ВВЕДЕНИЕ
Образование и культура являются основой современного общества. Их высокий уровень – залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан.
Культурная политика – это не политика в сфере культуры, это современная политика, которая выходит за пределы государств и отношений между государствами, которая приходит на смену силовой политике военного, экономического и идеологического диктата. Быстрые темпы роста значимости культурной политики в жизни общества способствовали более тщательному ее изучению.
С обретением независимости Беларуси ее международное культурное сотрудничество стало развиваться в рамках нового независимого государства. Республика Беларусь получила возможность самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации. В стране начался процесс трансформации авторитарно-бюрократической системы международного культурного сотрудничества, сложившейся в СССР, в новую демократическую систему, опирающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы.
В 1990-е гг. белорусские ученые начали активную научную деятельность по изучению зарубежных связей Беларуси, в том числе и культурных. Проблематика культурного сотрудничества нашла свое отражение в работах Д. Кривошея, посвященных исследованию направлений и форм культурных связей со странами Центральной и Западной Европы. Основные тенденции развития международных культурных связей Беларуси в 1945 – 1990 гг. представлены в комплексном исследовании известного белорусского ученого-международника В. Г. Шадурского. В последние годы данная проблематика рассматривалась фрагментарно, преимущественно в контексте двустороннего сотрудничества с отдельными странами.
Объект курсовой работы – исследование культурной политики государства.
Предмет курсовой работы – ориентиры развития культурной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Целью данной курсовой работы является изучение ориентиров культурной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить формирование внешней культурной политики;
2. Рассмотреть создание договорно-правовой базы международного культурного сотрудничества Беларуси;
3. Охарактеризовать расширение системы участников международного культурного обмена Беларуси;
Глава 1. Формирование внешней культурной политики
1.1. Обзор литературы по теме исследования
При написании данной работы были использованы, в основном, различные положения и указы, в которых регламентированы государственные положения о культуре – «Аб культуры у Беларускай ССР» [1], «Декларация принципов международного культурного сотрудничества» [5], «Закон «О культуре в Республике Беларусь» [7], «Закон Украины № 2778–VI о культуре» [8], «Концепция внешней политики Республики Таджикистан» [9], «Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь: рекомендация ЮНЕСКО» [10], «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» [11].
Помимо официальных документов, разработкой темы международного сотрудничества в сфере культуры занимались различные авторы. Среди них особо следует выделить В.Г. Шадурского [15 – 17]. Сфера его научных интересов включает актуальные проблемы внешней политики Республики Беларусь, ее отношения с европейскими государствами, внутреннюю и внешнюю политику Франции, место и роль стран Балтийского региона в современной мировой политике, глобальные проблемы мирового развития и их влияние на нашу страну. В.Г. Шадурский, автор многочисленных научных публикаций по указанной проблематике, в том числе изданных за рубежом, а также монографии и учебного пособия.
Среди прочих работ по указанной теме можно отметить, Боголюбова Н.М., «Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе» [2] и Бородина Н.В. «Публичная дипломатия как актуальный инструмент достижения государственных целей в сфере внешней политики» [3]. Работы посвящены проблеме дискуссионности понятия внешней культурной политики в современной политической науке. Дается теоретическое обоснование роли культуры в международных отношениях, выявляет основные цели и задачи внешней культурной политики, характеризует ее особенности, рассматривает основные подходы к ее определению.
Догбаева Э.М. «Некоторые аспекты внешней культурной политики (на примере Азербайджанской Республики)» [6]. В статье раскрывается, как мировая культура в целом, так и каждая из национальных культур не могут успешно развиваться без постоянного взаимообмена духовными ценностями. На разных этапах истории международные культурные связи развивались в зависимости от конкретных условий. Ни одно государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.
Павлова С.Н., Трофимов В.В. «Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами: аспекты правового регулирования» [13]. В статье анализируются аспекты правового регулирования межкультурного сотрудничества государств и межправительственных организаций как основы мира и согласия
Глава 2. Создание договорно-правовой базы международного культурного сотрудничества Беларуси
2.1 Начало развития международных связей между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия
Культура как средство межнационального общения всегда являлась началом для построения в будущем более широких политических и экономических отношений между народами и государствами. Важным направлением реализации внешней культурной политики Республики Беларусь является расширение международной договорно-правовой базы культурного сотрудничества.
