ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ ДО 2008 Г. С ПОЛЬШЕ
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Актуальность темы проводимого исследования. Следует отметить, что международное сотрудничество в области культуры обладает значимостью
Современное международное сотрудничество является наиболее эффективной стратегией политического взаимодействия, основным направлением которой является снижение политико-психологической напряженности в межгосударственных отношениях, сближение социокультурных интересов.
Для подготовки кадров к международному сотрудничеству одним из значимых этапов является этап формирования готовности к международному сотрудничеству в избранной области профессиональной деятельности.
Формами проявления международного таможенного сотрудничества являются участие стран в деятельности международных организаций, заключение двусторонних и многосторонних соглашений, создание зон свободной торговли и т.д. Все эти действия вызывают у стран доверие друг к другу, тем самым создавая платформу для сотрудничества в других областях.
Так, стоит отметить программу трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина» на 2014-2020 годы. Программа трансграничного сотрудничества (ТГС) «Польша-Беларусь-Украина» на протяжении 15 лет поддерживает процессы трансграничного развития в приграничных рай-онах Польши, Беларуси и Украины по средствам со-финансирования разно-сторонних проектов. Все проекты, финансируемые в рамках программы «Польша-Беларусь-Украина», являются некоммерческими и вносят вклад в улучшение качества жизни жителей восточной Польши и западной Украины и Беларуси. Каждая инициатива, финансируемая программой, демонстрирует ярко выраженный трансграничный эффект, не только через налаженное партнерство между организациями из этих трех стран, но и за счет достигнутых результатов проектов и позитивного влияния на приграничную территорию.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с международным сотрудничеством Министерства культуры Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с международным сотрудничеством Министерства культуры Республики Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с международным сотрудничеством Министерства культуры Республики Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- проанализировать общие положения о Министерстве культуры Республики Беларусь;
- определить международное сотрудничество в области культуры до 2008 г. с Польшей;
- рассмотреть международное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в области культуры.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Глава 1 Общие положения о Министерстве культуры Республики Беларусь
Изначально обратимся к Кодексу Республики Беларусь о культуре.
Задачами международного сотрудничества в сфере культуры являются:
установление международных отношений в сфере культуры;
ознакомление мировой общественности с белорусской культурой;
обогащение культурной жизни, приобщение граждан, которые проживают в Республике Беларусь, и культурных ценностей мировой культуры;
укрепление и развитие культурных связей между Республикой Беларусь и белорусами зарубежья;
сохранение национально-культурной идентичности белорусов зарубежья;
интеграция белорусского национальной культуры в мировую культуру и мировое информационное пространство.
Субъекты культурной деятельности при осуществлении международного сотрудничества в сфере культуры руководствуются следующими принципами:
признание и уважение достоинства, ценности и необходимости сохранения каждой культуры, рассмотрение всех национальных культур и языков в их многообразии в качестве составной части общего достояния человечества;
равенство национальных культур и равна их стоимость для мировой культуры;
служение культуре развитию мирных и дружественных отношений между странами и народами;
взаимовыгодность культурного сотрудничества;
обязательность охраны историко-культурных ценностей как в мирное время, так и в случае вооруженного конфликта.
Важно отметить также программу «Культура Беларуси 2016-2020 г.г.», в которой указаны различные направления деятельности Республики Беларусь в области культуры.
Так, программа коснулась Быхова. Несколько лет назад в связи с подготовкой проекта государственной программы «Культура Беларуси 2016-2020» госпрограмма «Замки Беларуси» была отменена. Тогда бывшая резиденция Хадкевичей и Сапег осталась без финансирования. Отделку двух башен, в которых планировали открыть музейные экспозиции, по большому счету до конца не завершили.
Пустующий замок законсервировали, а окна замуровали. Понятно, что в перспективе нужны дополнительные исследования и разработка проекта для реставрации. И вот сейчас появилась надежда, что уже в 2018 году в рамках Государственной инвестиционной программы памятник архитектуры обретет вторую жизнь. А чтобы это реализовать, в течение нескольких месяцев необходимо подготовить проектно-сметную документацию. В первую очередь реконструкция коснется стен, кровли, фундамента.
