Введение
1 Теоретические аспекты проблематики творчества В. Распутина
1.1 Проблематика произведения как значимый аспект литературного творчества
1.2 Творческая биография В. Распутина
Выводы по 1 главе
2 Практическое изучение изображения проблем памяти и беспамятства в творчестве В. РАспутина
2.1 Место повести «Прощание с Матерой» в творчестве В. Распутина
2.2 Изображение проблемы памяти и беспамятства
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В.Г. Распутин — один из самых значительных русских прозаиков современности. Его творчество стало ярким явлением духовной жизни России во второй половине ХХ века. Писательский талант В. Распутина сочетается с глубиной философского содержания, с тем проповедническим началом, которое делает все творчество писателя насущно-необходимым современникам. Вот уже более полувека лет произведения В.Г. Распутина находятся в зоне пристального внимания общественности, изучаются литературной наукой. За эти годы исследователями созданы многочисленные работы о писателе, как общего, так и частного характера.
При всей многочисленности работ о творчестве писателя нельзя сказать, что оно осмыслено в полной мере. Некоторые грани творчества В. Распутина сколько-нибудь подробно не рассматривались.
Среди многочисленных аспектов творчества В. Распутина, привлекших внимание литературоведов и критиков, выделяется проблема, связанная с изучением системы характерологических принципов писателя. Это закономерно, поскольку самобытность художника в первую очередь определяется своеобразием и глубиной постижения человеческой личности. С самобытностью личности тесно переплетаются вопросы, связанные со значимостью памяти и беспамятства.
Критика уловила доминирующую особенность творчества В. Распутина, в котором основное внимание автора сосредоточено на изображении душевных движений персонажей и нравственно-детерминированных связей, возникающих между ними перед лицом жизненных испытаний. Было отмечено, что в произведениях В. Распутина нет подчеркнутого акцентирования так называемых земных проблем. Это не значит, что автор безразличен к производственной жизни села, но она здесь как бы ушла в подтекст, проявляясь не прямо, а опосредованно в повседневном бытии героев, в их порой сугубо личных, домашних заботах. Одно из важнейших качеств в характерологии В. Распутина определяется, по убеждению критиков, стремлением писателя выявить состав человеческой личности в ее соотнесенности со своей родовой общностью, со своим народом, осмыслить природу национальной сущности человека и формы ее реализации в условиях современной действительности.
Таким образом, анализ процесса постижения значимости памяти и беспамятства, который запечатлелся в творчестве В.Г. Распутина, представляет собой достаточно сложную, не раскрытую литературоведением задачу, решение которой требует конкретного подхода к творчеству писателя, всестороннего рассмотрения его идейно-эстетической позиции, тщательного анализа
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ТВОРЧЕСТВА В. РАСПУТИНА
1.1 Проблематика произведения как значимый аспект литературного творчества
В любом литературном произведении присутствуют тематика и проблематика. Они являются неотъемлемыми компонентами литературного творчества. Тема — это то, о чем говорится в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении.
В различных исследованиях слово «тема» получает различные толкования. Зачастую тема произведения отождествляется с его идеей. Начало этой терминологической неточности было положено М. Горьким: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно» (цит. по [1, c.108]).
Необходимо четко разграничить термины «тема», «проблема», «идея», а также стоящие за ними структурные уровни художественного содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было в свое время проведено Г.Н. Поспеловым и в настоящее время разделяется многими литературоведами. В соответствии с этой традицией под темой понимается объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания [18, c.211]. Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному.
Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя [4, c.84]. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем. Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме [2, c.311].
Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные «аргументы» за и против той
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПАМЯТИ И БЕСПАМЯТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ В. РАСПУТИНА
2.1 Место повести «Прощание с Матерой» в творчестве В. Распутина
Прекрасный пример деревенской прозы послесталинской эпохи «Прощание с Матерой» указывает на потерю русской крестьянской культуры безличным, бездушным маршем прогресса. Повесть была написана в 1976 году [13, c.19].
«Прощание с Матерой» — самое знаменитое, и, даже можно сказать, культовое произведение В. Распутина, крупнейшего писателя современности. Книга, вышедшая в свет сорок лет назад, пережила десятки переизданий, суммарный тираж превысил миллион экземпляров. Самое интересное, что книга издается и сейчас. «Прощание с Матерой» пережило громкую славу как одна из вершин деревенской прозы, хотя ее невозможно вписать в какие бы то ни было рамки. Повесть Распутина — сугубо реалистическое произведение, но в нем есть и религия, и мистика. Распутину удалось создать уникальные образы — мудрую старуху Дарью Пинигину и до сих пор неразгаданного Хранителя острова.
В повести описывается последнее лето крестьянской деревни Матера. Строительство плотины будет завершено осенью, уничтожив деревню. Прощание с Матерой — страстная просьба о человечестве и красноречивый призыв к возвращению к естественной жизни.
В одном из своих интервью Распутин писал: «Матера, моя деревня, была затоплена. В наши дни некоторые из ее жителей живут в городе, а некоторые в рабочем поселке, и я должен показать им, что они потеряли, и что они получили» (цит. по [22, c.201]). Он неоднократно выражал эту потребность как писателя — как сразу после публикации «Прощание с Матерой», так и позже.
Окончание строительства плотины освещается как нечто отдаленное и расплывчатое. Роман отличается описанием неизбежной судьбы. Странные маленькие упоминания о Хозяине, какая-то природная темноты, подготовка к потере острова добавляют в атмосферу запустения и нищеты.