Демократические преобразования в культурной жизни Беларуси получили правовое закрепление в законе «О культуре в Белорусской ССР» (июль 1991 г.). В нем отражалось стремление отказаться от классовых установок, начать переустройство культурной сферы на основе общечеловеческих ценностей, использовать подходы и нормы, соответствующие взятым международным обязательствам. Внешним культурным связям в законе был посвящен специальный раздел, в котором подчеркивалось, что Республике Беларусь принадлежит исключительное право устанавливать и развивать внешние связи, заключать международные договоры и соглашения в области культуры, осуществлять взаимный обмен достижениями культуры. Предприятия, учреждения и организации культуры, общественные объединения, в том числе и творческие союзы, получили право самостоятельно заключать договора (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами па любые формы сотрудничества в сфере культуры [1, арт. 294].
Федеративная Республика Германия в 1990-е гг. оказывала значительное влияние на европейскую и мировую политику. В связи с этим развитие всесторонних отношений с ФРГ имело большое значение для Беларуси в плане интеграции в мировое сообщество.
Началом развития международных связей между РБ и ФРГ стало обретение Беларусью независимости в 1991 г. и создание единого немецкого государства в 1990 г. Декларация о государственном суверенитете закрепила неотъемлимое право белорусской нации на самоопределение и объявила полный государственный суверенитет Белорусской ССР, важным элементом которого становилась «независимость республики во внешних сношениях».
В октябре 1991 г. в ходе выступления на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел Беларуси П. Кравченко изложил основные принципы и приоритеты белорусской внешней политики. В качестве одного из восьми приоритетов было названо обеспечение свободного взаимодействия культур. В выступлении главы внешнеполитического ведомства подчеркивалось, что РБ будет принимать более активное участие в формировании культурного базиса и наследия Европы и мира, перестраивать свои взаимоотношения с соседями па основе непреходящих культурных ценностей и идеалов, общих традиций культурной жизни [4].
Глава 3. Расширение системы участников международного культурного обмена Беларуси
3.1. Выработка внешней культурной политики России
В начале ХХI века фактор культуры как составляющей «мягкой силы» в мировой политике приобрел новое звучание. Культурные связи обладают уникальной особенностью влиять на формирование положительного образа страны в мировом общественном мнении. Положительный образ возникает тогда, когда страна привлекает своей музыкой, литературой, традициями и обычаями, политическими идеалами, академическими программами, научными обменами, т.е. обладает культурной привлекательностью.
В современных условиях глобальной конкуренции государств и их имиджей культура способна существенным образом содействовать достижению основополагающих целей и внешней политики. Таким образом, культурная привлекательность становится мощным нематериальным активом, конкурентным преимуществом государства, помогающим ему в решении важнейших внешнеполитических задач. Этим объясняется значительный интерес многих стран к выработке эффективной внешней культурной политики, способствующей достижению национальных интересов.
Несмотря на всю очевидную важность использования культуры в качестве инструмента «мягкой силы», далеко не все страны, образовавшиеся на постсоветском пространстве, обладают хорошо разработанной и эффективной стратегией внешней культурной политики. На общем фоне следует выделить страны СНГ.
В 2000 г. в России были приняты тезисы «Внешняя культурная политика России – год 2000», ставшие первым в истории и дипломатической практике нашей страны комплексным документом, в котором на основе анализа всего предшествующего опыта международного культурного сотрудничества было дано развернутое представление о целях и задачах, формах и направлениях, приоритетах и механизмах осуществления внешней политики в области культуры.
В концепции нашла отражение необходимость децентрализации механизма регулирования культурных связей с зарубежными странами после распада СССР, в чем и заключается специфика данного документа.
В декабре 2010 г. была принята обновленная версия внешней культурной политики, изложенная в «Основных направлениях политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества». Документ существенно дополнил содержание «Тезисов-2000» с учетом изменившихся за прошедшие десять лет реалий внешней и внутренней политики России. Принципиально новым моментом стало увеличение внимания к развитию диалога культур в условиях глобализации и использованию «мягкосиловых» ресурсов государства для формирования его положительного образа в мире. Появление «Основных направлений» стало отражением необходимости совершенствования содержания внешней культурной политики и модернизации механизмов ее осуществления [11].