Глава 2 Международное сотрудничество в области культуры до 2008 г. с Польшей
С распадом СССР и обретением независимости для Республики Беларусь открылась перспектива самостоятельно развивать пути интеграции в мировое культурное пространство [1-2]. В этот период активно осуществляется внешняя культурная политика, разрабатываются нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключаются соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формируется механизм их реализации [34]. В стране происходит процесс трансформации авторитарно-бюрократической системы международного культурного сотрудничества в новую систему, основанную на общечеловеческих ценностях и национальных интересах [5-6].
Во второй половине 1990-х – первой половине 2000-х гг. продолжается белорусско-польское взаимодействие в культурной сфере. В 1996 г. действовала, финансируемая за счет польской стороны Несвижская академия, в которой прошли курсы по вопросам охраны и консервации исторических захоронений. Результаты курсов нашли отражение в проведенной инвентаризации исторических захоронений в Мире и Клецке. Под патронажем Международного комитета исторических садов и мест (IFLA ICOMOS) были организованы занятия по охране природно-культурных ландшафтов (1997 г.), теории и практике охраны и сохранению исторических садов и парков (1998 г.). Проблемам реставрации архитектуры, ее адаптации и восстановлению городов посвящались занятия в Несвижской академии летом 1999 г. [7].
18 марта 1997 г. в Варшаве Министерство культуры Республики Беларусь и Министерство культуры и искусства Республики Польша подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве на 1997‒2000 гг. В соответствии со статьями 2, 15, 17 соглашения планировалось проведение цикла мероприятий под названием Дни культуры, которые стали традиционными в двусторонних отношениях. Так, в 1996 г. в Польше прошли Дни белорусско-польской культуры, в 1997 г. в рамках подписанного 6 марта в Минске протокола об организации Дней культуры в Польше в Варшаве состоялись Дни культуры Беларуси, а в 1998 г. ‒ Дни белорусской культуры в Белостоке [8].
Итогом заключенного межведомственного соглашения стало развитие интенсивных контактов в области изобразительного искусства. Так, в 1997 г. в Витебске в Арт-центре М. Шагала прошла выставка «Галерея Подляская в Витебске», на которой были представлены произведения польских художников из г. Бельск-Подляска, а в Полоцке в выставочном зале Музея белорусского книгопечатания состоялась выставка работ польского художника-авангардиста Р. Луговского. В этом же году в Гродно белорусские аматоры искусства смогли познакомиться с творчеством фотохудожников Польши. При участии Гродненского горисполкома, фотоклуба «Гродно», «Класик-студии» из Белостока, гродненской фирмы «Интакс» прошел II Международный фотопленэр «Гродно-97». В сентябре 1997 г. в Национальном музее истории и культуры Беларуси проходила фотовыставка «Палессе, якога мы не ведаем». На ней были представлены фотографии 30-х гг. XX в. из коллекции Юзефа Обремского и фотоснимки 1990-х гг., сделанные польскими студентами [7]. Белорусские художники В. Копач, А. Асташев, И. Засимович приняли участие в Международном скульптурном пленэре «Интеграрт-99», состоявшемся в доме польского художника А. Струмилы. Затем в октябре 2000 г. работы участников пленэра после показа их в Варшаве экспонировались в Республиканской художественной галерее в Минске. 2 июня 2000 г. в Центре современного искусства «Уяздовский замок» в Варшаве открылась выставка «Новое искусство Беларуси». На выставке были представлены работы белорусских художников И. Савченко, В. Созыкина, О. Клинова, А. Логинова, В. Васильева, В. Масловской. Работы были выполнены в жанре фотографии, живописи и инсталляции, а 24‒25 ноября в Белостоке в галерее «Арсенал» прошел совместный семинар на тему «Проблемы современного искусства Польши и Беларуси» [9].
Глава 3 Международное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в области культуры
Все годы после развала Советского Союза российско-белорусское сотрудничество в области культуры, искусства, науки, образования, спорта и туризма продолжало активно развиваться, представляя собой важный фактор единения наших народов.
В сфере культуры и искусства проводилась работа по сохранению общего культурного пространства, созданию благоприятных условий для развития творческой активности и реализации разноплановых инициатив в данной области. Основой договорно-правовой базы культурного сотрудничества двух стран остаются Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 г., а также подписываемые в рамках данного соглашения программы между министерствами культуры двух стран (Российско-белорусское сотрудничество в области культуры и искусства [Электронный ресурс] // Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь.
