ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочение духовно-нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о патриотическом воспитании граждан Республики Беларусь.
Социологические опросы показывают, что духовные потребности современных детей весьма занижены, произошли серьезные изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, которые проявились в перспективных жизненных планах детей и подростков, в переосмыслении ими представлений о своем месте в социуме. Новейший образ жизни создает психологию, при которой такие ценности, как добро, порядочность, патриотизм, детьми просто не воспринимаются всерьез.
В современном мире в обществе всё больше сторонников приобретают представления о том, что именно образование может стать ключом к решению большинства глобальных проблем современного мира. Всё чаще образование признаётся «самой стратегически ориентированной сферой человеческой деятельности» [15, с. 6], а совершенствование и модернизация национальных систем образования – ведущей стратегией безопасного устойчивого развития любого государства. Эти обстоятельства обусловливают особую роль и задачи миротворческого образования и воспитания.
Современные подходы к проблеме патриотического воспитания школьников различного возраста отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы. В настоящее время воспитание патриотизма предполагает формирование отношения, прежде всего к малой родине, ее просторам и природным богатствам, ее истории и противоречивым сегодняшним реалиям, народу, ее населяющему, его культуре и традициям.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность патриотического воспитания дошкольников
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования и воспитания. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств.
Важной частью в системе воспитательной работы является воспитание патриотизма.
По мнению В.Е. Лях, термин «патриотизм» происходит от греческих patriots – соотечественник, patris –родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [18].
Как отмечает Н.В. Адаева, в современной науке данный термин понимается по-разному, в зависимости от того, какие аспекты исследуются: политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность (Т. В. Беспалова, А. А. Герасимова, В. А. Коробанов и др.); философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство (В.Г. Валуев, С.И. Иванова, Ю. П. Сентюрин, Г. А. Тихомиров и др.); теология – как важнейший компонент духовного развития личности на основе глубокого религиозного содержания (архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Н.А. Гаголин, игумен Филарет и др.); психология – как системно‐функциональное свойство личности (М. Н. Борисова, Н. А. Левина, А. В. Потемкин и другие исследователи). В педагогической науке патриотизм определяют как нравственное качество личности (Н. И. Болдырев, Т. А. Ильина, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова и др.), комплекс взаимосвязан и взаимодействующих качеств личности, или системное качество, составляющее духовно‐нравственную основу личности, (Л. Д. Столяренко, Е. А. Есина, И.П. Финский); интегральное комплексное качество (А. В. Дудко, С.В. Матвеева) [1, с. 130].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Анализ состояния проблемы в практике воспитания детей старшего дошкольного возраста
Для изучения путей и средств патриотического воспитания посредством белорусской народной подвижной игры была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – изучение путей и средств патриотического воспитания дошкольников посредством белорусской народной подвижной игры.
Гипотеза исследования: предполагается, что патриотическому воспитанию дошкольников способствует использование в работе воспитателя белорусских народных подвижных игр при соблюдении следующих условий:
- грамотный подбор содержания работы с детьми;
- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в формировании интереса к культуре и быту белорусского народа;
- взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для патриотического воспитания у детей в детском саду.
2. Разработать программу формирующего эксперимента.
3. Выявить результаты опытно-экспериментальной работы.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Шашковский детский сад». В эксперименте принимали участие дети группы интегрированного обучения и воспитания 2 (4-6 лет). В группе 15 детей, 8 – старший дошкольный возраст ,7 детей – средний дошкольный возраст. В группе 12 девочек и 3 мальчика. В эксперименте принимали участие 12 детей.
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня интереса детей к своей стране, ее культуре.
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
1. Анализ задач годового плана учреждения дошкольного образования.
2. Анализ планов педагогов по использованию белорусских народных подвижных игр.
3. Анализ предметно-развивающей среды по теме исследования.
4. Наблюдение за работой педагога по использованию белорусских народных подвижных игр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная педагогика призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых являетсягражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед докольным учреждением задача гражданско-патриотического воспитания предполагает использование средтв народной педагогики, одним из которых является беларусская народная подвижная игра.
