ВВЕДЕНИЕ
В нашем обществе приоритет отдается толерантной, ориентированной на гуманистические ценности личности, которая открыта к общению с людьми других национальностей, является миролюбивой, демократической.
Человек, который не разделяет мир на чужих и своих, врагов и друзей по национальному либо культурному критерию, будет иметь большую возможность участвовать в созидательных глобальных процессах, сотрудничать с людьми различных национальностей во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей.
В последнее время чаще всего говорят о том, что образование и воспитание может способствовать решению многих глобальных проблем нашего общества. Об образовании все чаще говорят как о «самой стратегически ориентированной сфере человеческой деятельности» [15, с. 6], модернизация всех современных систем образования все чаще представляется ведущей стратегией безопасного устойчивого развития любого государства. Учет данных обстоятельств обусловил особые задачи и роль миротворческого воспитания и образования.
Термин «поликультурное воспитание» получил распространение в мировой педагогике в середине ХХ века, но данная проблема продолжает волновать многих исследователей учебно-воспитательного процесса и в настоящее время. Это нашло свое выражение прежде всего в научно-педагогической разработке концепции поликультурного образовательного пространства в исследованиях В.П. Борисенкова, С.К. Бондыревой, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка, Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др.
Актуальность данной работы заключается в необходимости разработки путей и методов работы с младшими школьниками в рамках поликультурного воспитания, так как формирование у школьников миротворческих ценностей в их комплексе и взаимосвязи позволяет создать оптимальные условия для развития нравственной культуры подрастающего поколения.
Цель курсовой работы: раскрыть особенности поликультурного воспитания младших школьников.
Объект исследования – воспитание младших школьников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и особенности поликультурного воспитания младших школьников
В современном обществе стало происходить обострение проблем человечества, которые называют глобальными. Это проблемы, экологии, демографические проблемы, охрана здоровья, мирное существование народов, кризис культуры и воспитания. Чтобы решить данные проблемы, необходим поиск решений в нравственно-этической плоскости, способствующих утверждению новых ценностей, а также их отражению в человеческом мышлении и поведении.
В осуществлении данных процессов немаловажная роль была отведена воспитательной и образовательной системе. Если рассматривать воспитание в широком смысле, можно отметить, что в данное понятие входит воздействие на личность и общество окружающей среды. В более узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств. В системе воспитания немаловажной частью является воспитание патриотизма и дружбы народов.
Главной задачей современного воспитания является поиск новых педагогических моделей воспитания. Происходит анализ современных тенденций развития образовательной сферы, а также факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:
- постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
- плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»;
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление уровня осведомленности о культурном и этническом многообразии у учащихся 2 класса
Эффективность поликультурного воспитания учащихся обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное.
Возможности применения различных методов и приемов поликультурного воспитания младших школьников могут быть проверены при проведении педагогического эксперимента.
Базой для данного педагогического эксперимента стал 2 “B” класс средней школы № 4 г. Могилеве.
Гипотеза исследования: предполагается, что поликультурному воспитанию младших школьников в значительной мере будет способствовать целенаправленное применение различных методов и приемов на уроках и внеклассной деятельности.
Цель эксперимента – исследовать методику поликультурного воспитания младших школьников.
Для достижения поставленной цели реализовывались следующие задачи:
1. Выявить уровень осведомленности о культурном и этническом многообразии у учащихся 2 класса
2. Разработать программу поликультурного воспитания младших школьников.
3. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент. Количество человек в классе – 20. Принимали участие дети в количестве 18 человек обоих полов и практически в равном количестве участников.
Диагностика проводилась с метода беседы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ философско-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что идея мира является основополагающей при создании и функционировании любого государства и составляет основу жизнедеятельности мирового сообщества. Будучи вненациональным образованием, она выступает в качестве консолидирующей силы, гаранта единства и сплоченности, как отдельного государства, так и человечества в целом.
Проблема поликультурного воспитания являлась стабильно актуальной в различные периоды общественного развития независимо от характера международных отношений, а в последние годы причислена к рангу важных проблем. Одним из важных аспектов решение данной проблемы является поликультурное воспитание подрастающего поколения, школьников.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Одно из важных мест в поликультурном воспитании современного младшего школьника принадлежит именно учебному заведению. В учреждении среднего образования возможно обеспечение качественного преобразования взглядов подрастающего поколения, а значит и общества. Именно школа даёт возможность воспитать граждан, которые могут в будущем построить толерантное общество, которые способны видеть и решать его проблемы, будут стремиться к возрождению и сохранению культурных традиций, защите окружающей среды и т.д.
