ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ 2.0 ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Лингвистический и психологический компоненты в содержании обучения иноязычной лексике
1.2 Лексические трудности при чтении и аудировании на иностранном языке
1.3 Принципы отбора веб 2.0 технологий, используемых для формирования рецептивных лексических навыков
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ 2.0 ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Методические положения, определяющие обучение учащихся иноязычной рецептивной лексике на основе использования веб 2.0 технологий
2.2 Комплекс упражнений для формирования у учащихся рецептивных лексических навыков на основе использования веб 2.0 технологий
2.3 Фрагменты уроков по формированию у учащихся 10 классов рецептивных лексических навыков на основе использования веб 2.0 технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как человек учится и приобретает знания в новых социально-экономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде.
Технические изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики использования сервисов Веб 2.0. в образовании рассматривается сегодня как комплексная междисциплинарная проблема.
Одной из первых методических работ, посвященных использованию блог-технологии в обучении иностранному языку, была статья К. Кеннеди, в которой первоначально блог воспринимался как веб-журнал для выражения обучающимися своих мыслей. В своем исследовании К. Кеннеди создала блог учебной группы, на котором размещались письменные работы студентов, комментарии и вопросы преподавателю.
На сегодняшний день из всех широко используемых технологий Веб 2.0 в обучении иностранному языку блог-технология является наиболее обсуждаемой в научной методической литературе. А.В. Филатова [15] исследовала дидактические свойства и функции блог-технологии, а также методический потенциал преподавательского блога и личных блогов студентов в обучении иностранному языку (на материале страноведения).
Лексика в языковой системе является неотъемлемым компонентом каждого типа речевой деятельности. Ее согласованность проявляется в том, что все слова не могут существовать изолированно, они тесно взаимосвязаны в форме семантических полей, синонимичных цепочек, лексических семантических и тематических групп, антонимов и пр.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ 2.0 ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Лингвистический и психологический компоненты в содержании обучения иноязычной лексике
В школьном обучении значительное внимание уделяется изучению иностранного языка. Основной практической целью обучения лексическому материалу иностранного языка в начальной школе является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. Учащиеся средней школы обладают благоприятным для обучения уровнем не только физического, но и психологического развития. Для школьного возраста, особенно для младшей и средней ступени обучения характерны такие качества, как острота и свежесть восприятия, любознательность, яркое воображение. Внимание учащихся является относительно длительным и устойчивым [1, c. 243]. Специфической является память детей школьного возраста – прочно закрепляется то, что непосредственно связано с интересами личности.
Для школьного возраста характерно также эмпирическое владение некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Наглядно-образная память характерна для детей младшего школьного возраста, для более старшего характерно преобладание словесно-логической [2, c. 206]. Все это являет собой благоприятные предпосылки для изучения иностранного языка. Для этого важно, чтобы у ребенка были сформированы личностные проявления, они обладали особой настойчивостью, а также умели ставить перед собой цели и достигать их. Также положительным фактором для изучения иностранного языка является то, что обычно школьники уже с младшего возраста обладают чувством ответственности и долга.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ 2.0 ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Методические положения, определяющие обучение учащихся иноязычной рецептивной лексике на основе использования веб 2.0 технологий
Методическая цель любого урока в системе обучения – создание условий для проявления познавательной активности учеников и развития их интеллектуальных способностей.
Применение на уроках веб 2.0 технологий приводит стойкому результату, главным образом, благодаря включению творческого потенциала учащихся, что обеспечивает формирование ситуации успеха и повышает мотивацию в обучении.
Положительный результат работы достигается за счёт оптимального сочетания инновационных средств и методов обучения, максимально активизируя познавательную деятельность, стремление к разрешению проблемных ситуаций и самостоятельность учащихся.
Следовательно, веб 2.0 технологии выступают средством активизации творческого потенциала и повышения качества знаний при изучении иностранного языка [5, с. 28].
М. Варшауэр определяет три фазы компьютеризированного обучения иностранным языкам: бихевиористическую, коммуникативную и интегративную [17, c. 26].
Бихевиористическая фаза базируется на поведенческих теориях обучения и делает упор на тренировку и практику, где роль учителя выполняет компьютер (дает инструкции, осуществляет контроль). Бихевиористическая фаза направлена в основном на усвоение лексического и грамматического материала. Недостаток этого метода – отсутствие возможности осуществлять реальную коммуникацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В школьном обучении значительное внимание уделяется изучению иностранного языка. Основной практической целью обучения лексическому материалу иностранного языка в начальной школе является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. Учащиеся средней школы обладают благоприятным для обучения уровнем не только физического, но и психологического развития. При изучении лексической стороны речи на уроках иностранного языка следует руководствоваться не только педагогическими и психологическими принципами, но также учитывать лингвистические особенности изучения лексики.
При чтении и аудировании у учащихся могут возникнуть определенные трудности. В процессе преодоления трудностей восприятия иноязычной речи, у учащихся формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества.
За последние годы появилось много методических работ, авторы которых рассматривали вопросы развития видов речевой деятельности, формирования аспектов языка, а также формирования социокультурной и межкультурной компетенций посредством аутентичных и учебных Интернет-ресурсов, блог (www.blogger.com) – и вики – технологий, подкастов (www.podomatic.com), вебквестов. Информационно-коммуникационные технологии создают новую глобальную среду, в которой будущему поколению предстоит не только общаться, но и выстраивать профессиональные и личные отношения, позиционировать свои интересы и представлять себя.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – М : Академия, 1999. – 672 с.
2. Гессен, С.И. Основы педагогики введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин – СПб. : Питер, 1999. – 82 с.
4. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2002. – 464 с.
5. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 5. – С. 38-41.
6. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н.В. Елухина, сост. А.А. Леонтьев // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. – М.: Рус. яз., 1991. – С. 226-238.
7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.
8. Краснова, И.Е. Школьный словообразовательный минимум: каким ему быть / И.Е. Краснова, А.Н. Марченко // ИЯШ. – 1981. – №2. – С. 13-15.
9. Леонтьева, Т. П. Использование веб-квестов в профессионально-методической подготовке учителей иностранного языка // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, Минск 19-20 декабря 2012 г. В 2 ч. – Минск, 2014. – Ч.2. – С. 203-206.
10. Нагулин, Д.Ю. Трудности, возникающие при обучении аудированию // Вестник КАСУ №2. – 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik-kafu.info/journal/2/44/ (дата обращения:).
11. Никитенко З.Н., Шумилова Н.Н. Обучение школьников технике чтения на английском языке с использованием графических моделей и элементов «Языкового портфеля» / З.Н. Никитенко, Н.Н. Шумилова // Приложение к «Первое сентября». English. – 2010. – №4. – С. 5-9.
12. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Рус.яз., 1977. – 216 с.
13. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учеб.- метод. пособие / П.В. Сысоев. – М. : Глосса-Пресс : Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 128с.
14. Трудности аудирования и пути их преодоления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.faireducation.ru/striloms-245-1.html (дата обращения:).
15. Филатова, А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей и вузов) : дис. …канд. пед. наук / А.В. Филатова. – М., 2009. – 82 с.
16. Формирование лексических навыков: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж : Интерлингва, 2002. – 40 с.
17. Warschauer, M., Network-based language teaching: concepts and practice / M. Warschauer, R. Kern – NY: CUP, 2003. – 256 p.