Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста
1.1 Особенности формирования представлений о сезонных изменениях в природе в дошкольном возрасте
1.2 Использование метода наблюдения в процессе формирования представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе
Введение.
Актуальность исследования. Проблема ознакомления детей с сезонными явлениями природы сегодня в дошкольной педагогике рассматривается в сфере решения задач экологического образования. Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, проявляющейся в эмоционально‐положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды. Отличие дошкольной ступени экологического образования от других ступеней определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира.
Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников во многом определяется социальным заказом. Экономическая жизнь страны достаточно сложна и разнообразна, на высоком уровне находится развитие науки и техники, поэтому очень остро встают вопросы экологии.
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста.
1.1 Особенности формирования представлений о сезонных изменениях в природе в дошкольном возрасте.
Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями [20, с. 12]. Явления природы связаны с погодными изменениям климата в определенные промежутки времени, называемые сезонами года. Каждый такой период характеризуется своими метеорологическими особенностями.
Под сезонными изменениями в природе принято понимать также периодические явления, которые повторяются последовательно из года в год. Последовательность времен года напрямую связана с годовым вращением Земли вокруг Солнца, с учетом изменения наклона самой земли относительно орбитной плоскости. Особенности температуры воздуха и почвы, влажность и другие показатели в различные сезоны зависят от яркости и продолжительности влияния солнечной радиации в данные периоды, что в свою очередь приводит к количественным и качественным изменениям в природе, жизни животных и растений [11, с. 26].
В дошкольный период детям доступна для восприятия и понимания информация о таких природных изменениях, как знания того, что у каждого сезона существует своя продолжительность дня и ночи, свойственна характерная погода, температура воздуха и наличие типичных осадков для конкретного времени года, а также то, что данные особенности неживой природы способны определить и влиять на растительный мир и мир животных, их состояние и образ жизни [3, с. 54].
1.2 Использование метода наблюдения в процессе формирования представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе.
Изучение сезонных явлений является важной составляющей содержания естественно-научного образования. Принцип сезонности является ведущим при изучении природы детьми дошкольного и младшего школьного возраста. К.Д. Ушинский писал, что для изучения надо выбирать те природные объекты и явления, которые окружают ребенка «… и то время года, когда учение происходит, чтобы впечатления... были в ребенке живы и могли быть проверены его собственным опытом и чувствами» [11, с. 12]. Впоследствии такие известные ученые-методисты, как А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, Д.Н. Кайгородов, И.И. Полянский, Л.Ф. Мельчаков в своих работах указывали на важное значение наблюдений при изучении сезонных явлений.
При установлении временных (что за чем следует) и причинно-следственных (от чего происходит то или иное явление) связей, происходит процесс систематизации знаний о сезонных изменениях. Необходимо приучать детей и вырабатывать умение наблюдать, подмечать, обращать внимание на изменение явлений в природе, прививать чувство любви к окружающему, приобщать и обучать элементарным природоохранным способам поведения.
Ознакомление дошкольников с миром природы – это задача в первую очередь родителей и воспитателей. Они должны помочь ребенку сформировать такие качества как наблюдательность, любознательность, аккуратность, логическое мышление и т.д. Взрослый, будь то родитель или воспитатель, обязан ввести ребенка в окружающий природный мир.
1. Акимов, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром / Ю.А. Акимов. – М.: Сфера, 2010. – 220 с.
2. Андреева, Е.К. Путь к ноосфере: Принципы воспитания через природу в школе Сухомлинского / Е.К. Андреева. – Пущино, 1983. – 80 с.
3. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: практическое пособие для старших воспитателей и педагогов, родителей, гувернеров / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2012. – 160 с.
4. Брудный, А.А. От экологических знаний к картине мира / А.А. Брудный, Д.Н. Кавтарадзе // Вестник образования. – 1993. – № 7. –С. 2–40.
5. Казарчик, Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 33-37.
6. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет.сада / Л.А. Каменева [и др.] ; под.ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
7. Куприянова, М. К Общая фенология как наука / М.К. Кувприянова // Региональные эколого-географические исследования и инновационные процессы в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 16 - 17 марта 2006 г. – Екатеринбург, 2006. – 227 с.
8. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста: учебно - методическое пособие / Н.Г. Лаврентьева. – Чита: ЗабГПУ, 2002. – 168 с.
9. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. – М.: РЭФИА, 1996. – 51 с.
10. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М.: Просвещение, 1989. –144 с.
11. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб.пособие / Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.Терентьева ; под ред. П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
12. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 220 с.
13. Мир природы и ребёнок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 318 с.
14. Николаева, Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / Н. Николаева. –М.: Новая школа, 1995. – 106 с.
15. Николаева, Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольные учреждения / Н. Николаева. –М.: Просвещение, 1993. – 187 с.
16. Николаева, С. Ознакомление дошкольников с явлениями природы и трудом взрослых в разные сезоны / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8 – С. 9–16.
17. Николаева, С. Формирование представлений о сезонных явлениях в жизни диких животных / С. Николаева, Л. Игнаткина // Дошкольное воспитание. –1990. –№ 10 – С. 65–67.
18. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика- Синтез, 2011. - 256 с.
19. Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкольных работников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –120 с.
20. Осипов, Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой / Г.Н. Осипов. –М.: Просвещение, 1981. – 86 с.
21. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Н..А. Рыжова; науч. ред. Г.А. Ягодин. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
22. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Нар.асвета, 2012. – 165 с.
23. Стреха, Е.А. Познаем мир природы: учеб.нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 160 с.
24. Учебная программа дошкольного образования – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 420 с.