Введение
Глава 1 Теоретические основы развития у младших школьников потребности в физкультурно-оздоровительной активности
1.1 Специфика потребностей младших школьников
1.2 Особенности физкультурно-оздоровительной активности у младших школьников
1.3 Формирование потребности в физкультурно-оздоровительной активности у детей младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
Глава 2 Опытно-поисковая работа по развитию у младших школьников потребности в физкультурно-оздоровительной активности
2.1 Диагностика сформированности у младших школьников потребности в физкультурно- оздоровительной активности
2.2 Организация работы по развитию потребности у младших школьников физкультурно-оздоровительной активности
2.3 Оценка эффективности проведения мероприятий по развитию потребностей у младших школьников физкультурно-оздоровительной активности
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Введение.
На сегодняшний день проблемы здоровья детей младшего школьного возраста становятся все более острыми. Детям свойственно чаще заболевать, поскольку их иммунная система ещё несовершенна и не успела накопить достаточно антител, которые защищают подростков и взрослых от многих инфекций.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны. Существует много методов оздоровления детей. Это и различные лекарственные препараты, и физиологическое лечение. Однако, как показывает многовековой опыт, лучше не допускать болезнь, чем ее лечить. В качестве физиологических методов оздоровления наиболее распространенными являются: различные виды закаливания, массаж, физкультура, дыхательная гимнастика и другие.
В научной литературе существуют различные концепции и методики физического воспитания и формирования здоровья учащихся (В.К. Бальсевич, Ю.Н. Вавилов, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко, В.И. Лях, В.И. Столярови др.).
Здоровье и физическая подготовленность детей и подростков -важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего общества. Весь этот потенциал закладывается в школьные годы. В настоящее время физическое воспитание учащихся практически отодвинуто на последний план, и неудивительно, что уровень физической подготовленности детей и молодежи оценивается как крайне неудовлетворительный. Актуальность темы в том, что состояние физического воспитания школьников признано неудовлетворительным. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников различными средствами физической культуры является актуальной.
В этой связи необходимо проводить систематическую работу над развитием потребности в физкультурно-оздоровительной активности у младших школьников.
Актуальность данной работы определяется необходимостью оздоровления и поиском новых подходов к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Глава 1 Теоретические основы развития у младших школьников потребности в физкультурно-оздоровительной активности.
1.1 Специфика потребностей младших школьников.
Разработка эффективных средств и методов физического воспитания осуществляется с учетом потребностей детей. Только при таком подходе физическое воспитание способствует сохранению и укреплению здоровья детей, улучшению их физического развития [9, с. 5]. Поэтому необходимо остановиться на характеристиках потребностей младших школьников.
В младших классах дети развивают абстрактное мышление, способность рассуждать и наблюдать, анализировать и делать выводы. Ключевым в раннем школьном возрасте становится учебная деятельность. Это определяет наиболее важные изменения, происходящие в развитии психики детей на этой возрастной стадии. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности – обучения. Раньше его любили просто за то, что он есть, теперь его достижения влияют на его отношение к нему. Характерной чертой детей в возрасте 7-10 лет является любопытство, живой интерес ко всему новому и яркому. Эта особенность сочетается с сильным желанием много подражать, а иногда и что-то копировать, поэтому личный пример родителей имеет чрезвычайно важное воспитательное значение. В ранние школьные годы потребность в признании формируется. У детей есть желание завоевать уважение своих родителей, авторитет среди сверстников и учителей. В этом возрасте появляется еще одно важное новообразование – произвольное поведение. Ребенок становится самостоятельным, он выбирает, как действовать в определенных ситуациях [7, с. 28].
В основе развивающихся потребностей младшего школьника лежат те, которые ребенок заимствовал из дошкольного детства. Остается необходимость в игре. Поэтому, впервые в школе, введение игровой ситуации в классе и использование дидактических игр является значительным фактором в пробуждении интереса к обучению, способствуя сложной учебной деятельности.
Она остается такой же сильной, как и потребность дошкольника в движении. Зачастую это мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоянно испытывает желание двигаться, ходить по классу. Многие дети, сдерживая себя на уроке, проявляют особую подвижность во время перерыва, и они бегают и прыгают так сильно, что устают и тем самым снижают свою эффективность на уроке. Именно поэтому учитель начальных классов, как и воспитатель детского сада, должен уметь организовывать детский досуг, в том числе активные игры на переменах, а также давать им возможность передвигаться по классу [14, с. 6].
Глава 2 Опытно-поисковая работа по развитию у младших школьников потребности в физкультурно-оздоровительной активности.
2.1 Диагностика сформированности у младших школьников потребности в физкультурно- оздоровительной активности.
На данном этапе была проведена диагностика сформированности у младших школьников потребности в физкультурно- оздоровительной активности.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность методики развития потребности физкультурно-спортивной деятельности учащихся младших классов.
Объект исследования – образовательный процесс физического воспитания учащихся младших классов.
