Введение
А.Т. Твардовский – яркая и значимая фигура в русской литературе XX века. Его творчество пришлось на период сложнейшей, переломной эпохи в культурно-политической, духовно-нравственной сфере в жизни России. Однако Твардовскому в своих произведениях, по свидетельствам многих исследователей, удалось сохранить исконные ценности национально-культурного духовного бытия. Высоко оценил его творчество С.Я. Маршак, назвав Твардовского прямым и законным наследником славной русской литературы. Современные исследователи отмечают высокую писательскую культуру Твардовского, великого поэта, ревнителя русской традиции поэтической и прозаической речи, глубокое знание подробностей быта и языка, этот быт выражающего, а историк и публицист М.Я. Гефтер, литературоведы Р.М. Романова, А.Ю. Убогий ставят его в один ряд с Пушкиным и Толстым.
Литературная критика – один из видов литературного творчества, оценка и истолкование художественного произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных. В отличие от истории литературы, литературная критика освещает обычно процессы, происходящие в современном литературном движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию. Однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современным обществом, задачами и живым восприятием читателя, отличает литературную критику даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии прошлого, входящем в культурный обиход современности. Обращаясь к читателю, критик не только растолковывает ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного, воскрешает прежние художественные впечатления, дает возможность заново пережить их вместе с автором, но на новом уровне понимания. В этом отношении талант критика должен нести в себе качества, близкие самому искусству. Критик должен обладать высоким вкусом, художественным чутьем.
Цель исследования: изучить жизнь и творчество А. Твардовского в исследованиях разных лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть литературоведческие исследования о судьбе А. Твардовского.
2. Выявить особенности поэтического творчества А. Твардовского в исследованиях разных лет.
Объект исследования: литературно-критические книги об А. Твардовском.
Предмет исследования: особенности постижения жизни и творчества А. Твардовского в исследованиях разных лет.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой данного исследования послужили труды и идеи ученых в области изучения литературной критики и творчества А. Твардовского – В.М. Акаткин [4-7], А.М. Турков [43], В.В. Ильин [22-23], Д.П. Дмитриев [18] и другие.
В работе был использован сравнительно-исторический метод.
Практическая ценность данного исследования определяется возможностью использования ее материала при разработке спецкурсов по выбору студентов.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. О судьбе Твардовского в литературоведческом отражении
Значимость А.Т.Твардовского для истории русской литературы XX века бесспорна. Однако творчество одного из крупнейших поэтов советской эпохи всегда провоцировало критиков и читателей на самые неоднозначные суждения. Известно, что «благополучие» поэта официального порядка было неустойчивым и весьма кратковременным (несмотря на внешнюю обласканность властями, по поводу чего неоднократно иронизировал сам поэт). Характерно признание Твардовского о ходе публикаций, а потом и непубликаций его крупных произведений: «Это только издали кажется, что моя литературная судьба складывалась благополучно. А если смотреть по тому, как принимали поначалу каждую из поэм, - да я насквозь запрещенный» [5].
Остановимся кратко на биографических сведениях о писателе. Александр Трифонович Твардовский – русский советский писатель и поэт, журналист, военный корреспондент. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950–1954; 1958–1970). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952–1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1961–1966). Родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Починковском районе Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского (1880–1957) и Марии Митрофановны (1888–1972). Младший брат поэта – Иван Трифонович Твардовский (1914–2003), впоследствии русский писатель и литератор, краснодеревщик, резчик по дереву и кости, диссидент. В 1925 г. в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение Твардовского «Новая изба». В 1928 году Твардовский ушёл из семьи и переехал в Смоленск [8].
В 1931 году была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». В 1935 году в Смоленске, в Западном областном государственном издательстве, вышла первая книга «Сборник стихов» (1930–1936). Всего за 1925-35 гг. Твардовский написал и опубликовал, главным образом на страницах смоленских газет и других областных изданий, более 130 стихотворений.
