Введение
I. Межличностное взаимодействие учащихся как предмет изучения
1.1. Проблемы взаимоотношений в коллективе младших школьников
1.2. Межличностное общение, отношения в младшем школьном возрасте
1.3. Роль учителя в становлении межличностных отношений
1.4. Проблемы взаимоотношений в младшем школьном возрасте
II. Исследование межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте
2.1. Результаты изучения межличностного взаимоотношения в младшем школьном возрасте
2.2. Педагогические рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Изучение человеческих взаимоотношений является для психологии одной из ключевых проблем. В современном мире изучение ребенка в его системе отношений со сверстниками имеет большое значение и актуальность, поскольку именно младший школьный возраст является особенно важным периодом в образовании. Это возраст становления личности ребенка. В это время в общении ребенка в группе сверстников возникают довольно сложные отношения, которые оказывают существенное влияние на развитие его личности. Общение со сверстниками - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении на ранней стадии становится его главной социальной потребностью.
Общение со сверстниками играет решающую роль в жизни младшего школьника. Это условие для формирования социальных качеств личности ребенка, проявления и развития коллективных отношений детей. Поэтому проблема межличностных отношений, возникшая на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - является одной из важнейших проблем нашего времени. С каждым годом она привлекает все больше внимания исследователей внутри страны и за рубежом и является по сути ключевой проблемой социальной психологии, которая изучает различные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема сливается с проблемой «личности в системе коллективных отношений», которая так важна для теории и практики воспитания подрастающего поколения [6, с. 97].
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает позже, чем в общении со взрослыми. Но именно в младшем школьном возрасте это уже выражено очень ярко, и если оно не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. В конце концов, именно группа сверстников, которую ребенок получает в школе, создает наиболее благоприятные условия для правильного воспитания и развития младшего школьника.
I. Межличностное взаимодействие учащихся как предмет изучения.
1.1. Проблемы взаимоотношений в коллективе младших школьников.
Термин «взаимоотношения» часто используется для обозначения отношений между людьми. Несколько попыток как-то определить это понятие сразу наталкиваются на трудности.
Взаимотношения - это обязательно отношения человека с другим человеком. При этом условии отношения приобретают свойства обратимости и симметрии. На самом деле, не все человеческие отношения с другими людьми могут рассматриваться как взаимоотношения. Таким образом, человек может как-то относиться к историческим личностям, Наполеону или Шекспиру, он может иметь определенное отношение к современным политикам или писателям, но он не может рассчитывать на какое-либо отношение к нему, к взаимоотношению.
Взаимоотношения – это обязательно прямые межличностные отношения. Они могут быть прямыми - «лицом к лицу» или опосредованы любыми средствами связи (телефоном, телеграфом, телевидением), но они всегда должны поддерживать реальную возможность взаимности [2, с. 3].
Следовательно, взаимоотношения - это особый тип отношений между человеком и человеком, при котором существует возможность прямых (или опосредованных техническими средствами) одновременных или отложенных личных отношений [12, 33].
В отечественной педагогической и социально-психологической литературе изучение взаимоотношений и общения в детских группах имеет значительную традицию. Первые указания на особый характер отношений, складывающихся между детьми в классе, их психологическое влияние и значение можно найти даже в русской художественно-педагогической журналистике второй половины XIX века.
II. Исследование межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте.
Эксперимент проходил в государственном учреждении образования «Средняя школа № 6 г. Гродно».
2.1. Результаты изучения межличностного взаимоотношения в младшем школьном возрасте.
Для изучения межличностных отношений в классе мы использовали социометрическое тестирование. В нем учащиеся должны были сделать осознанный выбор одноклассников, которых они предпочли или отвергли в соответствии с критериями, указанными в форме ситуаций или видов совместной деятельности. В дополнение к общему, наша версия социометрической анкеты также включает критерии образовательного и эмоционального отбора.
Социометрия позволяет судить об адаптивности каждого учащегося в системе образовательных и неформальных межличностных отношений, а также о первичной мотивационной ориентации класса на учебную деятельность, общение или другие сферы групповой деятельности.
Реальная компетентность детей в общении со взрослыми оценивается двумя исследовательскими процедурами. Наблюдение проводилось с использованием специально разработанной схемы анализа урока, которая позволяет вам описать, как учитель взаимодействует со учениками. Анализ психологического климата в классе позволяет нам оценить стиль взаимоотношений между ребенком и взрослым в неформальной обстановке. Ниже обе эти процедуры представлены более подробно.