Надо отметить, что Республика Беларусь и Российская Федерация в культурном плане наиболее близкие страны. Культурное сотрудничество между нашими государствами – это основа восточнославянской интеграции. В основе этих связей лежит единая система ценностей, лингвистическое родство, общая история, родственные связи.
Так основой восточнославянских ценностей является цивилизационный выбор наших народов. Сегодня, в связи с определёнными политическими событиями, возник вопрос: какому народу принадлежит святой князь Владимир? А ответ достаточно прост: какая разница, какому народу принадлежит он как личность? Важно другое: благодаря его выбору, сделанному в Херсонесе абсолютное большинство русских, белорусов и украинцев привержены православных христианских ценностей – что всегда будет основой нашего единства. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии памятника князю Владимиру в Москве: «Памятник князю Владимиру – это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия.
Народы России и Беларуси традиционно и неразрывно связаны общей культурой, традициями, а так же давними историческими отношениями. Беларусь заключила соглашение о культурном сотрудничестве межправительственного и межведомственного характера с Российской Федерацией. Среди мероприятий, которые предусмотрены на основании соглашения можно выделить такие фестивали, как Открытый кинофестиваль «Киношок» в Анапе, где свои работы представляют белорусские режиссёры, традиционными участниками Минского международного кинофестиваля «Лістапад» являются представители из Российской Федерации, участвуют наши государства и в международном кинофестивале «Новое кино XXI в.». Кинематограф объединяет потенциал Беларуси и России: на белорусских площадках снимается много российского кино и сериалов.
Заключение
2016 г. в Республике Беларусь был объявлен как Год культуры. Естественно, что заявленная тематика повлекла за собой множество мероприятий связанных и с межкультурными связями, а особенно с Российской Федерацией. «Беларусь заинтересована в активизации межкультурного сотрудничества с Россией», – об этом в своём интервью заявлял ещё в 2012 г. тогдашний министр культуры П. Латушко на открытии Международного фестиваля «Славянский базар». В СССР формировался единый советский народ. Даже при разнице традиций и культур некоторых восточных и западных республик этого государства были найдены формы взаимодействия культур и их изучение в рамках дней культуры разных народов. Но надо признать, что наиболее близки были между собой некоторые из народов. Так единый корень в национальных и культурных традициях был у народов РСФСР, БССР и УССР. После распада СССР в каждом из молодых государств был сделан упор на то, чтобы подчеркнуть свою самобытность. Не стала исключением и Республика Беларусь.
Проблески в культурных отношениях Польши и Беларуси проявились в 2003 г., когда Беларусь посетил маршал Сената Л. Пастусяк в связи с открытием памятника А. Мицкевичу в Минске, прошли торжественные мероприятия, посвященные 60-летию со дня битвы под Ленино с участием польского премьер-министра Л. Миллера, возглавившего официальную делегацию Польши. В состав делегации вошли министр национальной обороны Польши Е. Шмайдзиньский, 131 ветеран войны, рота почетного караула, военный оркестр и хор министерства обороны, делегация польского города-побратима Гарволина [8]. В апреле этого же года посол П.П. Латушко провел встречу с замминистра культуры Р. Скомпским по вопросам развития культурного сотрудничества, на которой было принято совместное решение о заседании Польско-Белорусской консультационной комиссии по вопросам культурного наследия в г. Торуне (КуявскоПоморское воеводство). Заседание комиссии состоялось в мае 2004 г.
Для определения границ распространения авторского права в музейной деятельности необходимо уточнить подходы к пониманию музейного феномена. «Подходы могут быть различны: через концептуальный подход (музей, наследие, институт, общество, этика, музеальность), посредством теоретических и практических соображений (музеология, музеография), с помощью его функций (предмет, коллекция, музеефикация), через его “участников” (музейные специалисты, публика) или посредством ведущей деятельности (хранение, исследование, коммуникация, образование, выставочная деятельность, интерпретация, менеджмент, архитектура)» [2, с. 21]. Из перечисленного следует, что музеология не касается вопросов авторских прав на объекты, которые используются либо создаются в музейной деятельности. Так, в Законе «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» нет норм, регулирующих вопросы авторского права [1].
1. Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь : Закон Рэсп. Беларусь ад 12 снеж. 2005 г. № 70-З // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/.
2. Ключевые понятия музеологии : пер. с фр. / сост.: А. Девалье, Ф. Мересс. – М. : ИКОМ России, 2012. – 101 с.
