Введение
Глава 1 Проблематика "Горе от ума"
1.1 Фамусовское общество
1.2 Чацкий – представитель нового века
1.3 Конфликт Фамусова и Чацкого
Глава 2 Поэтика комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
1.1 Жанр комедии «горе от ума» её своеобразие
1.2 Отличительные черты комедии, манера и стиль автора
Заключение
Cписок использованных источников
Введение
Комедия Грибоедова А.С. «Горе от ума» оказала огромное воздействие на развитие русской литературы XIX в. В ней сочетаются традиции классицистской комедиографии и реалистической комедии. Кроме того, можно отметить, что происходит соблюдение автором обязательных для классицистской драматургии — единства времени (действие происходит в течение суток) и места (события разворачиваются в одном — фамусовском — доме). На этой комедии можно проследить, как мир переходит от классицизма к реализму [15, c. 27].
Актуальность темы данной курсовой работы видим в том, что вопросу о поэтике т проблематике произведения «Горе от ума уделено недостаточно работ и исследований». Поэтому возникла необходимость заняться разработкой этой темы, которая является интересной и перспективной.
Объектом исследования является комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Предмет нашей работы – особенности изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цель данной работы — рассмотреть методические особенности организации процесса изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть фамусовское общество и выявить его проблему;
- выявить проблему века «прошлого» и века «нынешнего»;
- осуществить анализ конфликта Фамусова и Чацкого;
- проанализировать жанр комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
- раскрыть отличительные черты комедии, манера и стиль автора
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- методы эмпирического исследования.
В данной работе была использована главная литература С.М. Петров, Калюжная Л., Маркович, В. М., Галустова О. В., Влащенко, В.И и другие.
Глава 1 Проблематика комедии «Горе от ума»
1.1 Фамусовское общество
Содержание романа «Горе от ума» можно условно разделить на два века: «минувший» и «нынешний». «Век минувшего» — это не что иное, как фамусовскогое общество. Из названия общества видно, что Фамусов – центральная фигура, но в романе также присутствуют не менее значимые лица этого общества: полковник Скалозуб, Молчанин, но о них мы поговорим чуть позже.
Фамусов – богатей, который занимает видное место в Москве. Он считает себя образованным, впрочем, как и всё фамусовское общество. Фамусов расценивает чтение книг, изучение науки как бесполезной тратой времени, и так развелось много безумных людей, и видит в книгах одно лишь зло. Поэтому, чтобы покончить со злом, он предлагает собрать все книги и сжечь. Мы отчетливо видим, когда Фамусов застаёт свою дочь за чтением, он приходит в бешенство. Даёт Софье четко понять, что это не пригодится в семейной жизни, и все, что ей нужно знать и уметь-научат слуги. Сказать, что Фамусов был чудовищем или тираном, мы не можем, он любил свою дочь и хотел для неё самое лучшее, пусть и в своем понимании. Он настраивал Софью, свою дочь, что если твой жених беден, то он тебе не пара. Тем самым Фамусов предстаёт перед нами человеком, который плевал на чувства дочери. Ему важно лишь богатство и звание, а любовь отходит на второй план.
О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полу просвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней.
Глава 2 Поэтика комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
1.1 Жанр комедии «Горе от ума» её своеобразие.
О жанре пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.
Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе главный приём, используемый автором – это комические несоответствия. Так, например, Фамусов, управляющий в казённом месте, так говорит о своём отношении к делам: «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой».
Комические несоответствия встречаем также в речи и поведении героев. К примеру, Фамусов представляет скромность свою перед Софьей:
«Монашеским известен поведеньем», и одновременно он заигрывает с Лизой: «Ой! зелье, баловница…».
Первая ремарка пьесы уже имеет в себе черты комического несоответствия: под звуки флейты и фортепьяно, которые слышатся из спальни Софьи, «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел». Для создания комических ситуаций используется приём «разговор глухих»: монолог Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским [3, c. 5].
Язык пьесы – это язык комедии (разговорный, лёгкий, остроумный, богат на афоризмы). Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Фамусов – отец, которого все обманывают, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Чацкий – незадачливый любовник, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.
