Введение
1 Проблема «утечки мозгов»
1.1 Сущность проблемы и ее содержание
1.2 Основные причины «утечки мозгов» и ее последствия
2 Характеристика процессов миграции квалифицированных специалистов и ученых из Республики Беларусь
2.1 Состояние миграции квалифицированных специалистов из Республики Беларусь
2.2 Деятельность белорусов за рубежом и взаимодействие с отечественными предприятиями
3 Пути решения проблемы «утечки мозгов»
3.1 Основные направления решения проблемы «утечки мозгов»
3.2. Основные концепции государственной политики в проблеме миграции
Заключение
Список использованных источников
Введение
С переходом на новые рыночные отношения, большинство стран сталкиваются с какими-либо серьезными задачами. Одна из них - проблема «утечки мозгов», а именно проблема утечки высококвалифицированных сотрудников за границу. Миграция интеллектуалов в настоящее время очень актуальна. Никто не спорит с тем фактом, что граждане страны покидают свою родину. В последние годы многие хотят уехать из своей страны студенты ВУЗов, а также ученые. А ведь это люди, которые очень скоро будут строить не только свою карьеру, но и жизнь всей страны. Это беспокойный знак для республики. Экономические условия в стране такие, что молодые учёные, которые выходят в жизнь с дипломами, часто всего остаются «за бортом». В настоящее время может оказаться востребованным во многих государствах по специальности, которая получена в вузе – удел немногих выпускников. Рынок рабочей силы не имеет отчетливой регуляции и поэтому «утечка мозгов» достаточно опасна для экономического развития государства и занимает в настоящее время одно из основных мест в теории экономики. В различной экономической литературе очень часто появляются статьи об «утечке мозгов» и интервью с рабочими и учеными различных специальностей, менеджерами и директорами компаний. Теоретически «утечка мозгов» не несет собой опасность в случае, когда люди, которые получают опыт за границей, возвращаются на родину и продолжают рабочую деятельность. Однако, как показывает практика, крупномасштабная «утечка мозгов» наносит существенный экономический, интеллектуальный и моральный ущерб.
1 Проблема «утечки мозгов»
1.1 Сущность проблемы и ее содержание
«Утечка мозгов» –иммиграция, выезд за границу на стабильную работу высококвалифицированных рабочих, которые не находят применения своим способностям, которые не востребованы в стране проживания [1, с.1216]. Интеллектуальная собственность имеет существенный смысл и для государства. Чтобы страна хорошо развивалась, а тем более была экономически сформированной, государство заинтересовано в содействии и развитии своего интеллектуальной возможности, оно должно проверять рынок интеллектуального труда и не допустить выезд в другие страны высококвалифицированных рабочих, специалистов, изобретателей, учителей, медиков, профессоров и др. «Погоня за умами» стала одним из главных критериев экономического развития в обстоятельствах современной международной конкуренции. Абсолютное лидерство в этой сфере по праву принадлежит Америке, которые за последние два с лишним десятилетия притянули из развивающихся стран 250 тысяч высококвалифицированных рабочих, из Западной Европы – около 20 тысяч человек лишь за 1968–1978 годы. Очень активно привлекают иностранных профессионалов и сами западноевропейские государства [2, с.410]. Миграция рабочих обоснована такими же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. Стоит отметить абсолютно разный уровень экономического и социального процветания государств. Ученые и рабочие уезжают из страны в том случае, если находят там более высокую зарплату, не имеющий границ возможности для творчества и саморазвития, очень качественное лабораторное оснащение, более улучшенные бытовые обстоятельства, больше гражданских прав и демократических свобод.
2 Характеристика процессов миграции квалифицированных специалистов и ученых из Республики Беларусь
2.1 Состояние миграции квалифицированных специалистов из Республики Беларусь
Одной из главных сторон жизни белорусского общества на сегодняшнем этапе его процветания является миграция. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь в качестве критериев, которые создают угрозу безопасности страны в сфере экономики, названы послабление научно-технического и технологического потенциала государства, сокращение изучений на стратегически необходимых курсах научно-технического процветания; утеря требуемой статики формирования фундаментальной и прикладной экономической науки; уменьшение инвестиций в действительный сектор экономики; отток наиболее квалифицированных рабочих за границу [7, с.182]. Решение представленных проблем представляет собой совершенствования миграционной политики, под можно понимать «систему условий и мер управления миграционной подвижностью населения» [8, с.47]. Особенностью миграционных процессов в Беларуси на сегодняшний день представляется положительное сальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии [9, с.24]. За счет иммиграции в Республики Беларусь отчасти компенсируется естественная убыль населения государства, но данный способ сохранения количества людей не гарантирует усовершенствования его качественных характеристик. Среди тех, кто имигрирует в Беларусь, большую часть составляют беженцы из стран СНГ и нелегальные мигранты третьего мира.
