Введение
Творчество М. А. Булгакова занимает важное место в истории русской литературы 20 века. О Михаиле Афанасьевиче Булгакове в отечественном литературоведении написано немало, его художественный мир не раз становился предметом изучения, но вместе с тем наследие известного русского писателя изучено далеко не полностью. Исследование ключевых образов и мотивов его творчества, эволюции его мировоззрения и стиля остается одной из актуальных научных задач.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что наследие известного русского писателя изучено далеко не полностью, поэтому исследование ключевых образов и мотивов его творчества, эволюции его мировоззрения и стиля остается одной из актуальных научных задач. Многие исследования можно считать работами, косвенно касающимися избранной мной темы, потому что так или иначе исследователи затрагивали проблему персонажей произведений, рассматривали образ врача. Но несмотря на то, что врач - устойчивый персонаж прозы М.А. Булгакова и претерпевает «в едином тексте булгаковского творчества глубокую содержательную эволюцию», эволюция эта не исследована в современном литературоведении. Многие исследования можно считать работами, косвенно касающимися избранной мной темы, потому что так или иначе исследователи затрагивали проблему персонажей произведений, рассматривали образ юного врача (М. Чудакова, Л. Яновская, Б. Соколов, Н.В. Алехина и др.), образ профессора Преображенского (С. Фуссо и др.)
Цель работы – проанализировать образ доктора в "малой" прозе М.А. Булгакова.
Задачи:
- раскрыть автобиографическую основу образа врача;
- в процессе анализа образа врача в различных текстах выявить круг мотивов и ассоциаций, связанных с ним;
- проследить их динамику, закономерности возникновения, особенности взаимодействия.
Объект исследования: произведения М. А. Булгакова («Записки юного врача», «Морфий», «Собачье сердце», «Необыкновенные приключения доктора»).
Предмет исследования: образ врача в творчестве М. А. Булгакова.
Методы исследования: изучение тематической литературы; анализ материалов по теме.
1. Рассказ «Необыкновенные приключения доктора»
Рассказ составлен в виде записной книжки, как и «Записки на манжетах», «Морфий» и другие сочинения. Ничего удивительного здесь нет, т.к. М.А. Булгаков в течение нескольких лет вел дневниковые записи, которые стали основой ряда литературных произведений. Но, видимо, «литературная обработка» дневниковых записей представляла для писателя определенные трудности, поскольку фиксировались события в дневнике в одних политических условиях, а «обрабатывались» в иных реалиях. Дневниковые записи конца 1919 г. сильно отличались по политическому смыслу от тех идей и мыслей, которые были изложены Булгаковым в статье «Грядущие перспективы», опубликованной в ноябре 1919 года. Свои надежды и планы Булгаков связывал с белым движением. В рассказе, выходившем в Москве в 1922 г., прежние идеи и мысли появиться не могли, да и «фактура» событий должна была трансформироваться в приемлемо-разумную хронику; некоторые важные события в период примерно с марта по август 1919 г. писатель вынужден был зашифровать, представив их в виде таинственных намеков. Они позволяли по-разному трактовать участие писателя в событиях того времени. Они и сейчас служат укором исследователям-булгаковедам, мало что выяснившим в биографии писателя этого периода [2, c.123-124].
Конечно, Булгаков прекрасно понимал, что ему невозможно будет полностью скрыть свое белогвардейское прошлое, поэтому перед ним стояла сложная задача показать это прошлое в мягких и гибких формах, что ему и удалось сделать. Можно предположить, что Булгаков в ранний московский период ясно осознал, что задуманный им роман-эпопею «Белая гвардия» реализовать в полном объеме (петлюровщина, власть чрезвычаек, война на Кавказе) при существующей власти будет невозможно. Рассказ «Необыкновенные приключения доктора» ценен как схематическое изображение неосуществленного гигантского замысла писателя [8, c.98-99].
В произведениях, в которых дано описание картины гражданской войны, образ врача перестает быть самостоятельным, он воспринимается как составляющая общефилософских тем, волновавших М.А. Булгакова. Но можно отметить автобиографичность этого образа, хотя точное определение биографических моментов, которые легли в основу рассказа, вызывает большое затруднение у исследователей-биографов М.А. Булгакова. В анкете для поступления на службу в Большой театр в 1936 году Булгаков отметил одно обстоятельство: «В 1919 году, проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». В начале февраля 1919 года М.А. Булгаков мобилизован в украинскую армию как врач, вскоре дезертировал. В конце августа 1919 года мобилизован в Красную Армию, уходит из Киева. В середине октября
2. «Записки юного врача» (1925-1926)
Впервые образ врача возникает в творчестве М.А. Булгакова в цикле рассказов «Записки юного врача», которые состоят из семи рассказов, объединенных образом героя-рассказчика: «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз» и «Звездная сыпь». Первая редакция рассказов не сохранилась. Булгаков перепишет их осенью 1921, в 1925-1926 годах, по мере их публикации в журнале «Медицинский работник», а также («Стальное горло») в ленинградском журнале «Красная панорама». Это и будет единственная прижизненная публикация «Записок юного врача». Впервые «Записки юного врача» в виде цикла вышли в 1963 году в Библиотеке «Огонька» (№23) без рассказа «Звездная сыпь». В письме Е. С. Булгаковой от 25.04.1964 Н. А. Булгакова-Земская писала: «На выпуски и переделки толкнуло в значительной мере изменение общего заглавия сборника, слово «рассказы» заменено словом «записки». Но ведь по жанру это не записки, а именно рассказы. Подгонять текст одного рассказа к другому не было надобности. Кроме того, название «Записки» невольно заставляет пытаться отождествить автора с героем рассказов – юным врачом двадцатитрехлетним выпускником, только что окончившим медицинский факультет» [2, c.67-68].