Глава 4. Проблемы и трудности в организации международного культурного сотрудничества
4.1. Направления международного сотрудничества в области сохранения культуры
Культура является неотъемлемой частью социальной жизни и в этой связи культурная политика должна рассматриваться в более широком контексте общей политики государств, что по своей природе представляет собой общественное явление, результат совместного творчества люден и воздействия, которое они оказывают друг на друга.
Культура выступает в качестве важной составной части жизни человека и одного из основных факторов прогресса, что важнейшим условием этого прогресса является обеспечение постоянного роста духовного потенциала общества на основе всестороннего и гармоничного развития всех его членов и наиболее полного раскрытия их творческих возможностей.
Культура – это не просто накопление произведений и знаний, которые производит, собирает и сохраняет элита для того, чтобы сделать их доступными для всех, или которые народ с богатым прошлым и наследием предлагает другим народам в качестве образца, которого их лишила история, то есть культура не ограничивается доступом к произведениям искусства и гуманитарным наукам, а является одновременно приобретением знаний, потребностью уклада жизни, необходимостью общения [10, с. 340].
Культурные связи – один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, наука – достояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Участие как можно большего числа людей и ассоциаций в максимально разнообразных и свободно избранных культурных мероприятиях необходимо для расцвета основных человеческих ценностей и достоинства личности. Доступ к культуре и участие в культурной жизни являются двумя дополняющими друг друга аспектами одной и той же реальности, воспринимаемой во взаимном воздействии их результатов, причем доступ может способствовать участию в культурной жизни, а участие может расширять доступ к культуре, придавая ей ее истинный смысл, то есть без участия простой доступ к культуре неизбежно остается за пределами целее культурного развития [10, с. 341].
Международно-правовое сотрудничество в области культуры имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств. В процессе обменов культурными достижениями между государствами складывался и совершенствовался механизм правового регулирования такого сотрудничества. Система норм, регулирующих международное сотрудничество в области культуры, составляет фундамент международного сотрудничества государств в области культуры. Правовая политика в сфере международного культурного сотрудничества является одной из наиболее важных предпосылок для сохранения и развития
Заключение
Таким образом, анализ международного культурного сотрудничества Республики Беларусь за последние два десятилетия показывает, что в этой сфере достигнут заметный прогресс и накоплен большой опыт. Рост культурного взаимодействия с другими странами и международными организациями способствовал укреплению позиций Беларуси в международных культурных отношениях, созданию более благоприятного международного имиджа нашей страны. Сотрудничество развивалось не только на государственном уровне, но также частными и общественными инициативами, способствуя становлению культурной и народной дипломатии. Наметился заметный прогресс в развитии сотрудничества Беларуси с соотечественниками, проживающими за рубежом. Диаспора стала рассматриваться как важный ресурс в формировании положительного имиджа страны, расширении экономического и культурного присутствия Республики Беларусь в мире.
Вместе с тем, необходимо отметить и наличие определенных проблем в развитии международного культурного сотрудничества, в частности отсутствие концептуального документа, в котором были бы четко сформулированы приоритеты внешней культурной политики страны. Международные культурные связи пока не приобрели системного характера, что в значительной степени мешает формированию объективного мнения о Беларуси, например в странах Западной Европы. Огромное значение для оценки результатов, проблем и перспектив культурного присутствия страны за рубежом имеет внедрение методик мониторинга и анализа информационно-культурного поля. Для этого необходимо координировать деятельность министерств и ведомств, занятых в этой сфере, привлекать ученых для исследования зарубежного опыта.
Как показывает опыт других стран, важной составляющей эффективного культурного сотрудничества выступает деятельность информационно-культурных центров. Республика Беларусь в силу объективных причин приступила к созданию сети таких центров относительно недавно. В своей деятельности они охватывают незначительную аудиторию и пока не могут всерьез повлиять на формирование позитивного имиджа страны. В этой связи особую важность приобретает деятельность белорусских посольств в секторе культурного взаимодействия с зарубежными странами. Большой культурный потенциал Беларуси может быть использован как действенный инструмент по сохранению национальной идентичности белорусов, улучшению отношений с зарубежными государствами и укреплению белорусского присутствия в мире.