3 Пути решения проблемы «утечки мозгов»
3.1 Основные направления решения проблемы «утечки мозгов»
Для любой проблемы должно найтись свое решение. Власти многих государств пытаются найти пути разрешения в сложившейся трудной обстановке. По определенным данным, в сфере образования и науки в самом ближайшем будущем предполагается повысить заработную плату ученым со стажем и молодым специалистам. По взглядам чиновников, это должно повысить привлекательность работы ученого-специалиста. В вопросах, связанной с утечкой мозгов главным, нужным, но совсем не определяющим, условием разрешения проблемы является увеличение материальной заинтересованности, прежде всего молодых ученых. Организация устойчивого материального списка может привлечь молодых специалистов оставаться работать в своем родном городе. Однако организация материальной базы не может повлиять в целом «утечку мозгов», нужно повысить социальный статус молодого профессионала и специалиста, поменять к нему то отрицательное влияние со стороны наёмника, которое выработалось в современном обществе. Необходимо с детства воспитывать у детей патриотические чувства к своему государству. Формирование правового поля и системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих миграционное регулирование в Республике Беларусь, является ключевой предпосылкой, определяющей возможность разработки и реализации стратегии миграционной политики в стране. На данном этапе, благодаря приобретенному страной за два десятилетия опыту в управлении миграционными потоками, официально разделены функции управления миграцией и определены подходы к координации деятельности институтов миграции.
Заключение
«Утечка мозгов» –иммиграция, выезд за границу на стабильную работу высококвалифицированных рабочих, которые не находят применения своим способностям, которые не востребованы в стране проживания . «Погоня за умами» стала одним из главных критериев экономического развития в обстоятельствах современной международной конкуренции. Миграция квалифицированных рабочих имеет отличные от миграции неквалифицированных специалистов последствия для государств. Миграция неквалифицированных в своей сфере людей достаточно удобна для страны-донора, потому что уменьшает безработицу и социальные издержки с расходами, а так же эмигранты, которые пересылают часть заработка в Беларусь или привозя его домой по возвращении, оснащают тем самым экономику своей страны валютными ресурсами. Исследование Национального Бюро Экономических Исследований США представило, что утечка мозгов сейчас совершается не только потому, что в «бедных» государства очень низкий уровень жизни, но и потому, что у рабочих появилось довольно средств для того, чтобы оплатить свой переезд в «богатые» страны. Одной из главных сторон жизни белорусского общества на сегодняшнем этапе его процветания является миграция. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь в качестве критериев, которые создают угрозу безопасности страны в сфере экономики, названы послабление научно-технического и технологического потенциала государства, сокращение изучений на стратегически необходимых курсах научно-технического процветания; утеря требуемой статики формирования фундаментальной и прикладной экономической науки; уменьшение инвестиций в действительный сектор экономики; отток наиболее квалифицированных рабочих за границу.
1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилиян. – М. – Институт новой экономики, 2008. – 1472 с.
2. Журавлева, Г.П. Экономическая теория РЭА им. Г.В.Плеханова «Утечка мозгов» / Г.П. Журавлева. – Москва: Академия, 2000. – 546 с.
3. William Isterli, Ross LevinWorld Bank Economic Review. – ABBYY Press – 2001. – 219 с.
4. Lindsay Lowell, Allan Findlay, Emma Stewart Brain Strain: Optimising Highly Skilled Migration From Developing Countries: Asylum and Migration Working Paper 3, –Institute for Public Policy Research, 2004. – 41 р.
5. Злобин, Н. «Утечка мозгов»: причины и последствия // http://www.kontinent.org/article_rus_47ffe607df371.html.
6. Oded Stark The New Economics of the Brain Drain. – World Economics, Economic & Financial Publishing, 2005. – 150 р.
7. Мальцев, Л.С. Вооруженные Силы Республики Беларусь. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь / Л.С. Мальцев. – Мн.: Асобны Дах, 2003. – 235 с.
8. Загорец, И.В. Миграция населения и миграционная политика / И.В. Загорец. – Минск: Лучи Софии, 2000. – 86 с.
9. Устремленность в будущее. Беларусь. Статистический сборник / Министерство анализа и статистики Респ. Беларусь; ИСПИ при Администрации Президента Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – 118 с.
10. Провалинская, Н. Ученый секретарь НАН считает, что молодым ученым не нравится зарплата в 2 тыс. долларов // http://naviny.by/rubrics/society/2010/05/28/ic_news_116_332052.
11. Протаскин, В. В белорусских вузах скоро не останется молодых преподавателей // http://news.tut.by/176840.html.
12. Дымкова, Р.В. Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь / Р.В. Дымкова // Белорусский экономический журнал. – 2002. – № 4. – 68-74 с.
13. Сехович, В. Во что инвестирует белорусский бизнес за рубежом // http://news.open.by/economics/33767.
14. Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 О Парке высоких технологий.
15. Вишневецкая, И. А.Лукашенко потребовал завершить застройку Парка высоких технологий в Минске к концу 2013 года / И. Вишневецкая // Советская Белоруссия. – 2010. – 18 ноября – 4 с.
16. Пикиреня, И.И. Успехи и перспективы развития современной хирургии / И.И. Пикиреня // Медицина. – 2009. – №3. – 10-13 с.
17. Shuval J. T. World Economic and Social Survey 2005. Financing for Development / Development Policy and Analysis Division (DPAP). – Department of Economic and Social affairs. UNO. N.Y., 2005. – 96 р.