Летом 1916 года, по условиям военного времени досрочно окончив медицинский факультет, Булгаков добровольно поступил в распоряжение Красного Креста и получил возможность лето 1916 года проработать в прифронтовых госпиталях на Юго-Западном фронте. 29 сентября 1916 года молодой врач прибыл к месту своего назначения в Никольскую земскую больницу, в сельцо Никольское Карачаевской волости Сычёвского уезда. 18 сентября 1917 года Булгаков добился перевода в Вяземскую городскую больницу. Впечатления этого года (с сентября 1916 по сентябрь 1917) отзовутся в окрашенных юмором, ярких картинах «Записок юного врача», этот период предстанет едва ли не как самый светлый в его биографии – «благословенный и трудный период испытания мужества и врачебного мастерства, творчески полезной и признанной работы». В «Записках юного врача» отображены подлинные случаи врачебной деятельности Булгакова, многие из операций, выполненных доктором Булгаковым, отразились в рассказах. В цикле главный герой моложе Булгакова, ему 24, хотя действие и сдвинуто на год по сравнению с булгаковской биографией: юный врач приезжает в село в сентябре 1917 года, а не в сентябре 1916 [14, c.28-29].
В центре булгаковского цикла талантливый врач, врач, обладающий даром лечить и спасать людей. Молодость героя, его энергичность, понимание того, что только от него зависит жизнь пациента, отбрасывает на второй план его юношескую неуверенность, помогает ему бороться за жизнь больных. Его профессиональный долг - спасти жизнь больному или
3. «Морфий»
Одну из версий судьбы устойчивого персонажа прозы Булгакова можно проследить в рассказе «Морфий». В нем изображен врач, который пишет - ведет дневник, врач, который сам оказывается больным. Работу над этим рассказом, первоначально получившим название «Недуг», Булгаков начал еще в Вязьме, во второй половине 1917 года. По мнению исследователей, сначала это сочинение мыслилось автором в жанре романа, но в последней редакции осталось, главным образом, трагедией морфиниста, прослеженной с медицинской тщательностью.
Рассказ «Морфий», опубликованный в «Медицинском работнике» в 1927 году примыкает к «Запискам юного врача». Однако большинство исследователей этот рассказ в состав цикла не включает, поскольку он не только не имел никаких указаний на принадлежность к «Запискам юного врача», но и достаточно отличается от рассказов цикла по форме и содержанию. Здесь основная часть – это не прямое повествование от имени юного врача, а дневник доктора Полякова, который после самоубийства читает его товарищ по университету, доктор Бомгард. «Морфий» можно рассматривать как самостоятельное произведение, стоящее вне цикла, хотя в основе рассказа тот же автобиографический материал – врачебная деятельность Булгакова в Никольском. Но в этом рассказе биографическая основа оказывается намного шире во временном отношении, чем в «Записках юного врача» [3, c.29-30].
Еще учась в университете, в конце апреля 1915 года, Михаил Булгаков изъявил желание служить врачом в морском ведомстве, однако его признали негодным к несению военной службы по состоянию здоровья. С 18 мая 1915 года подрабатывал в госпитале Красного Креста. После окончания университета, весной 1916 года, вновь поступил в госпиталь. По одной версии, опять вернулся в киевский госпиталь РОККа, который вскоре перевели в распоряжение Юго-Западного фронта в Каменец-Подольский; по другой версии, изложенной в воспоминаниях Т.Н. Лаппа, Булгаков «пошел в Красный крест, чтобы его направили в какой-нибудь киевский госпиталь, но ему дали направление в Каменец-Подольский». Так или иначе, но с мая 1916 года работает в прифронтовых госпиталях Каменец-Подольска, а с 4 июня в Черновцах.
5 июня 1916 года император Николай II санкционировал откомандирование 300 врачей выпуска этого года в распоряжение министерства внутренних дел для использования их в земствах, но с сохранением прав и преимуществ, установленных для врачей резерва. 16 июля 1916 года он был определен «врачом резерва Московского окружного военно-санитарного управления» и откомандирован в распоряжение смоленского губернатора [14, c.39-40].
