ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная педагогика сегодня рассматривает образование как процесс, направленный на саморазвитие личности ученика, на расширение его возможностей компетентного выбора своего жизненного пути. В соответствии с актуальными потребностями времени главной задачей общеобразовательного учреждения является подготовка образованного и творческого гражданина республики, способного к постоянному развитию и самообразованию.
На современном этапе развития образования большие требования предъявляются к формированию функциональной грамотности младших школьников, которая создает оптимальный уровень языкового и речевого развития, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.
Конечно, это требует и от современного учителя начальных классов поиска новых методов, приемов и форм обучения.
Учеными и методистами уже много сделано для решения данной проблемы. Она по-своему раскрывается в работах Е. Д. Божович, Н.А. Киселевой, М.М. Козловой, Н.В. Лукиных и других.
Однако, как правило, учеными констатируется необходимость широкого использования на уроках русского языка проблемно-поискового обучения, к которому относится использование на уроке русского языка лингвистических задач. Поэтому выбор темы нашего исследования не является случайным.
Цель исследования – систематизировать работу по использованию лингвистических задач на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ И ЕЕ МЕСТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Лингвистическая задача как средство обучения
Место задач в жизни человека очень точно определил Д. Пойа, который считал, что «…решение задач есть неотъемлемая часть человеческой деятельности. В самом деле, значительная доля нашей сознательной деятельности связана с решением каких-нибудь задач или проблем. Когда мы не предаемся мечтам или беспредметным размышлениям, наши мысли направлены к определенной цели, мы стараемся решить какую-нибудь задачу» [16, с. 99]. Таким образом, вся человеческая деятельность, в том числе и учебно-исследовательская, основана на решении задач разного плана.
Понятия, как и формирование языковых умений, не должны даваться ученикам как уже готовые знания, а должны усваиваться путем их выведения или построения. Более эффективными (как убеждает обобщение школьного опыта и подтверждают специальные исследования Л.В.Занкова, Ю.М. Бабанского и др.) Являются поисковые методы; в начальных классах – частично-поисковые.
Активизация познавательной деятельности является объективным условием сознательного и прочного усвоения младшими школьниками лингвистических знаний, умений и навыков. Школьный курс русского языка составляет система ключевых лингвистических понятий, представленных в разделах "Фонетика", "Лексика", "Словообразование", "Морфология", "Синтаксис". Эти понятия определяют композицию учебного предмета и дают школьникам представление о роли и значении языковых единиц, их структуру употребление в речи.
2.1. . Констатирующий эксперимент
Анализ учебников по русскому языку для 2-3 классов показал, что у них довольно однотипно, фрагментарно и узко даются проблемы лингвистического характера.
На базе 2 класса средней школы № 10 г. Мозыря был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 15 младших школьников.
Цель эксперимента - исследовать, влияет ли решение лингвистических задач на уроке русского языка на активизацию познавательной деятельности младших школьников.
задачи:
1. Исследовать первоначальный уровень решения лингвистических задач младших школьников.
2. В течение некоторого времени с учениками экспериментального класса проводит целенаправленную работу – "лингвистические минутки", включать лингвистические задачи в различные этапы урока: во время выполнения лингвистических секунд, при работе над упражнениями, объяснения нового материала или самостоятельной работы.
3. Повторно исследовать уровень решения лингвистических задач учеников, сравнить их с первоначальными результатами.
4. Сделать выводы.
Данный педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующей, учебного (формирующего) и контрольного.
Главной целью данного этапа было определение первоначального уровня решения лингвистических задач учеников 2 класса. Для этого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Лингвистическая задача – это информационная система, элементами которой являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование решить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два и более действия. Лингвистическая задача на уроке русского языка может использоваться как элемент урока с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Лингвистическая задача на уроке русского языка является необходимым элементом активизации познавательной деятельности младших школьников.
2. На базе 2 класса средней школы № 10 г. Мозыря был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 15 младших школьников. Цель эксперимента – исследовать, влияет ли решение лингвистических задач на уроке русского языка на активизацию познавательной деятельности младших школьников.
Надо отметить, что неординарность заданий, а точнее – проблемных познавательных задач лингвистического характера, которые были нами предложены, нашли отклик в той или иной мере у всех младших школьников, что свидетельствует о желании учеников познать новое, больше узнать; говорит о том, что традиционная методика преподавания в определенной мере их перестает удовлетворять.
По результатам контрольного этапа экспериментальной работы отмечается положительная динамика в процессе формирования у младших школьников умений решения лингвистических задач.
Педагогический эксперимент показывает, что целенаправленная работа на каждом уроке русского языка в начальных классах способствует формированию умений решения лингвистических задач у младших школьников. При этом достаточно отводить 3-5 минут для такой работы на каждом уроке языка, чтобы получить повышение уровня умения решать
1. Антипова, М. Б. Русский язык : учеб. для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / М.Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – Ч. 1. – 136 с.
2. Антипова, М. Б. Русский язык : учеб. для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / М.Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – Ч. 2. – 135 с.
3. Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. – М. : Педагогика, 1990. – 184 с.
4. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 34-39.
5. Бордовская, Н. В. Педагогика: Учебник для вузов. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. – С. 141-207.
6. Верниковская, А. В. Русский язык : учеб. для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / А.В. Верниковская, Е. С. Грабчикова, Н. П. Дёмина. – 2-е изд., пересмотр. и дополн. – Минск : Нар. асвета, 2012. – 135 с.
7. Жуйков, С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. / С.Ф. Жуйков. – М. : Педагогика, 1979. – 184 с.
8. Журинский, А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии / А.Н. Журинский ; сост. Е. В. Муравенко. – М. : Слово, 1995. – 120 с.
9. Киселева, Н. А. Лингвистические задачи и их классификация / Н.А. Киселева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 80. – С. 159-162.
10. Козлова, М.М. Проблемная лингвистическая задача как средство формирования понятия о морфемном составе слова у младших школьников / М.М. Козлова, Е.В. Верещагина // Инновационная наука. – 2016. – № 1-2 (13). – С. 173-177.
11. Лукиных, Н. В. Использование задачной системы при формировании словообразовательных понятий у младших школьников. / Н.В. Лукиных // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 22-25.
12. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2002. – 464 с.
13. Напольнова, Т. В. Познавательные задачи в обучении русского языка / Т.В. Напольнова. – М. : Просвещение, 1968. – 55 с.
14. Немов, Р.С. Психология образования/ Р.С. Немов. – М. : Владос, 2008.– 376 с.
15. Норман, Б.Ю. Лингвистические задачи / Б.Ю. Норман. – М. : Вече, 2006. – 130 с.
16. Пойа, Д. Как решать задачу / Д. Пойа. – М. : Учпедгиз, 1961. – 208 с.
17. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. -М.: Просвещение, 2011. -176 с.
18. Соловьева, А.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе решения лингвистических задач : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.А. Соловьева. – Саратов, 2000. – 189 c.
19. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников : сб. науч. ст. / под общ. ред. Л. Д. Мали, Н. И. Наумовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – 132 с.