ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Формирование гуманности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в формировании гуманности у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
2.1 Изучение состояния проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования
2.2 Программа формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
2.3 Результаты работы по формированию гуманности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. «Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности –человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.
Гуманность – это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
Задача воспитания у детей гуманности решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.
При воспитании у ребенка гуманности необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше. Значение формирования гуманности у детей заключается в том, чтобы научить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Формирование гуманности у детей старшего дошкольного возраста
Важнейшей задачей современного образования в Республике Беларусь является разностороннее развитие человека, создание необходимых условий для развития нравственной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
Одним из путей решения данной проблемы является совершенствование процесса воспитания гуманности и отношений у детей дошкольного возраста. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании личности, освоении окружающего мира и взаимоотношений между людьми.
Период дошкольного возраста рассматривается как сензитивный период личностной сферы человека. Ребенок делает первоначальные шаги в освоении окружающей действительности, у него формируется целостная картина мира, складываются первые системные представления об окружающих его предметах и явлениях. В процессе выстраивания взаимоотношений со взрослыми и сверстниками ребенок осваивает нравственные нормы, понятия, учится понимать добро и зло, у него формируются нравственные суждения [5, с. 38].
Следует заметить, что основу личной духовной культуры составляет гуманистическая направленность, которая, с точки зрения данных авторов, является нравственной позицией человека, т. е. человек должен рассматриваться в качестве высшего способа существования индивида – как личность. При благоприятных педагогических условиях нравственный смысл поступка человека оценивается прежде всего по его мотиву, а не по внешней форме поступка. С возрастом способность ребенка переживать за другого
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
2.1 Констатирующий этап
Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад №43 г.Гродно»
Целью экспериментальной работы явилось изучение состояния работы по формированию гуманных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Исходя из цели, мы определили ряд задач:
1) выяснить представления детей о гуманных взаимоотношения;
2) определить уровень сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;
3) изучить особенности методики формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх.
Выборку исследования составила группа старших дошкольников в возрасте 5 – 6 лет. Группа выбиралась способом рандомизации. В исследовании приняли участие 12 человек, из которых детей 5 лет – 6, из них мальчиков – 3, девочек – 3, а детей 6 лет – 6, из них мальчиков – 4, а девочек – 2.
Для нашего исследования мы определили ряд диагностических методов:
- анкетирование «Виды отношений»;
- наблюдение в сюжетно-ролевых играх «Семья» и «Магазин»;
- социометрическая игра «Подарок».
Экспериментальная работа проходила в 3 этапа:
1. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы выявляли у испытуемых сформированность понятия «доброта».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что игра является важным средством воспитания гуманности у детей старшего дошкольного возраста. Выдающиеся отечественные педагоги и психологи утверждали, что в основе игровой деятельности лежат общевоспитательные задачи, среди которых основной задачей является развитие нравственных качеств.
Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.
Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное воспитание обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.
Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает Детское общество. Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.
В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
1. Абраменкова, В.А. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / В.А. Абраменкова. – М., 1981. – 23 с.
2. Баталова, С.А. Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры» / С.А. Баталова // Педагог. – 2010. – № 11. – С. – 36 – 38
3. Бондарчук, Л.Н. Использование игр на общение в развитии взаимоотношений детей в условиях детского сада / Л. Н. Бондарчук // Актуальные проблемы специального образования и социальной помощи: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 13-14 мая 2010г.): в 2-х ч. ч. 2 / Под. ред. Н. А. Першиной, Л. А. Студенкиной. – Бийск: Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2010. – 351 с.
4. Вегера, Е.Ю. Формирование гуманных чувств и отношений у детей старшего и младшего дошкольного возраста / Е.Ю. Вегера // Открытый урок. – 2012. – № 14. – С. 17 – 18
5. Ганина, С.А . Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность / С.А. Ганина // Научно-педагогическое обозрение. – 2014. – Вып. 1 (3). – С. 34 – 43
6. Кононова, И.О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности / И.О. Кононова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 12. – С. 29 – 34
7. Красова, Т.Д. Воспитание гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования / Т.Д. Красова // Вестник ТГПУ. – 2017. – №1. – С. 17 – 23
8. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 11. – С. 16 – 21
9. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л.Лидак // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 7. – С. 12 – 19
10. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Меджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. –128 с.
11. Наука и образование: проблемы и перспективы [Текст] : материалы 12-ой региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов, учащихся (Бийск, 16-17 мая 2010г) : в 2-х ч. ч. 1 / Под. ред. Н. А. Рыбаковой [и др.]. – Бийск: Алтайская академия им. В. М. Шукшина, 2010. – 391 с.
12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1986. – 172 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 385 с.
14. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Гусева. – М., 1988. – 934 с.
15. Токарева, Т.А. Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т.А. Токарева // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – Вып. 2 (12). – С. 118 – 123
16. Урунтаева, Г.А., Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.