Введение
Глава 1 Становление творческого пути А. Грина и возникновение образа Гринландии
1.1 Влияние художественной литературы на творчество А. Грина
1.2 Образ Гринландии в творчестве А. Грина
Глава 2 Образ Гринландии в романах «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам»
2.1 Образ Гринландии в романе «Бегущая по волнам»
2.2 Образ Гринландии в романе «Золотая цепь»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Александр Грин известен в литературе как творец романтического мира, в котором он запечатлел неповторимые черты своего времени, утвердил значение духовного в жизни общества и человека. «Гринландия», созданная писателем, – это страна энтузиастов, вносящих в будничную реальность пафос обновления и защиты идеалов человека. Вызнанная ярким воображением художника, она стала символом несбывшегося и поэтического, что всегда влечет человека и поддерживает его на жизненном пути.
Как и герой его рассказа «Сердце пустыни», Грин нес эту страну в сердце своем и подарил ее людям. Это была не просто выдуманная местность, которую можно как угодно представить, а постоянно живущая в его воображении в определенном, неизменном виде и как бы реально существующая страна.
Писатель создавал свою страну воображения, как кто-то счастливо сказал, свою «Гринландию», создавал ее по законам искусства, он определил ее географические начертания, дал ей сияющие моря, по крутым волнам пустил белоснежные корабли с алыми парусами, тугими от настигающего норд-веста, обо значил берега, поставил гавани и наполнил их людским кипением, кипением страстей, встреч, событий.
Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина.
Грин – писатель, нужный нашему времени, ибо он вложил свой вклад в дело воспитания высоких чувств, без чего невозможно осуществление социалистического общества.
Теоретической базой работы послужили литературоведческие труды ученых, занимавшихся изучением явления романтизма в литературе, а также творчества яркого представителя русского неоромантизма начала XX века, Александра Грина, в частности, в работе были использованы труды Варламова, А. Н., Ковского В. Е., Кобзева Н., Михайловой Л. А.
Цель работы – выявить и проанализировать образ Гринландии в творчестве А. Грина на материале рассказов, романов Золотая цепь и Бегущая волна.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. обозначить влияние художественной литературы на творчество А. Грина.
Глава 1 Становление творческого пути А. Грина и возникновение образа Гринландии
1.1 Влияние художественной литературы на творчество А. Грина
Александр Степанович Грин (1880-1932) вошел в историю литературы как один из самых своеобразных писателей-неоромантиков. Его имя до сих пор окружено легендами, многие из которых являются продуктами советского идеологического мифотворчества.
«Воссоздание реальной биографии Грина до сих пор остается серьезной проблемой. Основными источниками сведений о жизни писателя являются его Вступление: «Тот самый Грин»[ Цит. по 2, c. 33].
Автобиографическая повесть и воспоминания его супруги Нины Грин, а также короткие мемуарные эссе современников Грина. «Автобиографическая повесть, написанная Грином в последний год жизни, не является, строго говоря, серьезным биографическим свидетельством. Как было установлено в работе Владимира Сандлера «Вокруг Александра Грина», реальные воспоминания в повести тесно граничат с художественным вымыслом» [Цит. по 7, c. 88]. К тому же, повесть заканчивается (вернее сказать – обрывается) 1905-м годом, так и не дойдя до описания начала писательской деятельности Грина.
Основная работа по восстановлению событий гриновской жизни была проделана Ниной Николаевной Грин, второй женой писателя. Ею были собраны воспоминания многих людей, знавших Грина. В конце жизни она закончила собственные мемуары, которые наиболее точно описывают не только факты биографии, но и сложную противоречивую личность Грина. Необходимо отметить, что многие материалы по биографии Грина стали доступны только в годы перестройки, а также в пост-советский период.