Заключение
1. Рассмотрев критические заметки о комедии «Горе от ума», приходим к выводу, что не было абсолютно- единого мнения о пьесе. Грибоедов подверг резкой критики мир насилия, произвола, невежества, где господствуют фамусовы и молчалины и гибнут лучшие человеческие качества. Автору удалось создать в комедии «непринуждённый, лёгкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществе».
2. Фамусовское общество так и не было повержено, но благодаря таким людям, как Чацкий, это общество испытывало дискомфорт, страх, неуверенность в своей правоте. Время Грибоедова - далекая от нас эпоха, но смелая борьба патриота Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке и обществе вызывает сочувствие и симпатию современного читателя и зрителя. Комедия Грибоедова напоминает о высоких нравственных понятиях и целях, достойных русского человека.
3. Жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что пьеса представляет собой смешение нескольких жанров, ведущим из которых является жанр общественной комедии.
4. Комедия «Горе от ума» внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Наследуя традиция Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон не смешения жанров. Можно сказать, что вместе с комедией «Горе от ума» родилась русская драма. И традиция русской драматургии, включая пьесы Гоголя, Островского, Чехова, во многом опираются на эту комедию.
1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/obraz-i-harakteristika-skalozub-v-komedii-gore-ot-uma
2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.literaturus.ru/2016/07/famusovskoe-obshhestvo-gore-ot-uma-griboedov.html
3. Агишева, Н. Негорькое “Горе»// Экран и сцена: еженедельная газета. - 2008. - № 1. - С. 5
4. Андреев, И. «Горе от ума», или Чаадаев "бунташного века"// Родина. - 2010. - № 7. - С. 40-43.
5. Башилов, Михаил. Портрет А.С.Грибоедова в окружении героев его комедии. Фронтиспис//Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования.- 2007.- №11.- С. 95
6. Влащенко, В.И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина («Горе от ума» и «Метель»)// Литература в школе. - 2007. - № 10. - С. 7-11.
7. Галай, Г. Г. Изучение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» : 9 класс / Г. Г. Галай // Русский язык и литература. Серия «У дапамогу педагогу». - 2016. — № 8. — С. 59—64.
8. Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006, 257 с.
9. Герцен, А. И. Восприятие и анализ комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в 8 классе: Метод. пособие / Ленингр. гос. лед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л., 1971. - 72 с.
10. Гончаренко, И. Э. «Грибоедов сделал свое дело — он уже написал «Горе от ума» (А. С. Пушкин): литературная игра, посвященная жизни и творчеству А. С. Грибоедова / Гончаренко Ильсия Эседулловна // Литература в школе. - 2016. — № 10. — С. 40—43.
11. Грибоедов, А. С. Горе от ума: комедия в 4 действиях в стихах / А. С. Грибоедов. - Минск : Народная асвета, 1977. - 149 с.
12. Егоров, О. «Горе от ума» на сцене Малого театра// Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал. - 2011. - № 1. - С. 13-17
13. Калюжная, Л. Драматургия русских классиков: [Сборник / Сост., вступ. ст.: Л.Калюжная. - М. : Звонница-МГ, 2002. - 492,
14. Кудин, В. Будет ли от ума горе? / Виктор Кудин // Тендер : еженедельный специализированный информационно-аналитический журнал / учредитель ЧПУП "Редакция журнала "Тендер". — 2012. ― № 35. ― С. 6―11
15. Махлина Ю. Главные герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» / Ю. Махлина // Литература (Прилож. к газ. «Первое сентября»). – 2001. - № 36 (сентябрь). – 32 с.
16. Меднис Н. Е. Венеция в русской литературе / Н. Е. Меднис. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 392 с.
17. Маркович, В. М. «Век нынешний и век минувший...»: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в рус. критике и литературоведении / [Сост.: В.М.Маркович, М.Я.Билинкис. - СПб. : Азбука-классика, 2002. - 446
18. Никишов, Ю. М. Загадки "Горя от ума" / Ю. М. Никишов. - Москва : URSS, Ленанд, 2017. - 266 с.
19. Петров, С. М. «Горе от ума» - комедия А. С. Грибоедова: Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1981. – 94 с.
20. Фельдман, О.М. «Горе от ума» на русской и советской сцене / Фельдман, О.М. ред.. - 1987