Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников
1.1 Сущность и содержание учебной деятельности младшего школьника
1.2 Организация учебной деятельности как фактор развития мотивации учебной деятельности младших школьников
1.3 Особенности различных направлений стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников
Глава 2. Исследование методологии стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников
2.1 Общая характеристика диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников
2.2 Оценка мотивации младших школьников к учебному процессу
2.3 Стимулирование мотивации учебной деятельности младших школьников на учебных занятиях
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность темы исследования. Различные исследования структуры человеческой деятельности неизменно подчеркивают необходимость наличия стимулирующего компонента. Все мероприятия являются более эффективными и приносят качественные результаты, если человек имеет сильные, яркие, глубокие стимулы для принятия мер, с полной приверженностью, чтобы преодолеть неизбежные трудности, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, последовательно продвигаясь к намеченной цели. Все это оказывает непосредственное влияние на учебную деятельность, которая становится более успешной, если учащиеся позитивно относятся к учебной деятельности, если у них есть когнитивный интерес, если они хотят получить знания, навыки и способности, если у них есть чувство долга, ответственности и другие мотивы для обучения.
Многие учителя, не осознавая этого сами, часто полагают, что они должны делать то, что рекомендует учитель, когда ребенок приходит в школу. Есть также учителя, которые в первую очередь мотивированы негативным отношением. В таких случаях действия учеников мотивированы желанием избежать каких-либо неприятностей: наказания учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Часто в первый день обучения в школе учащиеся узнают, что они не могут вести себя так, как раньше: они не могут вставать, когда хотят; они не могут обратиться к ученику за ними; их нельзя спросить, когда они хотят это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика постепенно развивается страх перед школой, страх перед учителем. Образовательная деятельность не приносит радости. Это сигнал дисфункции. Даже взрослый человек не может долгое время работать в таких условиях.
Психолого-педагогическое изучение стимуляции и ее формирования – две стороны одного и того же процесса формирования мотивационной сферы целостной личности младшего школьника. Изучение процесса стимуляции заключается в выявлении реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития каждого младшего школьника и класса в целом. Результаты исследования становятся основой для планирования процесса формирования. Формирование стимулов и мотиваций для обучения – создание условий для возникновения внутренних мотивов (мотивов, целей, эмоций) обучения в школе, их реализации учащимися и дальнейшего саморазвития их мотивационной сферы. При этом учитель не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за спонтанным развитием и формированием мотивационной сферы младших школьников, а стимулирует ее развитие с помощью системы психологически продуманных методов.
Глава 1 Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников.
1.1 Сущность и содержание учебной деятельности младшего школьника.
Ребенок становится учеником, когда он или она получает соответствующую внутреннюю должность. Он или она включены в учебную деятельность как наиболее важные для себя.
Потеря интереса к игре и формирование воспитательных мотивов связаны с особенностями развития самой игры. По словам Н.И. Гуткина, дети 3-5 лет наслаждаются игровым процессом, а в 5-6 лет – не только процессом, но и результатом, т.е. победой. Игры проводятся по правилам, характерным для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Например, чтобы играть в классические игры, нужны специальные тренировки, чтобы уметь точно бросать мяч и прыгать, хорошо координируя свои движения. Ребенок старается работать над движениями, учиться успешно выполнять индивидуальные действия, может быть, не слишком интересно самому себе. Игровая мотивация смещает акцент с процесса на результат, кроме того, развивается мотивация к достижениям. Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место воспитательной, в которой действия выполняются ради конкретных знаний и навыков, что, в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус [1, с. 43].
Таким образом, в этом возрасте учебной деятельности ведущая роль принадлежит младшему школьнику. Это необычайно сложное занятие, требующее больших усилий и времени – 10 или 11 лет жизни ребенка. Естественно, она имеет определенную структуру. Кратко рассмотрим компоненты образовательной деятельности в соответствии с идеями Д.Б. Эльконина.
Первый компонент – мотивация. Как мы уже знаем, образовательная деятельность многогранна – она мотивирована и ориентирована на различные образовательные мотивы. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные целям обучения; если они формируются у младшего школьника, то его воспитательная работа становится значимой и эффективной. Д.Б. Эльконин называет их воспитательными и познавательными мотивами. Они основаны на когнитивных потребностях и необходимости саморазвития. Интерес к содержанию учебного мероприятия, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, как достигаются результаты, как достигаются цели обучения. Ребенок должен мотивироваться не только результатом, но и самой учебной деятельностью. Это также является мотивом для собственного роста, самосовершенствования и развития ваших способностей [2, с. 325].