Мы также провели контент-анализ сочинений детей на тему «Мои одноклассники», чтобы изучить межличностные отношения младших школьников. Для анализа мы использовали четыре группы категорий: учитель (учитель как личность, мое отношение к учителю, отношение учителя ко мне), уроки (нравится / не нравится, нужно / не нужно; насколько комфортно я себя чувствую в классе), одноклассники / я не люблю их, их отношение ко мне, мои отношения с ними, друзья / враги, то, как я себя чувствую в классе), я сам (хочу / не хочу ходить в школу, как я себя чувствую в школе).
Заключение.
Анализ экспериментальной части курсовой работы позволил сделать следующие выводы:
такие методы исследования, как наблюдение, анкетирование, ранжирование, опрос помогают диагностировать межличностные отношения в школьном коллективе;
у детей младшего возраста активно идет сплочение коллектива, интенсивно устанавливаются дружеские связи с представителями противоположного пола. Учитель не может активно вмешиваться в эти отношения, но может корректно на них влиять и направлять;
В процессе исследования автор курсовой работы выяснила, что отношения между детьми в 4 «Б» классе достаточно стабильны и гармоничны, но, несмотря на это, нуждаются в опытном руководстве.
Среди основных проблем взаимоотношений в младшем школьном возрасте можно выделить несформированность у школьников правил взаи-моотношений, необходимость формирования межличностных отношений младших школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, социальные условия работы современных школ и жизни школьников, а также несовершенство методической подготовки учителя в области педагогики межличностных отношений.
1. Абраменкова, В. В. Проблема отчуждения в психологии /В.В. Абраменкова. -Мозырь: Издательство «Содействие», 2006. - 108 с.
2. Амельков, А.А. Психологическая диагностика. /А.А. Амельков. - Мозырь: Издательство «Содействие», 2006. – 108 с.
3. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блаубер: — М: Эдиториал УРСС, 1997. - 334 с.
4. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. - М.: Карапуз -2008 - 224 с.
5. Гатальская, Г.В. Практическая психология для учителя «В школу – с радостью» / Г.В. Гатальская, А.В. Крыленко. – Мн. , 1998. – 240 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1995. – 240 с.
7. Григорьева, Т.Г. Хрестоматия: Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева. – Новосибирск, - 1997. – 198 с.
8. Григорьева, Т.Г. Практикум: Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева. – Новосибирск, 1997. – 116 с.
9. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения методическое пособие для преподавателей. / Т.Г. Григорьева, Л. В. Липская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск: 1997. – 171 с.
10. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студентов среднего педагогического учебного заведения. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М., 2002. – 464 с.
11. Даукша, Л.М. Психология педагогического общения / Л.М. Даукша. – Гродно, 2004. – 123 с.
12. Дыгун, М. А. Влияние межличностного взаимодействия в учебных группах на социальные установки личности в юношеском возрасте / М. А. Дыгун – Мн., 2006. - 108 с.
13. Дыгун, М.А. Курсовая работа по психолого-педагогическим дисциплинам. / М. А. Дыгун, Л. Л. Михайлова. – Минск, Издательство «Жасскон», 2005. –39 с.
14. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования. / Ф.И. Иващенко. – Минск, 2003. – 138 с.
15. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов – Екатеринбург, 1997. – 144 с.
16. Кондратьева, С.В. Профессионализм в педагогическом общении / С.В. Кондратьева, П.А. Ковалевский, Б.П. Ковалёв.–Гродно, 2003.–272 с.
17. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). / Я.Л. Коломинский. – Мн., 2000. – 432 с.
18. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1984. – 122 с.
19. Коломинский, Я.Л. Человек: психология. / Я.Л. Коломинский. – Мн., 1998. – 288 с.
20. Пономаренко, Л.П. Пособие для педагога: Основы психологии для старшеклассников./Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова.– М.,2001,192 с.
21. Столяренко, Л.Д. основы психологии. / Л.Д. Столяренко. – Ростов – на – Дону, 1996. – 736 с.
22. Селезнёва, Е.В. Психология: детская энциклопедия «Я познаю мир» / Е.В. Селезнёва. – М., 2005. – 395 с.
23. Шелихова, Н.И. Техника педагогического общения / Н.И. Шелихова. – Воронеж, - М.: Издательство «Институт практической психологи», - 1998. – 128 с.