11 лет творческой жизни на Смоленщине, по свидетельству литературных критиков, были трудным периодом самостоятельного вхождения в жизнь, осознания Твардовским своего призвания поэта, мужания его высокого дара, формирования его личности. В это время ослабели его связи с семьей, из которой он вышел, и возникла его собственная семья. Это был период ненасытного поглощения знаний, напряженной работы по приобщению к мировой и русской культуре.
2. Поэтическое творчество Твардовского в исследованиях разных лет
Перу А. Твардовского принадлежит ряд замечательных произведений, оставивших значительный след в русской литературе.
Одним из значительных произведений А. Твардовского является поэма «Страна Муравия», написанная в 1930-е годы и принесшая автору всенародную известность и славу. 30-е годы стали началом интенсивного изучения поэтического эпоса Твардовского. В эти годы выходят десятки газетно-журнальных статей. Среди них наиболее броскими были статьи А. Адалис, Н. Асеева, Е. Златовой, М. Серебрянского, А. Тарасенкова, Е. Усиевич, непосредственно посвященные «Стране Муравии», а также статьи Ал. Дымшица, И. Жига, С. Кирсанова, В. Лебедева-Кумача. В большинстве из этих статей «Страна Муравия» определялась как значительный факт биографии Твардовского, как большое событие всей советской поэзии, как исключительное явление в русской поэзии. В них назывались центральная тема как «колхозная» и основная проблема как процесс ломки индивидуалистического сознания человека, приобщения к новому миру. Обращалось внимание на сочетание реального и фантастического, на сказочные элементы и некрасовские традиции, а также на лиризм повествования и правдивое изображение внутреннего мира крестьянина. Одним словом, уже в 30-х годах вполне определилось творческое лицо Твардовского – главная линия его поэзии, мастерство [31]. Однако уже в эти годы зЗарождалась легенда о «кулацкой идеологии» Твардовского, о «созерцательном характере» его поэзии, проявилось стремление некоторых сузить его до «типичного крестьянского поэта». Такого рода высказывания и оценки находим в статьях А. Адалис, Н. Асеева, И. Жига, С. Кирсанова.
К концу 30-х годов выход ряда сборников стихотворений Твардовского дал повод и возможность передовой критике, ведущей борьбу за поэта и направление его поэзии, отстоять свою позицию – защитить поэта. Наряду со статьями-рецензиями, посвященными той или иной книге стихов, в эти годы появляются и первые обстоятельные статьи о творческом пути Твардовского. Общим в рецензиях и статьях о сборниках второй половины 30-х годов было стремление разобраться в направлении развития таланта поэта.
В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны. В поэме «За далью – даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели», писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959–1968» (1969), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти.
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Александр Трифонович Твардовский – один из лучших поэтов в отечественной литературе ХХ столетия и крупнейший поэт 30–60-х годов. Его творчество пришлось на период сложнейшей, переломной эпохи в культурно-политической, духовно-нравственной сфере в жизни России. Однако Твардовскому в своих произведениях, по свидетельствам многих исследователей, удалось сохранить исконные ценности национально-культурного духовного бытия.
Жизненный путь А. Твардовского получил свое освещение в литературной критике. Особый период в жизни А. Твардовского составляет время, когда он являлся главным редактором журнала «Новый мир». Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир» дважды: в 1950-54 гг. и 1958-70 гг. Осенью 1954 года Твардовский постановлением ЦК КПСС был снят с поста главного редактора журнала «Новый мир» за попытку печатания поэмы «Теркин на том свете» и публикацию в «Новом мире» публицистических статей В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Лифшица, М. Щеглова.В оба периода редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В «Новом мире» печатались произведения Ф. Абрамова, В. Быкова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского.С каждым годом тема «Нового мира» Твардовского все больше привлекает внимание литературоведов, историков, журналистов, простых читателей. На протяжении XX века не было в нашей стране издания столь любимого и популярного, как «Новый мир», но наиболее заметным периодом в его истории было второе редакторство А. Т. Твардовского (1958 - 1970) - время наибольшей политико-литературной значимости журнала.
