Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса формирования навыка чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Научные основы изучения процесса чтения
1.2 Анализ практики работы по вопросу формирования навыка чтения у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению навыка чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Цель, задачи, организация и методика исследования
2.2 Описание результатов обучающего эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Введение.
В сложном психофизиологическом процессе, каким является чтение, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» (Б.Г. Ананьев). Основными условиями успешного овладения навыками чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного гнозиса (узнавание букв) и мнезиса (память, зрительный анализ и синтез).
У истоков разработки вопросов обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) стояли такие отечественные исследователи как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева. На современном этапе данная проблема получила свое развитие в работах Т.А. Алтуховой, Г.В. Бабиной, В.К. Воробьевой, В.В. Воронковой, С.Ю. Горбуновой, О.Б. Иншаковой и других авторов.
На первой ступени общего среднего образования, наиболее часто встречающимися речевыми нарушениями являются нарушение навыков словообразования и словоизменения. Имеющиеся нарушения серьезно влияют на обучение детей в системе общего среднего образования. Они не способны осваивать образовательную программу на уровне общего среднего образования без специальной коррекционно-педагогической помощи. Коррекционная работа ведется параллельно урокам и способствует преодолению неуспеваемости в рассматриваемом компоненте. Большое значение в успехе коррекционных занятий играет участие родителей (законных представителей), которые в свободное от уроков время помогают детям закреплять полученные навыки правильной речи. Актуальным для педагогических работников системы специального и общего среднего образования являются вопросы, связанные с освоением процесса чтения, от которого зависит успех учебной деятельности учащегося, его психическое развитие, умственные способности. Это определяет социальную значимость и практическую необходимость разработки методических рекомендаций для педагогов по формированию эффективного навыка чтения учащихся с ТНР с целью выработки у них осознанности восприятия содержания прочитанного. Вышеизложенное определяет выбор темы нашего исследования.
Глава 1 Теоретические аспекты процесса формирования навыка чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
1.1 Научные основы изучения процесса чтения.
Имеется много фундаментальных и многосторонних исследований посвящено подготовке детей к грамотности. Проанализировав эти вопросы с точки зрения различных научных дисциплин, исследователи обращают внимание на требования, необходимые для овладения письменной и устной речью, которые являются «предпосылками для овладения письмом и чтением» (Р.Е. Левин, И.Н. Садовников, Е.А. А.А. Логинова, Е.Н. Патриотическая).
Психофизиологическая основа чтения – это взаимно влияющая и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речевого двигательных анализаторов. Такие когнитивные процессы, как мышление, внимание, память, образное восприятие и пр., имеют большое значение для эффективного овладения чтением. Владение письмом и чтением как речевым продуктом требует еще большего количества действий, которые должны быть выполнены.
В.Д. Эльконин описал чтение именно как «процесс воспроизведения фонетической формы слов в соответствии с их графической моделью». Следовательно, это означает, что ребенок вынужден заметить букву, дифференцировать ее, указать, что это за буква, а затем обязан заметить, дифференцировать и определить следующую букву. И только если период распознавания второй буквы не станет длиннее, чем время забвения предыдущей, он не будет забыт, ребенок сможет определить слог. Эти стадии занимают у ребенка довольно длительный период.
Т.Г. Егоров в своей работе «Психология обучения детей чтению» анализирует чтение именно как процедуру, состоящую из трех взаимосвязанных операций: восприятие буквенных символов, произношение того, что они означают, и интерпретация прочитанного. У ребенка, который только изучает процесс чтения, эти действия происходят поочередно. Однако, по мере того, как вы приобретаете опыт чтения текста, эти компоненты синтезируются. Т.Г. Егоров отмечает: «Чем гибче сочетание процессов понимания и того, что называется навыком чтения, тем совершеннее процесс чтения, тем точнее и выразительнее он». Другими словами, исследователь не противопоставляет чтение технике чтения. Для того чтобы чтение было завершено, необходимо, чтобы все три действия выполнялись одновременно.
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению навыка чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
2.1 Цель, задачи, организация и методика исследования.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте участвуют зрительные, речевые, слуховые и речеслуховые анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат «наиболее сложные механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1].
Чтение начинается с визуального восприятия, распознавания и узнавания букв. На этом основании буквы соответствуют определенным звукам, и звук, воспроизводящий изображение слова, воспроизводится, и он читается. И наконец, благодаря соотношению звуковой формы слова и его значения, чтение становится понятным. Таким образом, в процессе чтения условно можно выделить два аспекта: технический (корреляция визуального образа написанного слова с его произношением) и семантический, что является основной целью процесса чтения. В технике принято характеризовать навык чтения, называя его четырьмя качествами: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, что влияет на смысл чтения.