Предмет исследования – особенности потребности занятий физической культурой и спортом учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1Изучить содержание мотивов двигательной активности учащихся младших классов, как основного фактора повышения их физкультурно-спортивной активности.
2Выявить противоречия процесса формирования потребности к физкультурно-спортивной деятельности учащихся младших классов.
3Научно обосновать и апробировать методику, направленную на активизацию потребности физкультурно-спортивной деятельности учащихся младших классов.
В исследовании приняли участие 50 учащихся младших классов ГУО «Ивьевский ясли-сад-начальная школа»
Следует отметить, что 23% учащихся имели основную группу здоровья по физической культуре, 45% подготовительную и 32% специальную.
Нами были отобраны следующие методики:
Анкетирование «Мотивация физкультурно-спортивной деятельности», в которой мы модифицировали и объединили опросники по методикам А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом» и В.И. Тропниковым «Изучение мотивов занятий спортом» (Приложение 1) [11, с. 407]. Цель анкетирования: выявить степень сформированности мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью и определение степени важности определенных причин (ситуаций) которые побудили и побуждают заниматься физической культурой или выбранным им видом спорта.
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой) [11, с. 411].
Заключение.
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 10 лет (I-IV классы). Для детей этого возраста природой заложена высокая потребность в двигательной активности, но с переходом от дошкольного воспитания к обучению в школе ее объем сокращается на как минимум в половину. Общее количество двигательных действий, выполняемых в процессе повседневной жизни человека называется двигательной активностью.
Моторная функция определяется морфологическими показателями, показателями мышечной работы, контроля движения. Сюда также входит формирование основных двигательных навыков: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Эти компоненты двигательной активности являются основными, определяющими двигательную функцию ребенка.
Под физкультурно-оздоровительной активностью понимается природная необходимость движения, удовлетворенность коей представляет собой важнейшее условие в процессе вырабатывания основополагающих структур и функций организма.
Понятие «двигательная активность» определяется как сумма движений, совершаемых человеком в течение его жизнедеятельности. Моторная активность в детстве делится на 3 составляющие: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, выполняемая во время упражнений и работы; спонтанные физические нагрузки в свободное время, которые, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень ежедневных физических нагрузок.
Следует отметить целенаправленную работу учителей начальных классов по организации различных форм физической активности с целью улучшения здоровья учащихся и предотвращения заболеваний. В большинстве случаев это ежедневные подвижные изменения, которые расслабляют и улучшают самочувствие, направленные на преодоление усталости, кратковременные упражнения, упражнения и паузы для упражнений в соответствии с гигиеническими нормами. Комплексы упражнений, выбранные учителями, включают двигательные действия, которые по своей структуре отличаются от положения тела и движений, выполняемых во время тренировочной работы, что увеличивает двигательную активность организма и вовлекает в активную работу группу мышц, несущих статическую нагрузку. Однако вопрос организации гимнастики до занятий проблематичен и требует серьезного улучшения.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроке физический культуры необходимо, чтобы они испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями и получали удовольствие от этих уроков. Интерес к физической культуре формируется на основе естественной потребности ребенка в движениях и в новых впечатлениях.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 1978. – 223 с.
2. Безруких, М.М., Сонькин В.Д. (ред.). Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. – М.: Триада-фарм, 2001. – 117 с.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких. – М.: Академия, 2009. – 414 с.
4. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – 496 с.
5. Вайцеховски, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховски. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 278 с.
6. Выгодский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выгодский. – М.: Педагогика, 2013. – 367 с.
7. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей / С.И. Гальперин. – М.: Просвещение, 1965. – 167 с.
8. Главатских, Е.Б. Формы и методы формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. – С. 15-17.
9. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры. 1-4 классы: метод. пособие и программы / Л.Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 207 с.
10. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьника / А.А. Гужаловский. − Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1980. − 151 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
12. Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника : Пособие для учителя / В. И. Кирпичев. – М. : Владос, 2002. – 142
13. Лебедева, Н.Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей. – Мн.: Высш. шк., 2004. – 192 с.
14. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: пособие для учителя / Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова. – М.: Просвещение, 2001. – 80 с.
15. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов Методическое пособие / В.Г. Никитушкин. – М.: Москомспорт, 2009. – 112 с.
16. Пигалова, Л.В. Физическое воспитание учащихся младших классов: учеб. пособие / Л.В. Пигалова. – Челябинск: УралГАФК, 2011. – 72 с.
17. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 270 с.
18. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 223 с.
19. Хайбуллина, Д.Р. Особенности мировоззрения в сфере физической культуры и здоровья детей младшего школьного возраста / Д.Р. Хайбуллина // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Материалы науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов. – Омск, 2000. – С.28-30.
20. Шайхелисламова М.В. Гормональные механизмы регуляции процессов регуляции и адаптации подростков / М.В. Шайхелисламова, Ф.Г. Ситдиков, Н.Б. Дикопольская, Г.А. Билалова, А.Д. Комарова, Н.А. Шепелева, Т.Л. Зефиров // Дневник Казанской медицинской школы. – 2019. – № 1 (XXIII). – С.145-149.