Активная, целенаправленная работа по нравственно-патриотическому воспитанию эффективно помогает в воспитании и развитии детей, формирует у них представления о родном крае, современной жизни народа, нравственные нормы и правила, которые вырабатывались в сознании человечества веками.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Патриотическое воспитание представляет собой неотъемлемую часть воспитательного процесса. Организация патриотического воспитания – сложный управленческий и технологический процесс.
Подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы. В настоящее время воспитание патриотизма предполагает формирование отношения, прежде всего к малой родине, ее просторам и природным богатствам, ее истории и противоречивым сегодняшним реалиям, народу, ее населяющему, его культуре и традициям. В процессе ознакомления с культурно-историческими традициями своего народа процессы обучения и воспитания должны быть тесно взаимосвязаны и представлять собой единую образовательную сферу и систему. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого стереотипа.
Одним из главных условий нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в
1. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование.– 2012. – № 1 (30). – 130–134.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях : пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г.Ф. Бедулина. – Минск : НИО, 2007. – 192 с.
4. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В. В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. – № 2. – С. 33–38.
5. Варанецкая, Л.М. Выхоўваем грамадзяніна. Дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне / Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, И.Л. Ждан. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 120 с.
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
8. Галанин, Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС / Ю. Галанин // Воспитание школьников. – 2002. – № 8. – С. 13–16.
9. Глазунова, И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Глазунова. – Липецк, 2002. – 174 с.
10. Голикова, Н.С. Обучая, я воспитываю… / Н.С. Голикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.schoolnet.by/МетодКабинет/Конкурс. – Дата доступа: 20.02.2017.
11. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы : кн. для учителя / Ф.Б. Горелик. – М. : Просвещение, 1986. – 208 с.
12. Дудникова, С. А. Социокультурное пространство как среда социально-личностного становления ребенка / С. А. Дудникова // Славянский педагогический Собор. – Бендеры : Полиграфист, 2002. – 81 с.
13. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в России : дис. … д‐ра пед. наук / В.В. Дьяченко. – М., 2001. – 348 с.
14. Жихаревич, М.Е. Проблемы теории гражданского образования / М.Е. Жихаревич // Философия образования. – № 7. – 2003. – С. 28–32.
15. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В.И. Купцов. – СПб. : Алетейя, 2009. – 120 с.
16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
17. Лихачёв, Д. С. Письма о добром / Д. С. Лихачёв. – СПб. : Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. – 190 с.
18. Лях, Е.В. Концепция патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа / Е.В. Лях // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2010. – №3 (28) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-s-kulturno-istoricheskimi-traditsiyami. – Дата доступа: 25.01.2017.
19. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях : в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
20. Никонова, Л. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Никонова. – Минск : Народная асвета, 1991. – 120 с.
21. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. … д‐ра пед. наук. – Якутск, 2006. – 346 с.
22. Праменьчыкі выхавання патрыятызму / склад. С.Б. Паўлаў. – Мозырь : Содействие, 2009. – 80 с.
23. Сафонова, Т.В. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников в условиях внедрения национально-регионального компонента / Т.В. Сафонова // Интеграция образования. – 2008. – №4. – С. 53–56.
24. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm. – Дата доступа: 12.03.2016.
25. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
26. Столяренко Л. Д. Педагогика : учеб. для вузов. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
27. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 288 с.
28. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
29. Хадановіч, Л.С. Развіццё асобы дзіцяці ў гульнёвай музычна-творчай дзейнасці : дапаможнік / Л.С. Хадановіч // Развіццё асобы дзіцяці ў дзейнасці / Р.М. Міронава [і інш.] ; пад рэд. Л.Б. Гаруновіч. – Минск : Беларусь, 2002. – С. 91 –126.
30. Шкляник, Т.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях современного дошкольного учреждения / Т.В. Шкляник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.by/url sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiV1ZS_y_PSAhWrCpoKHYDCBOIQFggaMAA&url=http%3A%2F%2Fwiki.schoolnet.by%2FMetodKabinet%2FInternetForum%2FUchitPredm%2FUchitIstObshh%2Ffiles%3Fget%3Dshklaynik.doc&usg=AFQjCNGjPh7fo8PYZM2Y09N5ljxtqpeppw. – Дата доступа: 20.02.02017.
31. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
32. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна ; вступител. ст. Д. И. Фельдштейна. – М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 190 с.