ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая среда современного общества проходит этап постепенного формирования новых принципов взаимодействия различных действующих лиц в общественной и хозяйственной деятельности. В переходной ситуации в силу нестабильности институциональных условий основной стратегией поведения предприятий является «поведение, ориентированное на выживание».
В этой ситуации особенно важно формировать те «моральные устои», этические представления, которые позволят защитить человечество от негативных последствий его собственного развития.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек», – политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим.
Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, – создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование.
Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется очень большое внимание. Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности.
Правильное деловое общение включает совокупность норм поведения в бизнесе, предъявляемые обществом требования к стилю работы предпринимателя и профессионального специалиста, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику; адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этикете и требованиях к облику делового человека, правила ведения переговоров с партнерами.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что деловое общение – это важнейшая составляющая предпринимательства. Умение выстраивать
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Содержание делового общения
Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества.
Рассмотрение коммуникативного аспекта жизни человека не только интересно, но и ценно в свете улучшения взаимопонимания индивидов в обществе. В современной жизни люди ежедневно совершают покупки, заключают сделки, делятся информацией. Умение вести себя с людьми во время беседы – один из главнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха. Успехи человека в его делах, даже в технической сфере, только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на проценты восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.
Деловое общение – это необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления [5, c. 28].
В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени вообще учитывает их в общении, он может облегчить себе деловое общение (сделать его эффективнее), решение поставленных задач и достижение поставленных целей.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей [25, c. 22].
Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его
РАЗДЕЛ 2. СРЕДСТВА И ТЕХНИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
2.1 Вербальные и невербальные средства общения
При передаче информация кодируется с помощью знаков. Дифференциация систем символов и знаков различает вербальные и невербальные средства общения.
К вербальным средствам относятся устная и письменная речь. В общении вербальными средствами пользуются довольно широко и разнообразно: во время деловых бесед, переговоров, выступлений перед аудиторией, деловых дискуссий, при составлении и приеме отчетов, деловой корреспонденции, чтении литературы, работе с документами и проч. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации.
Устная речь остается самым распространенным и необходимым атрибутом коммуникативной деятельности человека, она неразрывно связана с мышлением и служит средством хранения и передачи информации, управления человеческим поведением. Говорящий воплощает свой замысел сообщения в систему языковых символов, кодируя его в соответствии со своими интересами и возможностями. Слушающий должен воспринять смысл сообщения, т.е. раскодировать, оценить и адекватно отреагировать. Это взаимодействие определяет дальнейший ход общения, принимаемые меры и последствия. Подобный механизм восприятия информации сопровождает и письменное общение [1, c. 104].
Письменной речью пользуются реже, чем устной. Но письменное сообщение имеет ключевое преимущество перед устным: его можно обдумать и вовремя внести коррективы. Деловое письмо имеет свою особую стилистику: официально-деловая речь несет на себе окраску долженствования, носит безличный характер, она стандартизирована, точна, не допускает инотолкований, не содержит засоряющих и отвлекающих слов, ей не свойственны рассуждение, повествование.
Необходимо знать правила делопроизводства, протокольный этикет и уровень образования корреспондента. Важно грамотно излагать мысли на бумаге, уметь быстро, корректно и грамотно оформить документ. Электронная почта заметно расширила применение письменной речи, дав возможность немедленной обратной связи и даже передачи невербальных средств общения с помощью изображений.
Рассмотрим невербальные средства общения. Психологи давно установили, что «язык тела» выражает то, что мы не хотим или не можем сказать. Он гораздо более правдив и искренен, чем все те слова, которые мы говорим друг другу. При этом человек подсознательно доверяет больше не словам, а непроизвольным и неосознаваемым невербальным знакам.
В процессе взаимодействия лишь 20-40% коммуникаций осуществляется путем передачи речевых символов, а основная нагрузка взаимопонимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Деловое общение – один из видов коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение – общение ради чего-то, лежащего за пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение – общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.
В деловом общении возможности выбора и изменения своей роли, форм общения и партнера значительно уже по сравнению с межличностным или ритуальным общением. Деловое общение происходит в определенном социальном пространстве–времени. Деловое общение реализуется в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные способы разрешения.
2. Существует три стороны общения – коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения – процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению – включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальное средство коммуникации – речь; с ее помощью не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения – эта сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми, например, надо распределить функции или повлиять на поведение, убеждения собеседника. В своем общении мы постоянно реагируем на действия партнера. В зависимости от ситуации действия партнеров могут быть совершенно различными. Основной возможный способ понимания той или иной ситуации общения – восприятие положения партнеров и их отношения друг к другу. Основные действия в общении направлены на изменения своей или чужой позиции в общении.
Социальная перцепция – это восприятие, понимание, оценка людьми социальных объектов. При оценке самого себя и других людей оценивается социальный статус, роль и влияние в обществе. Эта сторона включает в себя процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
3. Вербальная коммуникация – это общение с помощью языка. В качестве знаковой системы используется человеческая речь – наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.
Невербальная коммуникация – система знаков, сопровождающая речевое высказывание. Невербальные выражения делятся на четыре группы:
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: учебное пособие / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 287 c.
2. Асадов, А.Н. Культура делового общения: учебное пособие / А.Н. Асадов, Н.Н. Покровская, О.А. Косалимова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 156 с.
3. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 c.
4. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 295 c.
5. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 463 c.
6. Виговская, М.Е. Психология делового общения: учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская, А.В. Лисевич. – М.: Дашков и К, 2016. – 140 c.
7. Деловое общение: учебное пособие / Автор-составитель: к.э.н. А.В. Колесников. – М.: Институт современной экономики, 2007. – 155 с.
8. Зельдович, Б.З. Деловое общение: учебное пособие / Б.З. Зельдович. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с.
9. Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: учебное пособие / Е.А. Земедлина. – М.: ИЦ РИОР, 2013. – 112 c.
10. Измайлова, М.А. Психология и этика торговли / М.А. Измайлова. – М.: Академия, 2009. – 176 c.
11. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 300 c.
12. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2012. – 480 c.
13. Кормнова, Н.А. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова; Под общ. ред. Г.В. Бороздина. – М.: Юрайт, 2013. – 463 c.
14. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 304 c.
15. Кузнецов, И.Н. Технология делового общения / И.Н. Кузнецов. – М.: Март, 2004. – 128 с.
16. Куницина, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова. – СПб.: Питер, 2001. – 413 с.
17. Макеев, В.А. Психология делового общения. Имидж и нормы этикета / В.А. Макеев. – М.: КД Либроком, 2015. – 272 c.
18. Мирошниченко, А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство / А.А. Мирошниченко. – М.: Книжный мир, 2007. – 314 с.
19. Руденко, А.М. Психология делового общения: учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко. – М.: Дашков и К, 2014. – 264 c.
20. Самохвалова, А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций / А.Г. Самохвалова. – М.: Речь, 2012. – 336 c.
21. Самыгин, С.И. Деловое общение / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КноРус, 2012. – 440 c.
22. Скибицкий, Э.Г. Основы делового общения: учебное пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая. – Новосибирск: НГАСУ, 2008. – 388 с.
23. Шарков, Ф.И. Имидж фирмы. Технологии управления / Ф.И. Шарков. – М.: Академический Проект, 2006. – 272 c.
24. Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. – М.: издательство «Перспектива», 2002. – 246 с.
25. Шевчук, Д.А. Деловое общение: учебное пособие для ССУЗов / Д.А. Шевчук. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 192 с.
26. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2009. – 192 c.
27. Шеламова, Г.М. Этикет делового общения / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2012. – 192 c.