После публикации «Матеры», работа, текст которой был с неодобрением встречен советскими властями, В. Распутин ушел на десятилетний отдых. Проблемы со здоровьем, несомненно, были частью проблемы, но также его все более активное участие в российском экологическом движении, в кампаниях по спасению Байкала и сибирского леса, а также в стремление уничтожить так называемый «проект века», — обширную схему переброски рек, — стали причиной затишья [27, c.38].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы было выявление основных тенденций, путей и результатов изображения проблем памяти и беспамятства в творчестве В.Г. Распутина. В качестве материала для проведения исследования была выбрана повесть писателя «Прощание с Матерой».
В теоретической части исследования выявлены сущность и отличительные особенности тематики и проблематики произведения. Было выявлено, что тема произведения — это то, о чем говорится в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Проблема произведения — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем. Проблематика произведения — это перечень проблем, затронутых в произведении. Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме; область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. В отличие от тематики, проблематика является субъективной стороной художественного содержания. Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности.
Г.Н. Поспелов выделяет четыре типа проблематики: мифологическая, национально-историческая, нравоописательная (этологическая), романная (романическая). Дополнительно к его классификации в нашем исследовании выделяется философская проблематика. Именно она находит отражение при раскрытии проблем памяти и беспамятства в повести «Прощание с Матерой».
В. Распутин — именитый русский писатель, писавший «деревенскую прозу». В произведениях Распутина изображены безжизненные городские персонажи и борьба за выживание многовекового традиционного сельского образа жизни, решение сложных вопросов этики и духовного возрождения. Основными темами творчества В. Распутина являются экологические вопросы, память / беспамятство, связь с историческими корнями.
Одним из наиболее известных произведений писателя является «Прощание с Матерой», написанное в 1976 году — именно в нем наиболее ярко и полноценно раскрываются проблемы памяти и беспамятства. Название «Матера» имеет сразу три этимологии: оно образовано от слов «мать», «матерь» и «матерый». Повесть написана в стиле «деревенской прозы». Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиций и современной техники.
Как уже было отмечено, основными проблемами, поднимаемыми автором в повести, являются проблемы памяти и беспамятства. Эти проблемы не существуют изолированно друг от друга, а находятся в тесной взаимосвязи. Некоторые персонажи произведения осознают важность
1. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика / Ю.Д. Апресян. — М. : Наука, 1974. — 214 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — 2-е изд., стер. — М. : Едиториал УРСС, 2004. — 571 с.
3. Болдова, Т.А. Многообразие литературы / Т.А. Болдова // Совершенствование преподавания в школе и вузе. — 2000. — Вып.5. — С.52—61.
4. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Ван Дейк. — М. : Прогресс, 1989. — 312 с.
5. Васильев, Л.М. Современная литература: учеб. пособие для ВУЗов / Л.М. Васильев. — М. : Высшая школа, 1990. — 176 с.
6. Глисон, Г. Введение в дескриптивную лингвистику / Г. Глисон. —М. : Просвещение, 1959. — 212 с.
7. Григорьева, Т.З. Новый когнитивно-интеллектуальный подход к литературному анализу / Т.З. Григорьева // Новые направления в методике преподавания в школе и вузе. — СПб. : Образование, 1992. — С.66—71.
8. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории литературы / Л. Ельмслев. — М. : КомКнига, 2006. — 248 с.
9. Звегинцев, В.А. Семасиология / В.А. Звегинцев. — М. : изд-во Московск. ун-та, 1957. — 321 с.
10. Клименко, А.П. Основы теории речевой деятельности / А.П. Клименко, А.Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. — М. : Наука, 1974. — 402 с.
11. Ковтун, Н.А. Деревенская проза в зеркале утопии / Н.А. Ковтун. — М. : ЛитРес, 2015. — 192 с.
12. Конышева, А.В. Познание семантического поля художественного произведения / А.В. Конышева. — Минск, ТетраСистемс, 2008. — 288 с.
13. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. — 1968. — № 8. — С.15—21.
14. Макина, М.А. Деревенская проза 60-70-х годов в ее историко-литературном и современном контексте / М.А. Макина. — М. : Наука, 1980. — 79 с.
15. Мандель, Б.Р. Теория литературы / Б.Р. Мандель. — М. : Куб, 2015. — 312 с.
16. Основы компонентного анализа / под ред. Э.М. Медниковой. — М. : изд-во МГУ, 1969. — С. 65–77.
17. Покровский, М.М. Избранные работы по литературоведению / М.М. Покровский. — М. : изд-во Академии Наук СССР, 1959. — 381 с.
18. Поспелов, Г.Н. Теория литературы / Г.Н. Поспелов. — М. : высшая школа, 1991. — 357 с.
19. Потебня, А.А. Из записок по литературе / под ред. В.И. Борковского. — М. : Просвещение, 1968. — 552 с.
20. Распутин, В.Г. Прощание с Матерой: повести и рассказы / В.Г. Распутин. — М. : Эксмо, 2010. — 213 с.
21. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. — М. : Прогресс, 1977. — 695 с.
22. Сухих, И. Структура и смысл: теория литературы для всех / И. Сухих. — М. : Азбука, 2017. — 289 с.
23. Тимофеев, Л.И. Основы науки о литературе / Л.И. Тимофеев. — М. : Гос. учебно-педагог. изд-во, 1948. — 382 с.
24. Ульман, С. Семантические универсалии / С. Ульман. — Спб., 1970. — 280 с.
25. Уфимцева, А.А. Аспекты семантических исследований / А.А. Уфимцева // Семантика слова. — М. : Просвещение, 1980. — С.212–224.
26. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — М. : Просвещение, 2004. — 405 с.
27. Чернец, Л.В. Мир литературного произведения / Л.В. Чернец // Художественная литература в социокультурном контексте. Поспеловские чтения. — М., 1997. — С.32—41.
28. Шайкевич, А.Я. Дистрибутивно-статистический анализ в семантике / А.Я. Шайкевич // Принципы и методы семантических исследований. — М., 1976. – С.353–377.