств, однако в их содержании подразумевается единство мира и жизни как фундамент существования человечества.
Выживание человечества, обеспечение всем народам права на мир и благоприятные условия существования должны быть постоянными и приоритетными задачами всего международного сообщества. Исходя из решений большинства международных конференций, различных международных договоров и соглашений, многочисленных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивается неделимый, всеобщий характер мира и основных прав и свобод, их взаимосвязь и взаимозависимость [4, c. 9].
Мир и достоинство являются ценностями одного порядка, они неразделимы между собой. Этой идее посвящены основополагающие международно-правовые акты, касающиеся прав человека. В преамбуле Международных пактов ООН о правах 1966 г. отмечается, что достоинство личности является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир [13] .
Рассматривая взаимосвязи права на мир, необходимо рассмотреть соотношение права на мир с универсальным правом на свободу. В праве свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». Каждый вид свободы ограничивается необходимостью охраны других ценностей, среди которых важную роль играет право на мир [13].
Понятие мира, как отмечалось, понятие многогранное. Мир это не только право, это еще и обязанность и гарантия прав. Несомненно, каждый человек имеет право на мир. Но вместе с этим он обязан его не нарушать, сохранять и защищать.
Международное и национальное право определяют ответственность за преступления и иные проступки против мира. В рамках международного сообщества и в каждом государстве существует целостный механизм защиты и поддержания мира, функционирует система должностных лиц, органов и организаций, которые являются ответственными за защиту мира. Реализация права на мир является основой гарантии других прав [5, с. 137].
Охрана международного и гражданского мира довольно часто декларируется в преамбулах конституций в качестве одной из главных целей государства.
Механизм права на мир - сложная система гарантий, формируемую на международном и национальном уровнях, которая состоит из нормативной правовой основы, определяемой ею специальной политики обеспечения мира, институциональных инструментов, включающих соответствующие органы и организации, форм и процедур ответственности, создаваемых как непосредственно для обеспечения мира, так и в совокупности для реализации других взаимосвязанных целей [4, с. 184].
Угрозу миру в современную эпоху составляют региональные и локальные войны, вооруженные конфликты. Следствием множественности вызовов привела их к глобализации.
В конце XX в. и начале XXI в. количество региональных и локальных конфликтов существенно увеличилось. В Европе, Азии, Африке, Центральной и Южной Америке, на Ближнем Востоке произошли разные по степени тяжести вооруженные конфликты, которые, в частности, были спровоцированны борьбой за власть, территориальными спорами, религиозными, национально-этническими или смешанными национально-религиозными противоречиями, на основе противостояния в экономических и политических интересах [9, с. 268].
Согласно Декларации тысячелетия ООН 2000 г. за последнее десятилетие войны унесли более 5 млн жизней. Обращаясь к данным Стокгольмского научно-исследовательского института проблем мира, в конце XX в. в 45 странах бушевало 57 вооруженных столкновений. Что касается Африканского континента,то там в было зарегистрировано 24 масштабных вооруженных столкновения, 11 из которых длились 8, а некоторые и больше лет. Маштабным кровопролитием явились внутренние конфликты в Алжире, Йемене, Анголе, Афганистане, Турции, Боснии и Герцеговине, на Гаити, в Руанде, Сомали, Судане, Сьерра-Леоне и других странах.
Миротворческие операции ООН не были к этому готовы. Серьезные трудности вызывало решение проблем мира на Ближнем Востоке. Конфликты между Израилем и Палестиной, Израилем и Ливаном, Турцией и курдами носили весьма длительный характер [13].
В основе международно-правовой теории главным вопросом стала определенность относительно критерий выделения деяний, относящихся к международным преступлениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной работы заключалась в исследовании вопросов формирования и развития права на мир в историческом и правовом аспектах, определению сущности и значения права на мир, его реализации и регулировании различных механизмов.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:
- изучена история развития права на мир;
- определено содержание права на мир;
- рассмотрено значение права на мир;
- охарактеризована реализация права на мир и ответственность за его нарушение.
В ходе проведенного курсового исследования были сделаны следующие выводы.
История развития права на мир берет свое начало еще с Древних времен, а именно с появлением первых государств. В средние века его развитие происходило под мощным влиянием набирающих силу мировых религий. Как и древняя история, Средние века характеризуются постоянным ведением войн. В Новое время произошла первая кодификация норм международного и внутригосударственного права, которая была связана также с обеспечением мира. Современный этап развития права на мир связан с образования ООН и принятия ряда правовых документов, целями которых является обеспечение мира.
Право на мир тесно связно с человечеством на протяжении всего его существования. Ведь, без мира существование человека невозможно.
Содержание права на мир образуют источники права на мир, к которым относятся, в частности, международно-правовые акты, региональные правовые акты, регулирующие конкретные вопросы права на мир. Акты, которые принимаются для решения определенных комплексных задач, связанных с вопросами мира тоже имеют немаловажное значение.
Большое значение праву на мир отдается Уставу ООН, на основе принципов которого, принимаются все остальные международно-правовые акты.
1. Бараташвили, Д. Международно-правовые принципы мирного сосуществования / Д. Барташвили // Международная жизнь. - М., 2006. - 27 с.
2. Васильева, Л. А. Международное публичное право : учебное пособие / Л. А. Васильева, О. А. Бакиновская. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 576 с.
3. Гуго, Г. О праве войны и мира / Г. Гуго. - М.: Минюстиздат., 1948. - 318 с.
4. Карташкин, В. А. Права человека и вооруженные конфликты: учебник для вузов / В. А. Карташкин. - М. : СПб, 2001. - 446 с.
5. Лукашева, Е А. Права человека: учебник для вузов / Е. А. Лукашева. - М. : Наука, 2001. - 257 с.
6. Платонова, Н. Т. Международное право: учебное пособие / Н. Т. Платова, Г. М. Мелков. - М. : Наука, 2000. - 514 с.
7. Полянский, Н. Н. Международное правосудие и преступники войны / Н. Н. Полянский. — М. : СПб, 1945. - 59 с.
8. Рыбаков Ю. М. Вооруженная агрессия - тягчайшее международное преступление. - М., 1989. - 200 с.
9. Умнова, И. А. Право мира: курс лекций / И. А. Умнова. - М. : Эксмо, 2010. - 312 с.
10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. В. М. Черниливского. - М. : СПб, 1984. - 420 с.
11. Шармазаншвили, Г. В. От нрава войны к нраву миру / Г. В. Шармазаншвили. - М. : СПб, 1967.- 115 с.
12. Шармазаншвили, Г. В. Право мира / Г. В. Шарманшвили. - Тбилиси, 1961. - 285 с.
13. Щербаков, В. В. Права человека : сборник международно-правовых документов / В. В. Щербаков. – Минск : Белфранс, 1999. – 1146 с.
14. African Charter on Human and Peoples Rights. - Adopted in Nairobi June 27, 1981. Entered into Force October 21, 1986.
15. Crawford, J. Brownlie’s Principles of Public International Law / J. Crawford. - OUP Oxford, 2012 .- 360 p.
16. International human rights and humanitarian law: Treaties, cases, analysis / Martin F.F., Schaubly S.J., Wilson R.J., Simon J.S., Tushnet M.V. Cambridge. - N.Y. : Cambridge univ. press, 2006. - 374 p.
17. The humanization of international law. - Leiden, Boston: Nijhoff, 2006. - 189 p.
18. Vazak, К. A 30-year Struggle / К. Vasak // UNESCO Courrier. - 1977. - № 19. - Р.10-13.
19. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа : http://www.journalnio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1947&Itemid=116 . – Дата доступа : 24.04.2016.