ВВЕДЕНИЕ
Франсуа Озон – современный французский режиссер.
Короткометражное кино Озон начинает снимать с 18-ти лет, и его работы нередко демонстрируются на различных кинофестивалях. Уже тогда проявляются некоторые основные черты стиля Озона – острая, иногда даже жестокая сатира на семейные ценности и свободный взгляд на человеческие сексуальные взаимоотношения.
Первым полнометражным фильмом Озона стал комедийный триллер «Крысятник» (1998), в котором нашли отражение излюбленные темы режиссёра – и «чёрная» сатира на буржуазную семью, и сексуальные пороки в различных проявлениях. Картина была показана в программе Недели критики Каннского кинофестиваля.
В 1999 году вышли сразу два фильма Озона – триллер «Криминальные любовники» и драма «Капли дождя на раскаленных камнях». Последний получил специальный приз «Teddy» Берлинского кинофестиваля и там же был номинирован на «Золотого медведя». Следующая работа, драма «Под песком» (2000), была хорошо встречена во Франции и выдвигалась на национальную кинопремию «Сезар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр».
Международную известность Озон приобрёл, сняв музыкально-комедийный ретро-детектив «8 женщин» (2001), где сыграли ярчайшие звёзды французского кино — Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Эммануэль Беар. Фильм завоевал как зрительский успех, так и признание критики, выдвигался на главный приз Берлинского кинофестиваля и премию «Сезар» в трёх номинациях.
Объект данного исследования – авторская стилистика в кинематографе.
Предмет исследования – анализ особенностей авторской стилистики Ф. Озона.
Цель исследования: выявить особенности авторской стилистики Ф. Озона.
Цель работы определяет следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к авторскому стилю в кинематографе.
2. Изучить основные характеристики авторского стиля.
3. Выявить особенности авторской стилистики Ф. Озона.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ АВТОРСКОГО СТИЛЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ
1.1. Понятие авторского стиля
Сложность описания явления «авторский стиль» определяется рядом причин. С одной стороны, сложилась определенная традиция его изучения в эстетике и разных теориях искусства. Кроме того, существуют разные термины, применявшиеся для описания данного явления. Так, в рамках различных дисциплин, изучающих искусство и культуру, сосуществует несколько терминов: стиль, направление, художественная система, художественный метод, манера, техника. Они зачастую очень слабо дифференцированы, или авторы каждый раз по-новому пытаются их переосмыслить.
Большая популярность понятия «стиль» объясняется не столько прозрачностью термина, сколько любовью со стороны исследователей и практиков к англоязычной терминологии. Однако и здесь обнаруживается асимметрия в объеме понятий и традиции их употребления. Если понятие «стиль» имеет длительную историю функционирования в научной и философской мысли, то «авторский стиль» – понятие сравнительно молодое, которое слабо дифференцировано в научной литературе от подобных ему терминов.
Авторский стиль представляет собой своеобразную, исторически обусловленную, сложную систему средств и форм выражения, характерную для конкретного автора [8, с. 16].
Стиль, по мнению С.И. Фрейлиха, не только совокупность приемов, органично выражающих замысел. Стиль, несет в себе идею художественности, стиль - критерий художественности [18, с. 122].
Говоря об авторском стиле, необходимо остановится на способе ведения действия, логике развития повествования, стиле и композиции фильма, которые являются важными и актуальными вопросами практики и теории кинематографа, характеризуя определенный уровень его развития. В своей истории они не раз претерпевали серьезные изменения.
Кинематограф стремился в периоды таких изменений к синтезу различных драматургических, стилистических и жанровых форм, поиску новых способов построения сюжета, к разработке новых типов повествования.
ГЛАВА 2. АВТОРСКАЯ СТИЛИСТИКА Ф. ОЗОНА
2.1. Особенности фильмов Ф. Озона
Франсуа Озон создает кинопроекты воздушные и зыбкие, фиктивно подчиняющиеся канонам жанра, но не полностью, и в этой значимой малости и есть его уникальный авторский почерк. Его ромкомы не имеют счастливого финала, вызывающего вздох облегченного удовлетворения у смотрящих («5×2», «Ангел»), ретромюзиклы шутя демонстрируют коварство и борьбу за власть («8 женщин», «Отчаянная домохозяйка»), детективные ленты затрагивают тематику экзистенциалистов («Новая подружка», «Бассейн», «В доме»). А душещипательные истории о неизбежном взрослении («Криминальные любовники», «Крысятник», «Молода и прекрасна») напрочь лишены романтизации, которая присуща лирическим картинам о превратностях этого уязвимого возрастного периода [13,с. 18].
Понимая суть жанра, намеренно уходить от прямого текста и однозначных реплик, оставляя в диалогах массу недосказанности, подчеркивающей опасения героев быть неправильно понятыми, – главный прием, который использует Франсуа Озон.
