ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время современный этап развития общества характеризуется повышением конфликтности во всех сферах общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Конфликты среди сотрудников в рабочем коллективе также неизбежны. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому имеет место значительный интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности.
В настоящее время актуальны исследования, направленные на изучение личности и различных ее свойств, которые проявляются в той или иной деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Актуальность настоящего исследования также заключается в том, что проблема связи между темпераментом и выбором стилей поведения в конфликтной ситуации является недостаточно изученной.
Велика роль личностных свойств при взаимодействии в трудовом коллективе, где зачастую возникают межличностные конфликты. В любой организации рано или поздно возникают конфликты и они могут быть конструктивными и деструктивными. Деструктивный конфликт характерен тем, что люди «застревают» на обсуждении личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия собственно те проблемы, которые и вызвали данное напряжение. Это, соответственно, не способствует успешному поиску способов решения проблемы, а все больше разрушает отношения между людьми – от неприятия друг друга до полного разрыва. Исследователями выделены общие характеристики протекания межличностных конфликтов, но в разных коллективах существуют свои особенности. К самым распространенным конфликтам в различных социальных системах относятся межличностные конфликты.
Межличностные конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности общества. Для современного здравоохранения, переживающего в последние годы процессы модернизации, характерен низкий уровень организационной культуры коллектива медицинского учреждения, несоблюдение многими медицинскими работниками этических норм, что приводит к систематическому психическому напряжению всех специалистов
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Темперамент и его физиологическая основа
Широко известной теорией, объясняющей физиологическую основу темперамента, является выдвинутая И.П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.
И.П. Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: темперамент – это основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума [12, с. 134].
По учению И.П. Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.
Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения [12, с. 135].
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
– сила процессов возбуждения и торможения,
– уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
– подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности личности в возникновении и разрешении межличностных конфликтов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы, подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей личности в возникновении и разрешении межличностных конфликтов посредством тестирования;
3) на третьем этапе была установлена взаимосвязь темперамента и стратегий поведения в межличностном конфликте в трудовом коллективе с помощью методов математико-статистической обработки данных.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методики, математико-статистические методы обработки данных.
Гипотеза исследования: существует связь между типом темперамента и выбором стратегии поведения в межличностном конфликте в трудовом коллективе медицинских работников.
Эмпирическое исследование осуществлялась с помощью следующих методик:
1. Тест описания поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной). Опросник конфликтного поведения разработан К. Томасом, в России адаптирован Н.В. Гришиной. Назначение методики: выявление определенных стилей поведения в конфликтной ситуации, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
В основе методики лежит двухмерная модель регулирования конфликтов Томаса-Киллмена, в соответствии с которой выделяются следующие способы регулирования конфликтов:
– соперничество как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
– приспособление, означающее готовность уступить, пренебрегая собственными интересами;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследования позволяют сформулировать следующие вывод:
1. Темперамент представляет собой индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость. Основными типами темперамента являются: сангвинический; флегматичный; холерический; меланхолический.
2. Рассмотрены темперамент и личность в возникновении межличностных конфликтах. На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей. Межличностные конфликты между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений в решении задач. При постоянном совместном взаимодействии между решающими и воспринимающими типами могут возникать конфликтные ситуации тогда, когда они не понимают предпочтений своих характеров и характеров противной стороны. На возникновение межличностных конфликтов также влияет уровень самооценки.
3. Раскрыта классификация конфликтов и способы их разрешения. Конфликты подразделяются на внутриличностные и социальные. Социальные конфликты, в свою очередь, бывают: межличностными, между личностью и группой, межгрупповыми, международными. Конфликты также могут быть конструктивными и деструктивными; открытыми, скрытыми, потенциальными; социальные, организационные, личностные; антагонистическими и компромиссными; экономическими, социально-политическими, идеологическими, социально-психологическими и социально-бытовыми. Основными способами разрешения межличностных конфликтов являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
4. Выявлены особенности личности в возникновении и разрешении межличностных конфликтов:
– в конфликтной ситуации медицинские работники склоны выбирать преимущественно стратегию компромисса, т.е. они готовы на взаимные уступки для нахождения приемлемого решения для обеих сторон. Медицинские работники зачастую выбирают стратегию сотрудничества – они готовы к поиску решений, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Реже используется стратегия соперничества – склонность к активной борьбе за свои
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально – психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 240 с.
2. Александров, А.А. Конфликт как социальное явление / А.А. Александров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 113. – С. 246-249.
3. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
4. Большой психологический словарь / Сост. и ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 672 с.
5. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск.: Наука, 1989. – 189 с.
6. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.
7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2002. – 312 с.
8. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта: автореф. дис. докт. псих. наук / Н.Н. Гришина. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – 324 с.
9. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2003. – 320 с.
10. Дойч, М. Психология конфликта / М. Дойч. – СПб.: Питер, 2001. – 250 с.
11. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. – Киев.: Политиздат, 1989. – 175 с.
12. Дубровина, И.В. Психология: учебник / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
13. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2000. – 433 с.
14. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А.А. Ершов. – Л.: Наука, 1976. – 174 с.
15. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии / А.К. Зайцев. Калуга, 1993. – 191 с.
16. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта, 2008. – 648 с.
17. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М.: Академия, 258 с.
18. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
19. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
20. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
21. Медведева, П.А. Стратегии выхода из конфликта в медицинском коллективе / П.А. Медведева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – № 11, Т. 4. – С. 1164.
22. Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Д. Рубин. – СПб.: Прайм, 2002. – 352 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб:. Питер, 2002. – 720 с.
24. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2т. – М., 2001. – Т.2. С. 69-77.
25. Тест темперамента Г. Айзенка (EPI) //. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – С. 56.
26. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 218 с.