ВВЕДЕНИЕ
Термином «бенчмаркинг» обозначается один из инструментов совершенствования деятельности. Название метода происходит от английских слов «bench» (уровень, высота) и «mark» (отметка). Это словосочетание трактуется по-разному: «опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение» и т. п.
Бенчмаркинг или эталонное сопоставление - термин, уже довольно прочно вошедший в белорусский экономический лексикон - это метод (инструмент) управления, который может помочь многим белорусским компаниям в решении задачи совершенствования систем менеджмента и повышения конкурентоспособности.
Бенчмаркинг - это постоянное изучение лучшего в практике конкурентов, сравнение компании с созданной эталонной моделью собственного бизнеса. Бенчмаркинг позволяет выявлять и использовать в своем бизнесе то, что другие делают лучше. Практика показывает, что взгляд на свою организацию сквозь призму опыта лучших мировых компаний или лидеров отрасли дает возможность найти новые ориентиры для повышения эффективности управления и решить прикладные вопросы,
Аналитический метод работы с информацией позволит обнаружить тенденции на рынке и сориентировать свою собственную стратегию. Суть бенчмаркинга можно обозначить словами «умные учатся на чужих ошибках». Максимально полная информация о конкурентах, если таковую удалось узнать, вполне может стать основой для составления своего собственного бизнес-плана.
Использование бенчмаркинга позволяет предприятию сформировать собственную команду внутренних консультантов, получить опыт проведения организационных изменений и, таким образом, создать базу для дальнейшего совершенствования организации и управления с опорой на собственные силы.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Цель работы – провести анализ конкурентоспособности продукции предприятия и разработать пути её повышения.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕНЧМАРКИНГА
1.1 Сущность бенчмаркинга
Бенчмаркинг – это непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы на основе сравнения с самыми сильными конкурентами или теми компаниями, которые признаны лидерами.
Также бенчмаркинг можно рассматривать как непрерывный процесс, открывающий, изучающий, и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования знаний в своей организации [20, c. 23].
Временем рождения бенчмаркинга можно считать конец 50-х годов. Именно в этот период японские специалисты активно посещают известные компании (в основном американские и западноевропейские) с целью изучения идей, которые незамедлительно реализуются на японских предприятиях. Вскоре использование лучших мировых технологий и ноу-хау в как области производства, так и менеджмента, которыми до недавнего времени владел только Запад, японцы стали считать своими конкурентными преимуществами. Они тщательно исследовали западные товары и услуги с тем, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем начать выпускать более конкурентоспособные модификации, предложив их рынку по более низким ценам. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую. Период интенсивного заимствования западных технологий продолжался до конца 60-х годов; к этому времени японские компании догнали западные. Успех японцев в использовании западных технологий как базы национальной промышленности очевиден и не подлежит сомнению.
На западе бенчмаркинг в его современной трактовке впервые был использован корпорацией Xerox в 1979 году для преодоления рыночных проблем, обусловленных катастрофическим уменьшением рыночной доли корпорации. У компании не было выбора. Конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Решение было найдено незамедлительно: для определения причин сложившейся ситуации провели сравнительный анализ товаров конкурентов, выявили и оценили их технические характеристики и на этой основе разработали уникальное предложение. Воодушевленные полученными результатами, сотрудники корпорации детально изучили опыт японской компании Fuji, адаптация и использование которого привели к успеху и
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕНЧМАРКИНГА НА ОАО «МОЖЕЛИТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «МОЖЕЛИТ»
Открытое акционерное общество « желатиновый завод» создано приказом областного комитета управлению государственным имуществом и приватизации от 6.12.1995 № 212 путем преобразования Могилевского желатинового завода соответствии Законом Республики Беларусь «Об обществах, обществах с ограниченной ответственностью» Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Могилевским городским комитетом января 1996 года.
2005 году на предприятии международная система качества в с требованиями ISO 9000 2000 года.
В 2008 введен в участок сухого который позволил состав выпускаемой смонтирован участок выпуску «Преципитата».
В году «Могилевский желатиновый завод» был переименован ОАО «МОЖЕЛИТ» дата регистрации года.
Уставный 45089450 белорусских и разделен именных акций стоимостью 70 Общее количество принадлежащих государству, или 48,8%.
ОАО «МОЖЕЛИТ» имеет основное цех – вырабатывает желатин для пищевых и целей, с производственной мощностью 1720 тн в преципитат с производственной мощностью 600 в а также в отделении переработки кости – выпускается кость 2 категории для желатина и жир технический. Отметим что занимает доминирующее положение на товарном рынке Республики по желатина пищевого.
ОАО «МОЖЕЛИТ» в время является одним из производителей желатина СНГ. ОАО «МОЖЕЛИТ» перерабатывает
ГЛАВА 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ «МОЖЕЛИТ»
продукции характеризуется выгодность или данного с точки расходов на использование утилизацию: количество сырья и топлива энергии, расходы сроки осуществления работ снабжения запчастями, для обслуживания товара, на их плату, обучение повышение квалификации и др.
Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема товара, который позволил бы овладеть долями рынка в целях обеспечения рентабельности производства и Очень важен вопрос ресурсного обеспечения организации – приобрести необходимые материалы, комплектующие полуфабрикаты, привлечь финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем кадры. Конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, и организация производства новых видов
В результате оценки качества конкурентоспособности продукции могут быть пути конкурентоспособности решения:
- изменение состава, применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или продукции;
- изменение порядка продукции;
- технологии продукции, методов системы контроля изготовления, хранения, монтажа;
- изменение продукцию, цен услуги, по и ремонту, на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- структуры и размера инвестиций разработку, производство и сбыт продукции;
- структуры и объемов кооперационных поставок производстве продукции и цен на и состава выбранных поставщиков;
- изменение стимулирования поставщиков;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бенчмаркинг – это процесс оценки уровня продукции, услуг методов работы на основе сравнения сильными конкурентами или теми которые лидерами.
Стандартный бенчмаркинга можно с помощью моделей бенчмаркинга. из них называется «Колесо бенчмаркинга» состоит ряда этапов: планирование, поиск, наблюдение, анализ, адаптация.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «МОЖЕЛИТ».
анализ экономических показателей показал, на анализируемого периода наблюдается увеличение объема производства на или на 3225 тыс р., выручки реализации на 29,4% или на 3070 тыс р., себестоимость реализованной продукции у на или на 1527 тыс р. Стоит положительный момент в деятельности организации это превышение роста выручки продукции над темпами роста от реализации продукции. За период рост затрат на производство на 2213 тыс или на 24,4%. Эффективность использования затрат растет, о свидетельствует снижение затрат на рубль произведенной продукции на 0,057 р., также на 1 р. реализованной продукции снизились на 0,03 р.
Эффективность труда возросла, так производительность труда увеличилась на 11,123 тыс р. или на 35,2%. в основном с ростом объема производства и персонала, которая снизилась на 6 чел.
про анализируемого периода организация прибыль от и которой составил в 2,4 раза на 1081 тыс Соответственно показатели имели тенденцию росту.
В целях качества и направление по конкурентоспособности продукции ОАО «МОЖЕЛИТ» совершенствования и проведения системы менеджмента качества.
Совершенствование системы качества в позволит получить тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
система бизнес-моделирования Business Studio разработана специально для полного цикла проектирования эффективной системы управления качеством – «Проектирование –
1 Алексеев, А.А. подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции. – 2015. – 20 с.
2 Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2013 299 с.
3 Архипова, О. Я. Повышение эффективности исследований с использования количественно-качественного метода дифференциала / О. Я. Архипова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://referent.mubint.rU/8/3235. – Дата доступа: 09.09.2017.
4 Байнев, Конкуренция тормоз для / Валерий Беларуская – 2015 – № 9. – С. 59-65.
5 Л. В. методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // в России и за рубежом. – 2005. – 4. – С. 72-85.
6 Бусыгин, Н. Использование элементов управленческого анализа в нахождении резерва финансовых расходов предприятии в целях обеспечения его конкурентоспособности / Ю. Н. Н. А. Антипенко // Экономика и – 2012. – № 3. – 33-37.
7 Гарбацевич, С. Л. Организационно-экономический механизм конкурентоспособности предприятий Республики Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. – Мн. Акад. При Президенте, 2002. – 20 с.
8 Генералова, С. Формирование конкурентного потенциала с помощью метода бенчмаркинга Генералова // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – №1. – С 20–23.
9 Головачев, А.С. Методические основы отрасли показатели её оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Хамчуков // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 108–117.
10 Гребнев, Т. Анализ конкурентоспособности продукции Е.Т. Гребнев, Д.Т. Новиков, А.Н. Захаров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 3 (29). – С. 136-141.
11 Долинская, М.Г. Маркетинг и промышленной / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Издательство стандартов, 2012. – 342 с.
12 Дурович, А. Основы маркетинга: учеб. / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2004. – 512 с.
13 А.П. Конкурентоспособность товаров в маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – Минск: БГЭУ, 1993. – с.
14 Качалов, В.А. Методы менеджмента качества В.А. Качалов // Белорусский Журн. «Знак качества». – 2014 №8. – 95-100.
15 Клейменова, Г. В. Сущность и виды бенчмаркинга как метода управления бизнесом / Клейменова, З.Г. // и кредит. – 2014. – №33. – С. 15–19.
16 Кузьмин, А. М. / А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. – 2013. – – С. 67-71.
17 Кузьмин, М. Методика качества и кон / А. Кузь // менеджмента качества. 2013. 6. – С. 33.
18 Лифиц, И. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: 2012. – 366 с.
19 Методологические к оценке конкурентоспособности товара / Д. П. Лисовская [и др.] // Пищевая промышленность: и технологии. – 2014. – 2. – С. 61-69.
20 Михайлова, М. Р. Бенчмаркинг – универсальный инструмент управления качеством / М.Р. Михайлова // менеджмента качества. – 2013. – № 5. – С. 23-28.
21 Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. для / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 293 с.
22 Платонова, Л.Е. предприятия «Пространственная» методика оценки Л.Е. Платонова // Маркетинг, идеи технологии. – – № 5. – С. 42.
23 Селюков, М. В. Исследование подходов классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования М. В. Селюков, П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2012. – №8. С. 449-454.
24 Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Н.В. Немогай, Н.В. Бонцевич, В.В. Садовский. Гомель: 2005. – 228 с.
25 Управление качеством: для вузов / С.Д. Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян [и др.]. М.: ЮНИТИ, 2009. – 199 с.