Начиная c известнейшей короткометражки «Летнее платье» становится понятно, что Озону совсем неинтересно работать в привычной дихотомии мужчина-женщина. Гендерные стереотипы — центральная тема в новом «Франце», где главные герои идут против себя и делают выбор не в пользу собственного счастья, чтобы поддержать иллюзорный статус-кво. Детективная интрига «Новой подружки» разгадывается легко, поэтому главные вопросы — насколько обоим главным героям комфортно друг с другом в новом качестве, какие фантазии поддерживают их отношения, и какие скрепы рушат их без усилий. Нарочито ностальгическая «Отчаянная домохозяйка» построена вокруг триумфа Катрин Денев — мать, которую все в семье списали со счетов как ненужный предмет интерьера, внезапно заявляет: «Я здесь власть!» — и претендует на счастье по своему сценарию в далеком 1977 году. «Время прощания» обращается к теме наследия и потомков людей с нетрадиционной ориентацией: там, где у многих получилась бы бесстыдная спекуляция, Озону удается великий фильм о любви. С ним рифмуется «Убежище», где гомосексуальная ориентация главного героя никак не отменяет его отеческих чувств и преданности беременной главной героине. «Капли дождя на раскаленных скалах» —
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторский стиль в кинематографе – явление еще не до конца изученное.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Авторский стиль представляет собой своеобразную, исторически обусловленную, сложную систему средств и форм выражения, характерную для конкретного автора. Теория авторского кино – теория обосновывающая принадлежность кинематографа к искусству с его обязательными атрибутами – авторством и образной системой. Согласно этой теории автором кинематографического произведения искусства является режиссер, отражающий в нем через развитую систему образов свое личностное видение мира. Признавая, что создание кинофильма является производственным процессом, теория авторского кино, тем не менее, предполагает, что режиссер использует кинопроцесс также как писатель авторучку и что через мизансцены и монтаж он передает свое образное видение мира. Таким образом, кинофильм рассматривался как авторское произведение искусства. Феномен авторского кино до конца не изучен. Однако доказано не только его существование, но и активное развитие, связанное с показательной тенденцией в художественном творчестве, и в частности в киноискусстве, к усилению авторского начала в режиссуре.
Одним из представителей современного французского кино, выделяющимся особым авторским стилем, является Ф. Озон. Авторский стиль Ф. Озона характеризуется рядом черт. Озон признает себя учеником великого французского бытописателя и автора точных и деликатных фильмов об отношениях — Эрика Ромера. Но одновременно он рос еще и под влиянием классиков и современников квир-кино. Понимая суть жанра, намеренно уходить от прямого текста и однозначных реплик, оставляя в диалогах массу недосказанности, подчеркивающей опасения героев быть неправильно понятыми, – главный прием, который использует Франсуа Озон. Наиболее известная постмодернистская примета – цитатность – прослеживается в работе Озона весьма отчетливо.
Франсуа Озон создает кинопроекты воздушные и зыбкие, фиктивно подчиняющиеся канонам жанра, но не полностью, и в этой значимой малости и есть его уникальный авторский почерк. Тема преждевременной смерти и скорби — лейтмотив его фильмографии.
Озон умеет выбрать дистанцию с героями, которые никогда не будут холодны и отстранены по отношению друг к другу. Телесный язык героев
1. Агафонова, Н.А. Искусство кино: этапы, стили, мастера: пособие для студентов вузов / Н.А. Агафонова.— Минск : Тесей, 2005.— 192 с.
2. Большой словарь иностранных слов. - М. : ИДДК, 2007 [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/12640. – Дата доступа:12.04.2017.
3. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Дж. Бьюдженталь. — М. : Класс, 1998. – 120 с.
4. Зонтаг, С. Когда мы смотрим на боль других / С. Зонтаг ; пер. с англ. Т. Вайзер. [Электр. ресурс]: Сеанс. – 2007. – № 32. - URL: http://seance.ru/n/32/shockumentary/kogda-myismotrim-nabol-drugih. – Дата доступа: 12.04.2017.
5. Казин, А.Л. Художественный образ и реальность : Опыт эстетико-искусствоведческого исследования / А.Л. Казин. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. – 120 с.
6. Кракауэр, 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / З. Кракауэр. – М. : Слово, 1998. – 380 с.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бычкова. – М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2003. – 342 с.
8. Лотман, Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). – СПб. : Академический проект, 2002. – C. 388-400.
9. Магидов, В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / В.М. Магидов. – М. : РГГУ, 2005. – 120 с.
10. Мириманов, В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В.Б. Мириманов. – М. : Согласие, 1998. – 160 с.
11. Плахов, А.С. Под знаком F. Кинофестивали / А.С. Плахов. – М. : Д-Графикс, 2006. – 120 с.
12. Ранцев, Д. “В доме” Франсуа Озона / Д. Ранцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brunch.lv/fransua-ozon-v-dome/. – Дата доступа: 14.04.2017.
13. Режиссерская энциклопедия. Кино Европы / Отв. ред. Г.Н. Компаниченко. – М. : Материк, 2002. – 204 с.
14. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. – М. : Наука, 1977. – 240 с.
15. Филиппов, С. Киноязык и история / С. Филиппов. – М. : Альма Анима, 2006. – 208 с.
16. Франсуа Озон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lichnosti.net/people_3044.html. – Дата доступа: 14.04.2017.
17. Франсуа Озон: стрельба по плачущим манекенам. Другое кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://drugoe-kino.ru/read/howtowatch/critic/reviews_799.html. – Дата доступа: 12.04.2017.
18. Фрейлих, С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С.И. Фрейлих. – М. : Трикста, 2002. – 512 с.