Важное место он занял прежде всего как создатель поэтического эпоса, отразившего важнейшие этапы истории страны указанных десятилетий, крупнейшие события в жизни страны, народа – коллективизацию («Страна Муравия»), Великую Отечественную войну («Василий Теркин» и «Дом у дороги»), а также послевоенные стройки («За далью – даль») и начавшийся в 60-х годах процесс переосмысления и переоценки системы Советской власти («Теркин на том свете», «По праву памяти»). Твардовский, безусловно, стал одной из центральных фигур и в научно-критической литературе, особенно во второй половине ХХ века. Одним из самых обсуждаемых произведений Твардовского является его поэма «Василий Теркин». При огромном читательском спросе поэма «Василий Теркин», естественно, была в центре внимания критиков и литературоведов, но в отличие от читательской оценки научно-критическая не была однозначной и всегда хвалебной. Поэма оказалась не столь простой для научно-критической интерпретации и оценки. Особые затруднения вызывали и до сих пор вызывают ее жанровая природа, сюжетно-композиционная структура, образная система.
1. А.Т. Твардовский и русская литература : сб. науч. работ, посвящ. 90-летию со дня рожд. А. Т. Твардовского / Воронеж. гос. ун-т, филол. фак.; науч. ред. В. М. Акаткин. – Воронеж : Полиграф, 2000. – 246 с
2. А.Т. Твардовский и русская поэма XX века : материалы международной научной конференции / Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж : ВГУ, 2008. – 341 с
3. Абрамов, А. Верность таланта : [о творчестве М. Исаковского] / А. Абрамов // Октябрь. - 1966. – № 10. – С. 201–211
4. Акаткин, В.М. А. Т. Твардовский. Страницы творчества. Работы разных лет : статьи / В.М. Акаткин. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2008. – 342 с
5. Акаткин, В.М. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние : статьи / В.М. Акаткин ; вступ. ст. О. Алейникова. – Воронеж, 1996. – 258 с
6. Акаткин, В.М. Александр Твардовский. Стих и проза / В.М. Акаткин ; науч. ред. А.М. Абрамов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. – 214 с
7. Акаткин, В.М. Ранний Твардовский. Проблемы становления / В.М. Акаткин. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1986. – 209 с
8. Александр Трифонович Твардовский. Энциклопедия : Рабочие материалы / Смол. гос. пед. ун-т, каф. лит., теории и методики обучения лит.; ред. совет: Меркин Г. С. (гл. ред.) и др. – Смоленск, 2004. – 456 с
9. Александров, В. Михаил Исаковский / В. Александров. – М. : Сов. писатель, 1950. – 123 с
10. Анненский, Л. Смоленые Пегаса / Л. Анненский // Родина. – 2013. – №9. – С. 132–138
11. Бабаевский, В.С. Александр Твардовский - трагический герой нашей литературы / В.С. Бабаевский // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2010. –№ 3. – С. 70-83
12. Бельская, Л.Л. Осень в русской поэзии / Л.Л. Бельская // Русская речь. – 2011. – № 1. – С. 11–15
13. Бунин, И.А. Письмо Н.Д. Телешову от 10 сентября 1947 г. / И.А. Бунин // Литературное наследство. – М. : Худ. литература, 1973. – С. 12
14. Воронцов, А. Без лишних слов и красивостей / А. Воронцов // Литературная газета. – 2010. – № 4. – С. 4
15. Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М. : Сов. писатель, 1958. – 411 с