Беглость – это скорость чтения, которая определяет понимание прочитанного. Эта скорость измеряется количеством символов, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов за 1 минуту).
Сознательность чтения в методологической литературе последнего времени интерпретируется как понимание намерений автора, осознание художественных средств, которые помогают реализовать эту идею, и понимание его собственного отношения к тому, что он прочитал.
Выразительность это умение передать речь
Учащиеся имеют базовое представление о работе и свое отношение к ней [12].
Таким образом, целью эксперимента является изучение характеристик навыков чтения у учащихся второго класса с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Задачи:
1. Подобрать диагностические методики для выявления состояния навыка чтения у учащихся второго класса с ТНР.
2. Изучить особенности языкового навыка чтения у учащихся второго класса с ТНР.
Заключение.
Имеется много фундаментальных и многосторонних исследований посвящено подготовке детей к грамотности. Проанализировав эти вопросы с точки зрения различных научных дисциплин, исследователи обращают внимание на требования, необходимые для овладения письменной и устной речью, которые являются «предпосылками для овладения письмом и чтением» (Р.Е. Левин, И.Н. Садовников, Е.А. А.А. Логинова, Е.Н. Патриотическая).
Психофизиологическая основа чтения – это взаимно влияющая и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речевого двигательных анализаторов. Такие когнитивные процессы, как мышление, внимание, память, образное восприятие и пр., имеют большое значение для эффективного овладения чтением. Владение письмом и чтением как речевым продуктом требует еще большего количества действий, которые должны быть выполнены.
Текущая методология признает навыки чтения как автоматическую способность озвучивать напечатанный текст, предлагать воспринимаемые рабочие идеи и развивать личное отношение к чтению. В свою очередь, эта работа читателя подразумевает способность продумывать текст перед чтением, во время чтения и после того, как чтение завершено. Важно помнить, что навыки чтения являются гарантией эффективного обучения, а также в начальных и средних школах, в дополнение к надежному способу ориентирования в мощном потоке информации, с которым сталкиваются современные люди. Непосредственно подобное вдумчивое чтение, основанное на совершенном умении читать, является средством ознакомления детей с культурной традицией, погружения в мир литературы и формирования его личности.
Чтение у детей с тяжелыми нарушениями речи распространяется на способы навыка чтения, темп чтения и на понимание прочитанного. Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуют побуквенное, угадывающее чтение. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. Нередко, у таких детей наблюдается тенденция объединения отдельно названных букв в процессе чтения в слова, и как следствие того, слово теряет свое значение. Учащиеся с недоразвитием речи при первичном прочтении текста могут правильно прочитывать слова, но при повторном чтении, могут допустить ошибки, воспринимая слово и текст, как что новое для них.
Часто встречающиеся ошибки у детей во время чтения:
замена одних букв другими;
ошибки носят неустойчивый характер;
происходят замены целых слов;
недочитывание или изменение окончаний;
некоторые виды ошибок характерны для нормально читающих детей.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Анавьев. – Известия АПН РСФСР, 1950. – 106 с.
2. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М. : Ось-89, 1997. – 128 с.
3. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика, 2007. – 89с.
4. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский. – М.: Детская речь, 1966. – 245 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение 1999. – 328 с.
6. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М.: Просвещение, 1963. – 341 с.
7. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев – М.: Просвещение, 2001. – 195с.
8. Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б. Иншакова. – Санкт-Петербург: Гном, 2007. – 142 с.
9. Калинина, И.Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов / И.Л. Калинина. – М.: Флинта, 2001. – 53 с.
10. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург, 1997. – 34 с.
11. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М. : Ось, 1989. – 23 с.
12. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов-на-Дону : «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с.
13. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
14. Логопедия в школе: учебно-практическое пособие / под ред. В.С. Кукушкина. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2010. – 56 с.
15. Логопедия: учебник для студентов дефект.пед. выш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС,2002–680 с.
16. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2003. – 96 с.
17. Муравьева, Н.Н. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма / Н.Н. Муравьева. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956. – 124 с.
18. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия. / Л.Г. Парамонова. – М.:АСТ: СПб.: Сова, 2009. – 464 с.
19. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
20. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у младших школьников / М.Н. Русецкая. – СПб.:КАРО, 2007. – 192 с.
21. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1976. – 112 с.
22. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – Айрис-пресс, 2017. – 82 с.
23. Якубинский, Л.П. О диалогической речи. Русская речь / Л.П. Якубинский. – М. : Педагогика, 2003 – 96 с.