ВВЕДЕНИЕ
Вопрос приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике. В конце XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Именно поэтому приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются животные. Поэтому ознакомление дошкольника с животными неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
Детская природоведческая книга – это книга о природе, которая является для детей источником научно-достоверных знаний. Чтение природоведческой литературы делает понятным и доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью природоведческой книжки можно узнать о жизни растений и животных других климатических зон, о необычных эпизодах взаимодействия человека и природы, уточнить и конкретизировать представления о природных объектах, явлениях.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. Важнейшей особенностью детской книги является ее воздействие на читателя. Однако это может осуществиться, прежде всего, в том случае, если книга «отыщет своего читателя», то есть наиболее полно выполнит задачи воздействия на ребенка как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы, опираясь на данные педагогики и психологии. Действенность художественного произведения связана с тем, чтобы в каждом возрастном периоде дошкольник получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому при и
спользовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей. Знания и представления об окружающей действительности должны быть изображены в форме, доступной детскому восприятию. Большое значение имеет и содержание природоведческой книги. Оно должно быть интересно и увлекать читателя. В детской книге особенно важно единство познавательного, нравственного и эстетического начал.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Педагогические аспекты формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н. Николаева. Большинство ее работ посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.
Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились также А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам; выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений [18, с. 83].
Результаты исследования показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны: более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям.
Сформировать у детей представления о животных как об элементе экологической системы и общественных существах, показать их взаимосвязь с человеком и средой его обитания – задача современного педагога.
Первой «ступенькой» в системе экологического образования является дошкольное детство. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение им экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформированности представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
Для изучения формирования представлений о животных у дошкольников средствами художественных произведений у дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – изучение формирования представлений о животных средствами художественных произведений.
Гипотеза исследования: предполагается, что формированию представлений о животных у дошкольников способствует:
- грамотный подбор содержания литературных произведений в работе с детьми;
- заинтересованность педагогов;
- взаимосвязь различных видов детской деятельности в процессе чтения.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для формирования представлений о животных у дошкольников.
2. Провести контрольный эксперимент по формирования представлений о животных у дошкольников.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Гервятский детский сад».
В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5 лет.
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности представлений о животных у дошкольников.
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
1. Беседа с детьми.
2. Наблюдение за поведением детей во время чтения произведения.
1. В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1) Каких животных ты знаешь?
2) Каких животных называют дикими?
3) Каких животных называют домашними?
4) Расскажи о любом диком животном.
5) Расскажи о любом домашнем животном.
6) Чем отличаются дикие и домашние животные?
7) Какое твое любимое животное?
8) Какие сказки, рассказы, стихи о животных ты знаешь?
9) Ты любишь, когда тебе читают рассказы о животных?
Ответы детей оценивались по следующим критериям: «знание животных», «интерес к литературному творчеству», «знание произведений о животных».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская литература является для ребенка одним из первых источников знаний об окружающем мире. Книга расширяет кругозор малыша, дает первые представления о природе родного края и дальних стран, человеке и машинах, о космосе и земных недрах. Однако детская литература не свод учебников: рассказывая о научных открытиях, удивительных путешествиях, книга учит ребенка восхищаться красотой природы, удивляться мужеству и смелости первооткрывателей, замечать чудесное в обычных вещах.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Знакомство с животными и их особенностями происходит в детском саду дифференцированно, с учетом возраста воспитанников и усложняется по мере взросления детей. В старшей группе формирование представлений о животных осуществляется по разделам.
В русской литературе имеется богатый арсенал произведений, посвященных животным, их особенностям, поведению в природе. В каждой возрастной группе существует свой круг детского чтения произведений о животных.
Для изучения формирования представлений о животных у дошкольников средствами художественных произведений у дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа. Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Гервятский детский сад». В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5 лет. Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
По итогам констатирующего эксперимента количество испытуемых составило 12 человек. Из них положительные показатели по критерию «Знание животных» у 6 человек (50 %); по критерию «Интерес к литературному творчеству» – у 5 дошкольников (41 %); по критерию «Знание произведений о животных» – у 4 дошкольников (33 %). Высокий уровень сформированности интереса к книге и чтению показали 33 % дошкольников, средний – 50 %, низкий – 17 % дошкольников. Данные методы показали, что дети проявляют недостаточный интерес к литературным произведениям о животных, а также могут назвать недостаточное количество диких животных, рассказать об их особенностях. Хотя основная часть детей имеет представления о произведениях литературы о животных, а также желание и интерес к участию в занятиях, многие дети не проявили интереса к предложенной им деятельности. В ходе формирующего эксперимента с детьми были проведены занятия с использованием различных методов, среди которых особое внимание уделялось чтению воспитателя по книге или наизусть, рассказыванию воспитателя, инсценированию, после чего был проведен контрольный этап исследования.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М. : Академия, 1997. – 280 с.
2. Бобылева, Л. Д. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л.Д. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 10 – 15.
3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5 – 7 лет / Л.Н. Вахрушева. – М. : Сфера, 2012. – 128 с.
4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 2008. – 54 с.
5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе : программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 72 с.
6. Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго / З.А. Гриценко. – М. : Просвещение, 2001. – 144 с.
7. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учеб. пособие для студентов фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко.– М. : Академия, 2004. – 240 с.
8. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н.А. Виноградова (и др,) – М. : Айрис-пресс, 2005.– 400 с.
9. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя / Н.М. Зверева. – М. : Педагогика, 2001. – 260 с.
10. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей / В.А. Зебзеева. – М. : Сфера, 2011. – 383 с.
11. Кузьменкова, Е. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет / Е. Кузьменкова. – М. : Чистые пруды, 2005. –32 с.
12. Куликовских, Н. Увлечь книгой / Н. Куликовских // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. - С. 33-40.
13. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 383 с.
14. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – М. : Наука, 1993. – 239 с.
15. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – М. : Просвещение, 1978. – 223 с.
16. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1989. – 328 с.
17. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
18. Федотова, А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А.М. Федотова // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста : межвуз. сб. науч. тр. – Пермь : ПГПИ, 1990. – С. 75–87.