Введение
Раздел 1. Теоретические основы исследования
1.1 Сущность культуры труда
1.2 Понятие культуры управления
Раздел 2. Организация культуры труда и управления
2.1 Основные компоненты культуры труда
2.2 Структура и многофункциональное назначение культуры управления
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Главной сферой жизнедеятельности человека является труд (трудовая деятельность). Именно трудовая деятельность предоставляет ему наибольшие возможности для самореализации в социальной среде. Являясь проявлением индивидуальности человека, она выступает не просто средством достижения жизненно необходимых благ, но и процессом становления, способом самоутверждения и самовыражения личности, продуктивной основой предметного мира культуры.
Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.
Управленческая деятельность – это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.
Отношения между начальником и подчиненным существуют с давних времен. Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность предприятий во всем мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объема административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность культуры труда
Обладая значительным адаптационным потенциалом, культура труда способствует регулированию отношений индивида и социума и вносит значительный вклад в становлении ноосферы как социокультурной субстанции (В.И. Вернадский). В немалой степени этим решаются задачи личностного развития и обеспечения безопасности. Поэтому в содержание концепции педагогического проектирования культуры безопасности жизнедеятельности в качестве необходимого элемента нами включается выработка культуры труда личности [11, c. 195].
Уточним, что термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие.
Жан-Жак Руссо, представитель французского Просвещения, трактовал культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Немецкие просветители наоборот, считали, что культура – переход человека от животного состояния к общественному укладу. И.Г. Гердер считал, что культура – ступень совершенствования человека, прежде всего ступень развития наук и просвещения. Культура Гердера – то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития. К. Маркс в конце ХIХ в. расширил понятие культуры, включив в него не только духовные, но и материальные составляющие [1, c. 12].
Проблема культуры труда представляет собой одно из интенсивно разрабатываемых направлений современной педагогической теории и практики. Так, обоснованию подходов к формированию умений и навыков культуры труда значительное внимание уделяется в работах Б.И. Адаскина, В.В. Давыдова, В.К. Жукова, И.И. Зарецкой, Д.М. Зембицкого, С.В. Лисовой, С.Е. Чебышевой и др. Выделение системы знаний и умений, лежащих в основе формирования культуры труда, проведено П.Р. Атутовым, Т.Н. Борковой, М.А. Галагузовой [22, c. 33].
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Основные компоненты культуры труда
Рассмотрим компоненты культуры труда более подробно.
Важный компонент культуры труда – трудовая среда. Трудовая среда включает физические факторы (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д.) и технико-технологические факторы (средства труда, предметы труда, технологический процесс).
К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи, т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. Средства труда и предметы труда (то, что подвергается воздействию) составляют средства производства, в процессе труда они постоянно совершенствуются. Но решающим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут. Повышение культуры труда предполагает создание комфортных условий труда, необходимых для осуществления эффективной трудовой деятельности. Кроме трудовой среды, культура труда включает в себя культуру трудовых отношений [6, c. 81].
Культура трудовых отношений – это создание благоприятного климата в трудовом коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда (формальная и неформальная структура коллектива, наличие в нем различных групп и лидеров). Характер трудовых отношений определяется социальным статусом и ролью каждого работника в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение положительных результатов в трудовой деятельности [8, c. 195].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Культура труда – это комплексная характеристика труда, включающая его рациональную организацию и благоприятные условия, использование передовых технологий, высокий профессионализм работника, партнерские отношения между участниками совместного труда.
Культура труда способствует:
· сохранению здоровья работника;
· развитию чувства удовлетворенности трудом, хорошего настроения, интереса и активности при выполнении работы;
· росту профессиональной квалификации;
· профессиональной и личной самореализации;
· освоению рациональных приемов труда, новой техники и технологии;
· повышению производительности труда.
2. Культура управления – это совокупность достижений в организации и осуществлении процесса управления, организации управленческого труда, использовании технологий управления, а также система требований, предъявляемых к управлению и работникам, обусловленных нормами и принципами общественной морали, этики, эстетики, права.
Культура управления как составная общечеловеческой культуры имеет вместе с тем особенности, которые отличают ее от всех других видов и форм культуры. Их можно проиллюстрировать на основе требований, предъявляемых к культуре управления.
Показатели оценки уровня культуры управления:
· стремление к развитию (наличие тенденции к усложнению содержания системы, связей, продукции, рост объемов производства, реализации товаров, услуг и т.д.);
1. Бакаева, Т.Н. Культура труда личности как составляющая культуры безопасности жизнедеятельности / Т.Н. Бакаева, Л.В. Толмачева // ИВД, 2014. – №4-2. – С. 11-19.
2. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С. Велесько, П. Ройш. – Минск: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2002. – 352 с.
3. Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.
4. Гончаров, В.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / В.И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2006. – 279 с.
5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Юристь, 2002. – 416 с.
6. Захарова, Л.В. Культура труда как фактор экономического роста: дисс. … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Л.В. Захарова. – Екатеринбург, 2009. – 170 с.
7. Захарова, Ю.А. Продакт-менеджмент, или искусство управления товаром: практическое пособие / Ю.А.Захарова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 124 с.
7. Грибов, В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Грибов. – М.: НОРУС, 2007. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование).
8. Ищейко, А.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий [Текст]: Учебник / А.В. Ищейко. – Новосибирск, 2004. – 351 с.
9. Камынин, Н.Н. Менеджмент и лидерство: учеб. для вузов / Н.Н. Камынин, И.В. Островская, А.В. Пьяных. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 527 с.
10. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. – 3-изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 527 с.
11. Корнева, Л.В. Настольная книга офис-менеджера: учеб. пособие / Л.В.Корнева. – М.: Наука-Спектр, Дашков и Ко, 2009. – 307 с.
12. Кравченко, А.И. История менеджмента: учеб. для вузов/ А.И. Кравченко – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2010. – 431 с.
13. Летуновский, В. Наука побеждать. Менеджмент по Суворову / В.Летуновский. – М.: Альпина паблишерз, 2010. – 183 с. – (Принципы успеха).
14. Лири-Джойс, Дж. Вдохновляющий менеджер; пер. с англ. / Дж.Лири-Джойс. – М.: Эксмо, 2009. – 350с. – (Б-ка «Управление компанией»).
15. Лукашевич, В.В. Основы менеджмента: учеб. пособие / В.В. Лукашевич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 284 с.
16. Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов / А.Н. Люкшинов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 375 с.
17. Майор, 3. Контроллинг как система мышления и управления: учебник / 3. Майор. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 280 с.
18. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; [общ. ред. Л. И. Евенко ; пер.: М. А. Майорова и др.]. – М.: Дело, 2000. – 701 с.
19. Ноздрева, Р.Б. Как побеждать на рынке: учебник / Р.Б. Ноздрева. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 240 с.
20. Огвоздин, В.Ю. Краткий курс менеджмента: учеб. пособие / В.Ю. Огвоздин. – М.: Финпресс, 2004. – 175 с.
21. Основы менеджмента / Под ред. проф. И.Ю. Солдатовой, Чернышов М.А. – М.: Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс, 2006. – 490 с.
22. Подольская, Е.А. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / Е.А. Подольская, К.А. Иванова, В.Д. Лихвар. – Х.: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2003. – 160 с.
23. Пунин, Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии [Текст]: учебник / Е.М. Пунин. – М.: Международные отношения, 2002. – 420 с.
24. Управление организацией: энциклопедический словарь / Мин-во образования Российской Федерации, Гос. ун-т управления; под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 820 с.
25. Уткин, Э.А. Управление фирмой: учебник / Э.А. Уткин. – М.: Акалис, 2001. – 284 с.