16. Ганичев, В.Н. Встреча с песней / В.Н. Ганичев // Наш современник. – 2017. – №9. – С. 162–185
17. Дементьев, В.В. Александр Твардовский / В.В. Дементьев. – М. : Сов. Россия, 1976. – 172 с
18. Дмитриев, Д.П. "Новый мир" А. Т. Твардовского : автореф. дис. … канд. филол. наук / Д.П. Дмитриев. – М., 2000. – 24 с
19. Друзья-однополчане: рассказы о песнях, рожденных войной, мелодии и тексты / Авт.-сост. А. Луковников. – М. : Музыка, 1985. – 252 с
20. Ермилов, В. Русский воин Василий Теркин / В. Ермилов // Литература и искусство. – 1942. – 31 окт
21. Зайцев, В. А. А. Т. Твардовский / В.А. Зайцев // История русской литературы ХХ века (20–90-е годы) / под ред. С. И. Кормилова. – М. : Просвещение, 1998. – С. 402–419
22. Ильин, В.В. Не пряча глаз: Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи / В.В. Ильин. – Смоленск : Смядынь, 2000. – 388 с
23. Ильин, В.В. Словник к энциклопедии «Александр Трифонович Твардовский» : Рабочие материалы. – Смоленск : СГПУ, 2000. – 91 с
24. Илькевич, Н.Н. «Дело» Македонова / Н.Н. Илькевич. – Смоленск, 1996. – 180 с
25. Кондратович, А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность / А.И. Кондратович. – М. : Худ. лит., 1985. – 347 с
26. Кондратович, А.И. Новомирский дневник (1967-1970) / А.И. Кондратович. –М. : Сов. писатель, 1991. – 240 с
27. Кулинич, А.В. Александр Твардовский: очерк жизни и творчества / А.В. Кулинич. – Киев : Выша школа, 1988. – 174 с
28. Лазоркина, Н.Ф. Словарь рифм поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» / Н.Ф. Лазоркина. – Смоленск : Универсум, 2001 – 43 с
29. Лакшин, В.Я. Твардовский в «Новом мире» / В.Я. Лакшин. – М. : Правда, 1989. – 45 с
30. Литвин, Э.С. Поэзия Исаковского и народное творчество / Э.С. Литвин. – Смоленск : Книжное издательство, 1955. – 204 с
31. Любарева, Е.П. Александр Твардовский : критико-биографический очерк / Е.П. Любарева. – М. : Сов. писатель, 1957. – 186 с
32. Македонов, А. Творческий путь Твардовского. Дома и пути / А. Македонов. – М. : Наука, 1981 – 190 с
33. Минаков, С. Вино с печалью пополам / С. Минаков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poezia.ru/person.php?sid=44. – Дата доступа: 12.01.2017
34. Минералов, Ю.И. Так говорила Держава. ХХ век и русская песня / Ю.И. Минералов. – М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 1995. – 202 с
35. Осетров, Е.И.Человек-песня / Е.И. Осетров. – М. : Сов. писатель, 1979. – 120 с
36. Поляк, Л. О лирическом эпосе Великой Отечественной войны / Л. Поляк // Знамя. – 1943. – № 9–10
37. Рощин, П.Ф. Александр Твардовский / П.Ф. Рощин. – М. : Просвещение, 1966. – 176 с
38. Рыленков, Н. «Василий Теркин» / Н. Рыленков // Рабочий путь. – 1946. – 23 февр
39. Скатов, Н.Н. Подлинно народные / Н.Н. Скатов // Литературная газета. – 2010. – № 18. – С. 6
40. Снигирева, Т.А. А. Т. Твардовский. (Поэт и его эпоха) : автореф. дис. доктора филол.наук : 10.01 / Т.А. Снигирева. – Екатеринбург, 1997. – 36 с
41. Твардовская, В. А. А. Твардовский в жизни и литературе (письма 1950-1959) / В.А. Твардовская. – Смоленск : Маджента, 2013. – 480 с
42. Трифонов, Ю.В. Записки соседа / Ю.В. Трифонов // Дружба народов. – 1989. – № 10. – С. 12–20.
43. Турков, А.М. Александр Твардовский / А.М. Турков. – М. : Худ. лит., 1970. – 173 с.