Глава 2. Исследование методологии стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников.
2.1 Общая характеристика диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников.
Учитель, заинтересованный в улучшении своей работы, естественно, обращает внимание на мотивацию учебной деятельности учеников и стремится к повышению и поддержанию ее на высоком уровне. Однако у него нет диагностических инструментов для определения характера образовательной мотивации (ее направленности, динамики), проявляющейся в его классе. Сегодня литература содержит методики, призванные выявить, помимо прочего, доминирование когнитивных или игровых мотивов у ребенка, общее эмоциональное отношение к школе, а также отдельно изучать приобретение знаний и ориентацию на оценки.
Примерами методик исследования отношения младших школьников к предметам являются «Методика с конвертами» и «Расписание», разработанные А.К. Марковой. Однако применение этих методов занимает много времени, и стандартизация полученных результатов затруднена.
Существует множество методик исследования мотивационной готовности к школе, над их разработкой трудились разные педагоги и психологи. Основными из них, которые наиболее эффективны и приемлемы для дошкольников являются такие как игра, моделирование педагогических и психологических ситуаций, беседы, экскурсии, различного рода упражнения.
Однако все они не идеальны, требуют доработки, так как направлены на раскрытие внешней стороны процесса, а что касается внутренней, более глубокой, то необходимо прорабатывать и другие стороны психических и психологических процессов проходящих при становлении личности младших дошкольников. В данной работе будет описано и использовано несколько методик, которые могут помочь раскрыть сущность мотивационной готовности тестируемых младших школьников.
Заключение.
В возрасте младшего школьника учебной деятельности ведущая роль принадлежит учебной деятельности. Это необычайно сложное занятие, требующее больших усилий и времени – 10 или 11 лет жизни ребенка. Д.Б. Эльконин выделяет некоторые компоненты учебной деятельности младшего школьника: мотивация, цель обучения, контроль, оценка. Учебные мероприятия носят комплексный характер и требуют долгосрочного развития. Ребенок становится младшим учеником, несмотря на подготовительную подготовку, большой или меньший опыт обучения, и оказывается в принципиально новой среде.
Отношение младшего школьника к обучению формируется в результате взаимодействия большого количества факторов, происходящих из здоровья младшего школьника, его домашнего окружения, особенностей семейного воспитания и многого другого. Но основными факторами являются мотивы преподавания и различные влияния на личность учащегося в процессе обучения и его участие в жизни класса и школьного сообщества. Позитивное отношение младшего школьника к предмету, школе, учителю проявляется в его настроении, благополучии, в эмоциональном подъеме, через который обучение переживается как радостная деятельность. Позитивное отношение к обучению, как отмечает Н.Г. Морозова, является «лишь психологической предпосылкой интереса, на основе которого интерес легче создавать, он необходим, но недостаточен для развития интереса». Многочисленными исследованиями доказано, что подлинный интерес возникает и развивается в условиях активной деятельности, выполнение которой требует от младших школьников проявления интеллектуальной активности, самостоятельной мысли.
1. Бубнова, И.А. Тип мотивации и его связь с эффективностью учебной деятельности старшего школьника / И.А. Бубнова // Адукацыя i выхаванне. – 1997. – № 3. – С. 54–58.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 c.
3. Игры – Обучение, тренинг, досуг…: В 4-х кн. – Кн. 1-4 / под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
4. Лукьянова, М. Учебная мотивация как показатель качества образования / М. Лукьянова // Народное образование. – 2001. – № 8. – С. 77–81.
5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пос. для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
6. Маркова, А.К. Мотивация учения, и её воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Т.А. Матис. – М.: Педагогика, 1983. – 164 с.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М., 1998. – 480 с.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
9. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс. В 2-х кн./ И.П. Подласый. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 576 с.
10. Реан, А.А. Мотивация учения, поведения и выбора профессии / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – С. 54 –75.
11. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
12. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.
13. Шамова, Т.И. Мотивация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Просвещение, 1982. – 180 с.
14. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 203 с.
15. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1969. – 317 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
17. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: книга для учителя / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
19. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.], под общ. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
21. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
22. Микаелян, А.В. Создание ситуаций успеха на уроках в начальной школе / А.В. Микаелян. – Кореновск, 2012. – 11 с.
23. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.
24. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.