В данном исследовании была проведена экспериментальная практическая работа. Базой исследования стал 2 класс средней школы № 4 г. Могилева.
Для достижения эффективности поликультурного воспитания младших школьников была разработана программа поликультурного воспитания, которая включала в себя следующие мероприятия: беседы «Планета – наш общий дом», «Что для меня мир», “Дружат люди всей Земли”; обзоры периодической печати “По страницам газет и журналов”, обзор телепередач; проведение операций «Милосердие», «Мир вокруг меня»: сбор канцтоваров нуждающимся детям, беженцам; проведение театрализованного праздника “У нас друзья на всей планете” и др.
1. Агранат, Ю. В. Поликультурное воспитание как педагогический феномен / Ю. В. Агранат // Педагогические науки . – 2007 . – № 3 . – С. 10-12.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
3. Бедулина, Г. Ф. Поликультурное воспитание личности в современном обществе / Г. Ф. Бедулина // Адукацыя i выхаванне. – 2015 . – № 1 . – С. 8-13.
4. Белобородова, А.Е. Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01/ А.Е. Белобородова. – Иркутск, 2001. – 370 л.
5. Брынзов, И.И. Миротворческая деятельность международных педагогических организаций (история и развитие: 1945–1995 гг.) : автореф. дис. на соиск. науч. степ. канд. ист. наук / И. И. Брынзов. – М., 2000. – 25 с.
6. Бугай Н.Ф. Общеобразовательная школа: этнокультурный компонент / Н.Ф. Бугай // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», 16-17 ноября 1999. – М. : РАО, 2001. – С. 42–45.
7. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В. В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. – № 2. – С. 33–38.
8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с.
9. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика / З.Т. Гасанов. – Махачкала, 1998. 338 с. – 128 с.
10. Грушова, Л. Д. Поликультурное воспитание в свете мирового опыта / Л. Д. Грушова, А. В. Бурак // Веснiк Вiцебскага дзяржаунага ун-та. – 2011 . – № 5 . – С. 69-73.
11. Дамаданова, Х.Д. Телевидение как средство воспитания культуры межнационального общения у старшеклассников (на примере Республики Дагестан) / Х.Д. Дамаданова // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности», 14-15 ноября 2001. – М. : РАО, 2003. – С. 233–235.
12. Джуринский, А. Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике / А. Н. Джуринский // Вопросы философии. – 2007 . – № 10 . – С. 41-52.
13. Дзейтова, М. Х. О некоторых проблемах теории миротворческого образования / М.Х. Дзейтова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – №16. – С. 32–36.
14. Емузова, Н.Г. Миротворчество и толерантность. Практикум для внеклассной работы с учащимися 5-8 классов / Н.Г. Емузова. – М. : Азбука, 2011. – 264 с.
15. Жихаревич, М.Е. Проблемы теории гражданского образования / М.Е. Жихаревич // Философия образования. – № 7. – 2003. – С. 28–32.
16. Искра, Л. В. Метод проектов в воспитании старшеклассников в духе мира / Л.В. Искра // Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. – Одесса, 2010. – Т. 18. Педагогика, психология и социология. – С. 19–23.
17. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь . – 2015 . – № 19 . – С. 3-41.
18. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В.И. Купцов. – СПб. : Алетейя, 2009. – 120 с.
19. Луговцова, Е. И. Методы поликультурного воспитания в условиях реализации системного подхода / Е. И. Луговцова // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2015 . – № 11 . – С. 8-16.
20. Магомедова, З.М. Этнопедагогические аспекты воспитания культуры межнационального общения / З.М. Магомедова // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», 16-17 ноября 1999. – М. : РАО, 2001. – С. 222 – 223.
21. Методические рекомендации по организации поликультурного воспитания учащихся // Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь / НМЦэнтр вучэб. кнiгi i сродкаў навучання, М-во образования РБ . – 2010 . – № 18 . – С. 48-57.
22. Сазонова, С. М. Поликультурное воспитание учащихся: методические аспекты / С. М. Сазонова // Адукацыя i выхаванне. – 2009 . – № 2 . – С. 32-38.
23. Самулаева, Г. Н. Школа мира как средство поликультурного воспитания / Г. Н. Самулаева // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2015 . – № 11 . – С. 17-22.
24. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm. – Дата доступа: 12.03.2016.
25. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
26. Солдатова, Г.У. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» / Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.psytolerance.info/ diagnostics/ index.php?c=1295274378&s=1295274583. – Дата доступа: 12.02.2016.
27. Социология межэтнической напряженности / отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. – 222 с.
28. Шубина, Н. Воспитание поликультурной личности / Н. Шубина // Воспитание школьников. – 2007 . – № 3 . – С. 7-15.
29. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.