Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой стадии развития.
Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить читать ребенка, что так их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. Именно в игре интенсивно развиваются мышление, воображение, эмоции, общение, сознание ребенка.
Очевидно, что для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту. Это значит, что дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство.
Среди отечественных педагогов и психологов проблемой изучения игры и ее возможностей для развития ребенка занимались К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова.
С тех пор произошли значительные перемены в жизни взрослых людей, а также в условиях воспитания детей. Все это не могло не отразиться на детской игре. Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет существенно изменились игры дошкольников. Однако эти изменения пока не исследованы. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира, их интересов, и представлений.
Актуальность данной темы обостряется в последнее время с связи с тенденцией к снижению сроков начального обучения и повышенным вниманием к различным видам обучения дошкольников. Выявление влияния раннего обучения на игровую деятельность дошкольников и на особенности их личностного развития является крайне важной задачей.
Понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово "игра" значит действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству". У евреев слово "игра" ассоциируется с понятием о шутке и смехе. У римлян под термином "ludo" понимается радость, веселье. По-санскритски «кляда» означало игру, радость. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, которое доставляет при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг действий человеческих, — с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д.
Через 50 лет выдающийся голландский биолог и психолог Ф. Бойтендайк также дает этимологический анализ слова «игра» и пытается вывести характерные признаки процессов, обозначаемых этим словом. Среди этих признаков он выделяет движение «туда и сюда», спонтанность и свободу, радость и забаву. Не удовлетворившись этим, Бойтендайк предлагает исследователям феномена игры присмотреться к употреблению этого слова самими детьми, считая, что дети особенно хорошо различают, что есть игра, и что не заслуживает этого названия [20, с. 4].
Одними из первых квалифицировавших игру как педагогическое явление были Я. А. Коменский, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчеркивали, что именно в игре ребенок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Их взгляды получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке.
Игра имеет психологический, социально-психологический, лингвистический, педагогический и другие планы анализа, она также может выступать как метод организации продуктивного взаимодействия.
Рассмотрим понимание сущности игры в психолого-педагогической науке. Как считают Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева, можно выделить две позиции в понимании природы, содержании и роли игры:
Игра — инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребенка, вытесняемые жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (3. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейд и другие). Этот подход акцентировал противостояние общества и личности, общества и ребенка, и игра в данном случае — это форма защитного поведения. • Игра — важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Она содержит «идеальную форму» (Д. Б. Эльконин), образец — эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенком форме. Игра в этом случае не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовку ребенка к будущей жизни [1, с. 13].
Исследования педагогов и психологов, наблюдения за детьми дома, в детском саду и школе показали, что формирование понятия натурального числа у детей дошкольного происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают.
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование элементарных математических представлений у детей. Она включает Обучение счету до 5, основе сравнения двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп элементов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д., Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактности числа.
Ребята средней группы в процессе счета должны научиться приемам счета:
1. Называть числительные по порядку
2. Соотносить каждое числительное только с одним предметом.
3. В конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например: «Одна, две, три. Всего З куклы). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети первым называли число, а потом предмет.
4. Учить отличать процесс счета от итога счета. Приемы: круговое движение, вопрос сколько?
5. Считать правой рукой (слева направо).
6. В процессе счета называть только числительные:
7. Учить детей правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать развернутый ответ.
Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе (путем добавления единицы). Первое занятие следует начинать с числа 2, второе — счет в пределах 3, третье в пределах 4, четвертое в пределах 5. В течение всего учебного года повторяется количественный счет в пределах 5. При обучении счету, а в каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел сопоставление, установление равенства и неравенство их, приемы наложения и приложения [2, с. 187].
Игра представляет собой средство воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у ребенка живой интерес к процессу познания, сочетается с эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, веселого и доброжелательного смеха. В ней дети с удовольствием справляются с значительными трудности, тренируют свои силы, вырабатывают способности и умения. С ее помощью возможно сделать любой учебный материал увлекательным, вызвать у учеников глубокое удовлетворение, обеспечить радостное рабочее настроение, упрощает процесс усвоения знаний.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Источники и резервы развития ребенка скрыты в специфических формах его деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Эффективное и полноценное развитие ребенка предполагает не сворачивание игры, а своевременное и максимально полное использование ее возможностей.
На базе Ясли-сада № г. Минска было проведено исследование, состоящее из 4 этапов. Целью исследования являлось выявление эффективного способа формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о числе и счете.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для эффективного усвоения материала детьми среднего дошкольного возраста необходимо использование наглядного материала в работе;
2. В процессе усвоение должны присутствовать подвижные упражнения для активизации деятельности дошкольников;
3. Применение загадок, стихотворений способствует более быстрому усвоению материала;
4. Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования представлений o числе и счете у детей среднего дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению материала.
Таким образом экспериментальным путем была доказана гипотеза, что использование игр и игровых упражнений в процессе формирования представлений o числе и счете у детей среднего дошкольного возраста является более эффективным средством усвоения необходимого учебного материала
1. Арсентьева, В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2009. – 144 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошицкая. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Ворошнина, Л.В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия. / Л.В. Ворошнина. – Пермь. – 2001. – 562 с.
4. Галенко, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.Г. Галенко, С.Н. Брынзарей; под. ред. Ю.Г. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 111 с.
5. Гросс, К. Душевная жизнь ребенка / К. Гроос; пер. с нем. Н. В. Нечаевой и Л. А. Соколовой. – Киев, 2006. – 242 с.
6. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова [и др.]; под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. – 286 с.
7. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников / Е.Е. Кравцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1998. – 270 с.
9. Колбасина, Т.В. Игры для дошкольников. / Т.В. Колбасина, И.П. Лобурева, Г.А. Огурцова; под. ред. Т.В. Колбасина. – Саратов: Научная книга, 2013. – 192 с.
10. Лебедева, С.А. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей / С.А. Лебедева. – М.: Илекса, 2009. – 168 с.
11. Менджерицкая, Д.В. Педагогу о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М., 1982. – 128 с.
12. Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
13. Новоселова, С.Л. Генетически ранние формы мышления. / С.Л. Новоселова. – М.: Воронеж, 2002. – 320 с.
14. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ / Е.Н. Панова. – М.: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 79 с.
15. Печерога, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печерога. – М.: Вако, 2008. – 157 с.
16. Сай, М.К. Математика в детском саду / М.К. Сай, Е.И. Удальцова. – Мн.: Нар. Асвета, 1990. – 96 с.
17. Сачанка, А. Гульня: жыцце і дзейнасць дзіцяці / А. Сачанка. // Пралеска, 2008. – № I. – С. 2.
18. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2008. – 368с.
19. Ушинский, К. Д. Собр. соч. в 11 т / К.Д.Ушинский. – М.—Л., 1948. – 3т.
20. Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 234 с.