3. Лосев, С. С. Авторское право. Национальное и международное законодательство / С. С. Лосев. – Минск : Ураджай, 2000. – 270 с.
4. Об авторском праве и смежных правах : Закон Респ. Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/.
5. Российская музейная энциклопедия / Сектор Рос. музейн. энцикл. [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: www.museum.ru/rme/ dictionary.
6. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации : учебник / А. П. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2004. – 752 с.
7. Балиев, А. Культура границ не знает / А. Балиев // Совет. Белоруссия. – 2007. – 8 февр. – С. 3.
8. Ващилко, Г. Г. Формирование договорно-правовой базы международного культурного сотрудничества Республики Беларусь в 1991–2000 гг. / Г. Г. Ващилко // Романовские чтения – 5 : сб. тр. Междунар. науч. конф., Могилев, 27–28 нояб. 2008 года / Могилев. гос. ун-т ; редкол.: Н. М. Пурышева (пред.) [и др.]. – Могилев, 2009. – С. 159–160.
9. Гапанович-Кайдалов, Н. В. Организация государственного управления культурой в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Н. В. Гапанович-Кайдалов // Социум и власть. – 2008. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gosud... https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gosud.
10. Дорняк, И. И. Белорусско-польское сотрудничество в области культуры, науки и образования в 1991–2004 гг. / И. И. Дорняк // Весн. Гродзен. дзярж. ун-та. Сер. 1, Гісторыя, філасофія, паліталогія і сацыялогія, культуралогія, мастацтвазнаўства, педагогіка, псіхалогія, правазнаўства, філалогія. – 2008. – № 3. – С. 30–35.
11. Ефимович, Е. В. Международное культурное сотрудничество Республики Беларусь в постсоветский период / Е. В. Ефимович // Европа: актуальные проблемы этнокультуры : материалы VIII междунар. науч.-теорет. конф., Минск, 22 дек. 2014 г. : к 100-летию БГПУ / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. В. Тугай (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2015. – С. 250–252.
12. Картина мира через призму китайской и белорусской культур : сб. ст. науч.-практ. круглого стола, Минск, 15 дек. 2017 г. / Белорус. гос. экон. ун-т, Респ. ин-т китаеведения ; редкол.: Н. В. Попок (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018. – 223 с.
13. Крывашэй, Д. А. Нацыянальная культура ў сферы мiжнароднага супрацоўнiцтва Рэспублiкi Беларусь з краiнамi Цэнтральнай i Заходняй Еўропы ў 1991–1996 гг.: некаторыя факты i падзеi / Д. А. Крывашэй // Аператыўная iнфармацыя па праблемах культуры i мастацтва : зборнiк / Нац. б-ка Беларусi. – Мiнск, 1997. – Вып. 6. – С. 4–28.1. Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей : Постановление Совета министров Респ. Беларусь, 14 мая 2007 г., № 578 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 119. – 5/25167.
14. Аб зацвярджэнні Палажэння аб мерах па рэалiзацыi Указа Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь, 18 кастр. 2007 г., № 527 : Постановление М-ва культуры Респ. Беларусь, 14 дек. 2007 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 29. – 8/17815.
15. Аб некаторых пытаннях дзейнасцi фонду Прэзiдэнта Рэсп. Беларусь па падтрымцы культуры i мастацтва : Указ Президента Респ. Беларусь, 24 янв. 2017 г., № 23 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2004 г., № 195, 1/6077; 2007 г., № 252, 1/9038; 2011 г., № 61, 1/12565; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 21.01.2014, 1/14748; 27.05.2015, 1/15818; 27 янв. 2017 г. – 1/16876.
16. Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны : Указ Президента Респ. Беларусь, 18 окт. 2007 г., № 527 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 252. – 1/ 9038.
17. Лавров, В. В. Организация межсубъектных взаимоотношений при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия / В. В. Лавров // Криминалистъ. –2015. – № 2. – С. 39–43.
18. Клебанов, Л. Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана : моногр. / Л. Р. Клебанов. – 2-е изд., испр. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2015. – 160 с.
19. Кодекс Республики Беларусь о культуре [Электронный ресурс] : 20 июля 2016 г., № 413-З : принят Палатой представителей 24 июня 2016 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. Об изменении указов Президента Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь, 10 янв. 2018 г., № 11 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 13 янв. 2018 г., 1/17461.