Можно сказать, что Грин начал свою творческую деятельность задолго до написания первого рассказа: он начал создавать свою взрослую жизнь, как авантюрный роман. Одержимый романтической мечтой сделаться моряком, шестнадцатилетний Саша Гриневский покидает родную Вятку. Он отправляется за две тысячи верст в Одессу, не имея ни денег, ни образования, ни нужной физической выносливости и силы. Его дальнейшие приключения напоминают скорее ранние произведения Максима Горького, чем героическую морскую поэму: голод, нищенство, ночлежки, случайная тяжелая и грязная работа на маленьких грузовых судах. В течение нескольких последующих лет потомственный дворянин Гриневский продолжает скитаться по всей Российской империи, превратившись в
Глава 2 Образ Гринландии в романах «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам»
2.1 Образ Гринландии в романе «Бегущая по волнам»
«Бегущая по волнам» – роман Александра Грина 1928 года, одно из последних крупных произведений писателя. Написан в романтическом жанре – это роман о Несбывшемся; современные критики отнесли бы книгу к жанру фэнтези.
«Над романом «Бегущая по волнам» Александр Грин работает полтора года. Большая часть написана в горячо любимой Феодосии, куда в 20-е годы чета Гринов переезжает из шумного Ленинграда. На этот момент прозаика недолюбливают, критикуют, но ожесточенная травля еще не начата. Так что спустя два года после написания, в 1928-м, «Бегущую по волнам» все же удается опубликовать при помощи издательства «Земля и фабрика» [Цит. по 4, c. 89].
Действие романа, как и многих других книг Александра Грина, происходит в вымышленной стране, которой критики дали имя Гринландия. Томас Гарвей очутился в приморском городе Лиссе совершенно случайно. Тяжело заболев во время путешествия, в бессознательном состоянии он был доставлен в местную больницу, где его выхаживал доктор Филатр. Когда опасность миновала, Гарвей стал мало-помалу приходить в себя и коротать дни увлекательными беседами с доктором и прогулками по живописным окрестностям Лиссы. Это чудное место так ему понравилось, что Гарвей решил задержаться здесь подольше, снял квартиру с огромным окном во всю стену, из которого открывался фантастический вид на море, и продолжил свои южные каникулы.
Биче СаниэльОднажды наш герой решил пообедать в харчевне недалеко от причала, к которому как раз пришвартовался пароход. Наблюдая за пассажирами рейса из праздного любопытства, Гарвей обратил внимание на девушку, которая выделялась из толпы. Среди всеобщего нетерпения, сутолоки, суматохи она сохраняла поразительное самообладание. Плавно спустившись по трапу, девушка грациозно присела на свои чемоданы и принялась спокойно беседовать с обступившими ее носильщиками и представителями местных гостиниц. Девушка была одета довольно скромно (простая шляпа из батиста, синяя шелковая юбка, матросская блуза), но ее манера держать себя приравнивала незнакомку к богатой даме.
Заключение
«Гринландия», «Земля Грина» – так была названа эта страна критиком К. Зелинским. Ее невозможно отыскать ни на одной географической карте мира, и все-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл томик Грина. На страницах своих книг писатель выстроил города со странными экзотическими названиями, населил их сильными, мужественными людьми – охотниками, путешественниками, моряками.
В курсовой работе автором был выявлен и проанализирован образ Гринландии в творчестве А. Грина на материале рассказов, романов Золотая цепь и Бегущая волна.
– обозначено влияние художественной литературы на творчество А. Грина.
– охарактеризован образ страны Грина в его творчестве.
– охарактеризован образ Гринландии в романах «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам».
Художественная литература оказала влияние на творчество А. Грина. Писатель увлекался произведениями Брет-Гарта, Диккенса, Киплинга, Конрада, Дюма, Сю, Сервантеса, Доде, Свифта. На формирование его уникального художественного стиля также оказала влияние русская культура Серебряного века. Грин восхищался поэзией Брюсова, Блока. Можно утверждать, что «Стихи о Прекрасной Даме» явились творческим импульсом, заставившим Грина узнать себя, как художника» [Цит. по 17, c. 209]. Символический образ блоковской Прекрасной Дамы он перевоплотил в образ «гриновской девушки», ставший лейтмотивом всего гриновского творчества. В начале своей писательской деятельности (в 10-х годах ХХ века) Грин более всего увлекался реалистической прозой Куприна и произведениями поэтов-символистов. Необходимо отметить также определенные параллели в творчестве Грина и Михаила Булгакова.