При многообразии принципов и подходов к осуществлению внешней культурной политики в странах СНГ очевидно одно: культура стала одним из приоритетных направлений диалога между бывшими союзными республиками, значительным ресурсом «мягкой силы», центры которой постепенно вырисовываются на постсоветском пространстве. Бывшие республики СССР подавляющем большинстве рассматривают друг друга в качестве приоритетных партнеров в культурной сфере. Учитывая общее прошлое и современные реалии международных отношений, возможно, следует разработать общую концепцию
1. Аб культуры у Беларускай ССР: Закон Беларускай ССР. 4 чэрв. 1991 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР. – 1991. – №20. – Арт. 294
2. Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Вопросы теории и практики. – 2012. – № 4(1). – С. 25 – 29
3. Бородина, Н.В. Публичная дипломатия как актуальный инструмент достижения государственных целей в сфере внешней политики / Н.В. Бородина // Дипломатический вестник Приднестровья. – 2010. – № 2. – С. 31 – 39
4. Выступление П. Кравченко на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Советская Белоруссия. – 1991. – 5 октября. – С. 6 – 7
5. Декларация принципов международного культурного сотрудничества: принята 4 ноября 1966 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры на ее 14 сессии [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtmL – Дата доступа: 18.04.2017
6. Догбаева, Э.М. Некоторые аспекты внешней культурной политики (на примере Азербайджанской Республики) / Э.М. Догбаева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 1. – С. 87 – 90
7. Закон «О культуре в Республике Беларусь», 1991 г. № 832-XІІ (Аб культуры ў Беларускай ССР: Закон Беларускай ССР, 4 чэрвеня 1991 г. [Электронный ресурс] – Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР. 1991. № 20. Арт. 294) / Режим доступа: http://museum.by/node/13703 – Дата доступа: 15.04.2017
8. Закон Украины № 2778–VI о культуре. Официальное интернет-представительство Исполняющего обязанности Президента Украины [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://prezident.gov.ua/ru/documents/12852.html – Дата доступа: 15.04.2017
9. Концепция внешней политики Республики Таджикистан. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан 27 января 2015 года, № 332 [Электронный ресурс] – МИД Республики Таджикистан / Режим доступа: http://mfa.tj/ru/pravovaya-osnova-vp/kontceptciya-vneshney-politiki-respubliki-tadzhikistan.html – Дата доступа: 15.04.2017
10. Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь: рекомендация ЮНЕСКО. Найроби. 26 ноября 1976 года // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. – С. 310 – 352
11. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-psmak.nsf/processQueryBl?OpenAgent – Дата доступа: 15.04.2017
12. Павлова, С.Н., Трофимов, В.В. Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами: аспекты правового регулирования [Электронный ресурс] / Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление / Режим доступа: http://journal-nio.com – Дата доступа: 18.04.2017
13. Савина, И.А. Современная политика международных организаций в вопросах содействия культурной коммуникации в мировом порядке / И.А. Савина // Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты: материалы Междунар. науч. конф., 17-18 сент. 2013 г. – Краснодар; Геленджик, 2013. – 523 с.
14. Скачков, А.С. Политика ЮНЕСКО в сфере развития современных мировых культур: автореф. дисс. ... канд. полит, наук / А.С. Скачков. – М., 2007. – 26 с.
15. Шадурский, В.Г. Внешняя культурная политика Беларуси: поиск оптимальной модели Беларусь в современном мире / В.Г. Шадурский // Мат-лы VIII Международной конференции, посвященной 88-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2009 г. – Минск: Тесей, 2009. – 362 с.
16. Шадурский, В.Г. Внешняя культурная политика Республики Беларусь: состояние и проблемы / В.Г. Шадурский // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2000. – № 4. – С. 35 – 41
17. Шадурский, В.Г. Некоторые особенности развития белорусско-западноевропейских культурных связей во второй половине 40-х – 90-е гг. / В.Г. Шадурский // Европейский Союз: история, политика, экономика, право: Междунар. науч. практ. конф., г. Минск, 17-18 дек. 1997 г.: Сб. науч. тр. – Мн., 1998. – 496 с.