С 29 сентября 1916 года Булгаков служит в селе Никольском Сычевского уезда заведующим 3-м врачебным пунктом. Жуткие боли после
Заключение
Образ врача занимает особое место в творчестве Булгакова. В разные периоды творческой деятельности, в зависимости от мировоззрения и художественного метода, его понимание изменялось. Тем не менее, он является ключевым образом прозы М.А. Булгакова. Унаследованная литературная традиция, а также собственная врачебная практика обусловили его появление в художественном мире Булгакова. Впервые образ врача возникает в цикле рассказов «Записки юного врача». В основе образа лежат реальные случаи врачебной деятельности М.А. Булгакова. В центре рассказов юный врач, обладающий удивительным даром лечить и спасать людей. С образом врача связаны мотивы рока, мечты и ее воплощения, мотив долга (долг профессиональный, врачебный, превращается в долг человеческий), мотив ответственности и вины, расплаты за свои действия. В «Записках юного врача» в образе врача сливаются воедино рыцарские ассоциации и библейские образы: белые халаты – белые одежды как символы святости и самоотверженного, бескорыстного, искреннего служения благому делу. В образе врача доминирует светлое начало, юный врач тяготеет к свету, его стремления направлены «вверх», к вечности. Врач помимо функции врача выполняет и функцию литератора.
Впервые образ врача возникает в цикле рассказов «Записки юного врача». В основе образа лежат реальные случаи врачебной деятельности М.А. Булгакова. В центре рассказов юный врач, обладающий удивительным даром лечить и спасать людей. С образом врача связаны мотивы рока, мечты и ее воплощения, мотив долга (долг профессиональный, врачебный, превращается в долг человеческий), мотив ответственности и вины, расплаты за свои действия. В «Записках юного врача» в образе врача сливаются воедино рыцарские ассоциации и библейские образы: белые халаты – белые одежды как символы святости и самоотверженного, бескорыстного, искреннего служения благому делу. В образе врача доминирует светлое начало, юный врач тяготеет к свету, его стремления направлены «вверх», к вечности. Врач помимо функции врача выполняет и функцию литератора.
В рассказе «Морфий» рассматриваются варианты жизни интеллигентного, образованного человека, оказавшегося в глуши. Образ доктора Бомгарда во многом напоминает образ юного врача: основным в их образе является мотив врачебного долга. Образ доктора Полякова противоположен им, в нем не прослеживается характерные особенности земского врача. В образе доктора Полякова связаны воедино многие противоположности: врач сам становится больным; он исследует собственное болезненное состояние и описывает его в дневнике, лекарь убивает себя. Мотив болезни физической связан с болезнью душевной. Лекарство оборачивается ядом, то, что призвано облегчить страдание, причиняет боль.
1. Агеносов В.В. Советский философский роман. – М., 1989.
2. Агеносов В.В. Трижды романтический Мастер. // Философские науки. - 1990 - №7
3. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. – М.: Нар. образование, 1995.
4. Алехина Н.В. Конкретный человек против отвлеченной идеи («Записки юного врача» М.А. Булгакова) // Писатель, творчество: современные прочтение. – Курск, 2000.
5. Андреевская М.И. О «Мастере и Маргарите» // Литературное обозрение. – 1991.- №5.
6. Белозерская – Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.: Худ. лит., 1990.
7. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991.
8. Булгаков М.А. Собрание сочинений в пяти томах. - М.: Художественная литература, 1989
9. Виленский А.А. Доктор Булгаков. - Киев: Здоровье, 1991.
10. Вулис А.В. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». - М: Худ. лит., 1991.
11. Галинская И.А. Загадки известных книг /Отв. ред. д-р. филос. наук. Н. К. Пантик - М: Наука, 1986.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: (В 4 т). Т. 3 – М., 1981.
13. Давыдова Т.Т. О современном изучении прозы 1920-х гг. (на примере «Собачьего сердца» М. Булгакова). // Русская словесность. - №3, 1999.
14. Ермолинский С.А. Из записок разных лет: М. Булгаков, Н. Заболоцкий. – М.: Искусство, 1990.
15. Земская Е. А. Из семейного архива: Материалы из собрания Н.А. Булгаковой-Земской // Воспоминания о Михаиле Булгакове. – М., 1988.
16. Лазарева М.А. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова в интерпретации литературоведения 1960-1990-х гг.// Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. – 2000, №5.
17. Лакшин В.Я. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. - 18. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. – СПб.: Европейский Дом, 2003.
18. Михаил Булгаков: Современные толкования: К 100-летию со дня рождения 1891-1991: Сб. обзоров АН СССР ИНИОН; Сост. и отв. ред. Т.Н. Кравченко, канд. филол. наук. – М.; 1991.
19. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М.: Локид; Миф, 1998.
20. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. В 3-х кн. / Под ред. Н.А. Грозновой и А.Н. Павловского. - СПб.: Наука, 1991, 1994, 1995.
21. Фуссо С. «Собачье сердце» – неуспех превращения // Литературное обозрение. – 1991. - №5.
22. Чудакова М.О. Избранные работы. Т.1: Лит. сов. прошлого. – М.: Языки р. культуры, 2001.
23. Энциклопедический словарь / Под. ред. проф. И.Е. Андреевского. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон 1890 года. В 86 тт. – Т. 36, 49, 53. – ТЕРРА, 1990.
24. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. - М.: Сов. писатель, 1989.