С дореволюционных времен за Грином закрепилось звание подражателя западному приключенческому жанру, эпигона западных литературных моделей, который призывал своих читателей к побегу из России и русской литературы. Такое оригинальное явление, как создание литературной страны Грина – Гринландии – необходимо рассматривать в контексте гриновской национальной парадигмы. Гринландия – это просто не инструмент создания экзотического фона, не абстрактное место действия, не дань «необычной обстановке», свойственной романтическому стилю. Это не средство, а цель. Страна Грина с особой мелодикой названий городов, жарой, океаном и горными вершинами, страна экзотическая и в то же время совершенно реальная вплоть до будничного, детального описания дороги –
1. Александр Грин: жизнь, личность, творчество: Статьи, очерки, исследования / Сост. А. А. Ненада. – Феодосия: Арт Лайф, 2010. – 182 с.
2. Арзаманцева, И. и др. (ред.) Русские детские писатели ХХ века: Библиографический словарь, 3-е издание / И. Арзаманцева. – М. : Издательство Флинта, Наука, 2001. – 190 с.
3. Булычев, К. Падчерица эпохи: Избранные работы о фантастике, ЛК-Пресс, Международный центр фантастики / К. Булычев. – М. : Современник, 2004. – 234 с.
4. Вайль, П., Генис, А. 60-е – Мир советского человека, Новое литературное обозрение / П. Вайль, А. Генис. – М. : Наука, 2001. – 178 с.
5. Варламов, А. Александр Грин. Жизнь замечательных людей: Серия биографий, Молодая гвардия / А. Варламов . – М. : Флинта, 2005. – 277 с.
6. Варламов, А. Н. Александр Грин. Биография / А. Н. Варламов. – М.: ЭКСМО, 2010. — 544 с.
7. Васюченко, И. В. Одинокий игрок // Литературно-художественный журнал «Ковчег» / И. В. Васюченко. – Ростов-на-Дону, 2007. – № XIII(2). - С. 148 – 209.
8. Витман, А., Оскина, Л. (ред.) Советские детские писатели: Библиографический словарь (1917-1957), Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР. – М. : Наука, 1961. – 203 с.
9. Грин, А. Бегущая по волнам. М.: Современник, 1989. – 234 с.
10. Грин, Н. Н. Воспоминания об Александре Грине / Н. Н. Грин. – Феодосия: Издат. дом «Коктебель», 2005. — 400 с.
11. Калицкая, В. П. Моя жизнь с Александром Грином. Воспоминания. Письма / В. П. Калицкая. – Коктебель: Издат. дом «Коктебель», 2010. — 256 с.
12. Кобзев, Н. Роман А. Грина (проблематика, герой, стиль) / Н. Кобзев. – Кишинев, 1983. – 234 с.
13. Ковский, В.Е. Блистающий мир А. Грина / В. Е. Ковский // Грин А.С. Собр. соч.: В 5 т. – М. : Флинта, 1991.
14. Ковский, В. Е. Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками / В. Е. Ковский. – Коктебель, 2012. - 560 с.
15. Ковский, В. Е. Романтический мир А. Грина / В. Е. Ковский. – М. : Художественная литературы, 1969. – 233 с.
16. Михайлова, Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество / Л. Михайлова. – М. : Художественная литература , 1972. – 321 с.
17. Михайлова, Л. А. Грин. Жизнь, личность, творчество / Л. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1980. – 245 с.
18. Ревич, В. А. Нереальная реальность / В. А. Ревич // Перекрёсток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. – М. : ИВ РАН, 1998. — 354 с.
19. Царькова, Ю. «Испытание чудом: Роман А. Грина «Блистающий мир», Вопросы литературы. – №5, 2003. – с.303 – 316.
20. Шалаева, Г. П. Кто есть кто в истории цивилизации / Г. П. Шалаева. – М. : Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008 – 896 с.